22 ноября на кафедре педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета состоялась встреча магистрантов и представителей Центра развития образования Чайковского муниципального района. В ходе встречи были явлены проблемы, связанные с нехваткой молодых кадров в школах.
После встречи зав. кафедрой – д.п.н. Лариса Александровна Косолапова задала директору Центра развития образования Марине Владимировне Тюминой вопросы, которые, мы уверены, актуальны для студентов педуниверситета.
В ходе интервью стало понятно, чем Чайковский муниципальный район может привлечь выпускников ПГГПУ.
Л.А.: Марина Владимировна, расскажите о своем городе. Какой он?
М.В.: Чайковский – небольшой город. В нем проживает чуть более 100 тысяч человек. Но, несмотря на свою немногочисленность, в нашем городе много интересного. Всем известны наши Фестивали детского творчества им. Кабалевского, наш федеральный центр горнолыжного спорта «Снежинка», наши культурные мероприятия, связанные с именем Петра Ильича Чайковском. А еще наш город – уютный и чистый. В нем живут доброжелательные люди.
Л.А.: Чем может быть привлекателен Ваш город для молодых педагогов – выпускников нашего университета?
М.В.: У нас всячески поддерживают молодых. Вот уже четвертый год активно работает Совет молодых педагогов, который организует жизнь молодежи в образовании. Они проводят интеллектуальные турниры, участвуют в дебатах, просто организуют отдых молодых учителей и воспитателей. Кстати, председатель Совета – молодой педагог, мужчина. А это – хороший знак. Для нас ценны молодые кадры вообще, но мужчинам в системе образования мы особо рады.
Л.А.: А методическая помощь молодым оказывается? Кто этим занимается? Не почувствуют ли себя наши выпускники «брошенными в холодную воду» школьной жизни?
М.В.: Конечно, оказывается. В планах Совета молодых педагогов не только развлечения, но и совместная деятельность по постижению тайн учительской профессии. Вместе с Центром развития образования Совет организует методические семинары по заявкам молодых педагогов, тренинги, практикумы.
Л.А.: Марина Владимировна, сегодняшние молодые люди прагматичны. И это правильно. Скажите, есть ли возможность для карьерного роста у наших выпускников?
М.В.: Да, безусловно. В нашем районе вот уже пять лет на конкурсе «Учитель года» объявляется номинация «Молодой педагог». Для многих начинающих учителей участие в конкурсе становится стартовой площадкой для карьерного роста. Кроме того, действует программа «Кадровый резерв». Молодые люди обучаются и пробуют себя в роли администраторов. Показательно, что первый председатель Совета молодых педагогов – Яшин Максим Владимирович, в этом году назначен директором школы. Кроме того, Центр развития образования готов обеспечить тьюторское сопровождение профессионального становления выпускника, если такой запрос будет сформирован.
Л.А.: Это хорошо, но нашим выпускникам важно понимать и материальную сторону. Какова стартовая ситуация с заработной платой? Как обстоят дела с подъемными? Есть ли поддержка в обеспечении жильем?
М.В.: Надо понимать, что заработная плата зависит от нагрузки и системы стимулирования в образовательной организации. В среднем, эти цифры в 2016 году выглядят так:
Категории работников |
Средняя заработная плата |
Педагогические работники дошкольных образовательных организаций |
25186 |
Педагогические работники общеобразовательных организаций |
29242 |
Педагогические работники организаций дополнительного образования детей |
24234 |
Также одной из мер по привлечению молодых кадров в систему являются социальные гарантии для молодых специалистов предусмотренные:Законом Пермского края от 12.03.2014 N 308-ПК, Решением Земского Собрания Чайковского муниципального района от 26.05.2010 N 772.
Так молодым специалистам выплачиваются:
- единовременное государственное пособие при приеме в образовательную организацию в размере 50000 рублей (школы и детские сады) , в размере 18400 рублей (учреждения дополнительного образования);
- в течение трех лет со дня окончания образовательной организации устанавливается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 2600 рублей;
- в течение одного года со дня окончания образовательной организации (на отлично) дополнительно устанавливается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 1300 рублей.
Вопрос с жильем решается в нашем районе через: предоставление социального (ведомственного жилья нуждающимся, через возмещение затрат по аренде жилья, также компенсируются затраты на проезд до образовательных учреждений, находящихся в отдаленных населенныхпунктах.
Л.А.: Какие специалисты сейчас наиболее востребованы в ваших школах?
М.В.: На сегодня нам требуются учителя химии, физики, математики, русского языка, английского языка. И это понятно, почему. Целая плеяда учителей (кстати, в основном, выпускников Вашего университета), достигла возраста 55 лет. Требуется обновление кадров. Хочу обратить внимание, что это – потребность городских и сельских школ. Последние – особенно нуждаются в квалифицированных специалистах.
Л.А.: Сельский учитель. Такое сочетание чаще пугает выпускников. Что привлекательного в ваших селах?
М.В.: Во-первых, у нас есть сельские поселения, которые расположены очень близко к городу. Согласитесь, для Перми – 15-30 минутные поездки на общественном транспорте – это привычно. Такие школы как Марковская, Фокинская, Прикамская, Большебукорская находятся именно на таком расстоянии от города. Во-вторых, конечно, есть и отдаленные школы. Но они интересны своими уникальными программами. Например, самая отдаленная школа – Уральская, под руководством молодого директора разворачивает интересную Программу развития, в которой молодым, с их новым взглядом на жизнь, обязательно найдется место.
Л.А.: Ну что же, полагаю, что информация, полученная от Вас, будет полезна нашим выпускникам. И Чайковский станет тем районом, куда захотят поехать молодые педагоги.