Межрегиональный форум «Тьюторское сопровождение в различных социальных и образовательных контекстах», который прошел в Перми 29 сентября, собрал более ста педагогов, тьюторов, исследователей проблем индивидуализации и тьюторства.
Форум проходил в разных форматах.
Так содержательными были сообщения, сделанные на пленарном заседании
Мариной Владимировной Тюминой (руководитель Пермского регионального отделения МТА, федеральный эксперт МТА) «Форум как ресурс профессионального самоопределения педагогов Пермского края»;
Виктором Раульевичем Имакаевым (доктор философских наук, заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы РИНО ПГНИУ) «Конструирование тьюторского сообщества»;
Ларисой Александровной Косолаповой (доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики ПГГПУ) «Сопровождение как трудовая функция современных педагогических профессий»;
Оксаной Валерьевной Игнатьевой (кандидат исторических наук, заведующая кафедрой культурологии ПГГПУ) и Аленой Романовной Францкевич (ассистент кафедры культурологии, аспирант кафедры педагогики, руководитель Тьюторского центра ПГГПУ) «Тьютор в большом городе: ресурсы городской культуры в контексте тьюторских практик»;
Ольгой Николаевной Новиковой (кандидат философских наук, доцент, начальник отдела развития образовательных систем ИРО Пермского края) «Приоритетные аспекты тьюторского сопровождения старшеклассников».
Безусловно, многие участники Форума приехали специально, чтобы послушать непосредственно доктора педагогических наук, профессора, президента Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) Татьяну Михайловну Ковалеву (Москва), которая представила развернутый доклад «Тьюторское сопровождение в различных социальных и образовательных контекстах». Ожидания полностью оправдались. В докладе была раскрыта сущность тьюторской деятельности, её возможности, перспективные проекты, в которые включаются члены Тьюторской ассоциации.
Особая благодарность проректору по внеучебной работе и развитию образовательной среды Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ) Олегу Владиславовичу Лысенко, который не только поприветствовал участников Форума, но и продемонстрировал осведомленность и интерес к заявленной тематике в ПГГПУ.
С опытом реализации идей тьюторства можно было ознакомиться в формате «Место встреч» в ходе непосредственного общения с «носителями опыта»: Магистратура «Тьюторство в образовании» (ПГГПУ), Организация тьюторского сопровождения в межмуниципальном метапредметном лагере «Восток», «Т-клуб», КПК «Основы тьюторского сопровождения», Сопровождение робототехнических проектов, Презентация образовательных событий ПРЭСТО, Презентация книги «50 000 знаков для тьютора», Проекты Тьюторского центра ПГГПУ, Опыт тьюторства с умственно отсталыми детьми, Тьюторская позиция учителя начальных классов
В ходе работы Форума можно было посетить мастер-классы (их было проведено восемь), узнать об опыте коллег (прошла презентация 10 тьюторских практик).
Также четыре практики прошли экспертизу с участием экспертов МТА:
- Модель тьюторского сопровождения студентов ПГГПУ (целевая группа: студенты);
- Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ тьюторантов (целевая группа: подростки 13-16 лет);
- Фестиваль «Твои возможности» как одно из средств профессионального развития учителей и развития личностных компетенций обучающихся с ОВЗ» (целевая группа: школьники с ОВЗ от 8 до 15 лет);
- Тьюторское сопровождение в культурно-образовательном событии (целевая группа: школьники 8-9 классов).
Также в программу Форума был включен Круглый стол «Моделирование в тьюторских практиках», в ходе которого прошло обсуждение таких вопросов как:
- Тьюторское сопровождение моделирования в урочной и внеурочной деятельности.
- Перенос метапредметной компетентности моделирования на способность моделировать свою профкарьеру.
- Моделирование «заботы о себе» и построение индивидуальной образовательной программы.
Таким образом, в роли активных участников, подготовивших сообщения, выступивших в роли модератора было более 40 человек (программа Форума прилагается).
На форуме не было случайных лиц, не было скучающих… Все участники отметили, что удовлетворены содержанием и форматом прошедшего события, отмечают, что могло бы сделать его еще более продуктивным.
Очень важно, что в работе Форума приняли участие большинство магистрантов ПГГПУ, осваивающих программы «Тьютор по профессиональному развитию педагога», «Тьюторство в образовании» (подчеркнем, все они учатся заочно!). Магистранты задавали вопросы, обсуждали с экспертами, а главное – с Татьяной Михайловной Ковалёвой, идеи своей магистерской работы, впитывали опыт, «копили» идеи.
Форум позволил зафиксировать многообразие тьюторских практик, реализуемых в Перми, городах и селах Пермского края. Безусловно, важно описать, зафиксировать представленный опыт в формате сборника материалов, ресурсной карты тьюторства Пермского края, в любом ином креативном формате.