7 декабря (уже в 12 раз!) состоялся конкурс творческих работ «Грани таланта», посвящённый выдающимся деятелям науки, искусства, культуры. Личностям тех, кто всей своей жизнью доказывал и доказывает, как важно верить в себя, в ребёнка, в силу доброго слова и отношения.
Неповторимость и многозначность великих…
На сегодняшний день, в изменившейся социальной ситуации развития, обусловленной политическим, идеологическим, нравственным аспектами, связанными с присвоением чуждых нашей культуре образцов поведения, актуализацией потребительства, ростом равнодушия в отношениях, нарастающей психологической отчужденности взрослых от мира детства, как никогда важен целостный подход к ребенку.
Ведь каждому человеку, по большому счёту, важно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учёбе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развиваться, уважать себя!
Если в стране нет экономического кризиса или тем более войны, то в среднем органические потребности более или менее удовлетворяются.
А базовые потребности – всегда в зоне риска!
В этом плане в условиях изменений социальной ситуации развития, хаоса интернет-пространства, потери ценностей ключевым требованием для образования становится процесс самоопределения человека по отношению к динамичному характеру современного общества, формирование собственной картины мира и представлений о целях и значимости будущей деятельности; обретение и понимание себя, своих помыслов, стремлений, выбора.
Эти вопросы волновали во все исторические эпохи настоящих педагогов и людей, неравнодушных к делу воспитания подрастающего поколения.
Путь таких людей – прямое доказательство того, как много зависит от человека, от его желания жить и действовать, как важна роль понимающего взрослого в жизни каждого ребёнка. Взрослого, ориентированного на уважительное взаимодействие с ребёнком, на признание его прав, в том числе, на «право быть самим собой» (Януш Корчак).
В этом плане работы, представленные на конкурс по одной из трёх номинаций («Грани таланта: профессионал и педагог», «Учитель в судьбе гения», «Талантливы во всём»), отличались содержательностью, оригинальностью, наличием авторской позиции. Конкурсанты осветили не только интересные и, порой, неизвестные факты судьбы и творчества деятелей науки, искусства и культуры, но, главное, так их преподнесли, что убедили всех присутствующих в зале в неповторимости граней таланта выдающихся личностей.
Ярким и незабываемым выступлением стал доклад Дудина Евгения (гр. 1222, ф-т информатики и экономики), посвящённый В.М. Фильштинскому. Глубоким философским смыслом были наполнены выступления Наборщиковой Марины и Злобиной Валерии (ф-т иностранных языков, гр. 723), а также Ничепорук Екатерины (ф-т педагогики и психологии детства, гр. 523). Их доклады раскрыли грани таланта великого И.К. Айвазовского, Э. Далькроза и нашего современника Ника Вуйчича.
Пепеляева Ирина (ф-т иностранных языков, гр. 729) открыла для всех неожиданную грань личности В.А. Жуковского – как профессионального педагога, ставшего авторитетным наставником для Александра II и А.С. Пушкина.
Оригинальностью отличились выступления Батуева Михаила (ЕНФ, гр. 621) и Галиулина Тимофея (ф-т педагогики и психологии детства, гр. 522). Батуев Михаил ярко осветил великий дар знаменитого математика Н.И. Лобачевского, а Галиулин Тимофей рассказал о современнике, слепо глухом профессоре, докторе педагогических наук, действительном члене Академии информатизации при Организации Объединённых Наций – Суворове Александре Васильевиче.
Также внимания заслуживает выступление студентки математического факультета – Корепановой Аллы (гр. 121), которая, вдохновившись деятельностью Иванова И.П., презентовала опыт КТД на примере своей группы, доказав действенность и результативность данной методики.
Можно было бы продолжить разговор по каждой из представленных на конкурс работе, потому что абсолютно все участники вложили частичку своей души в выступление. Однако, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы будем рады приветствовать в будущем году новых участников с оригинальным идеями, раскрывающими грани таланта выдающихся людей и, безусловно, будем рады всем зрителям, которые придут на конкурс в качестве поддержки своих факультетских представителей.
На наш взгляд, конкурс, безусловно, востребован и актуален, так как помимо большого количества интересных фактов, которые узнали участники и слушатели, он даёт возможность публичного высказывания, отстаивания собственной точки зрения, видения проблемы, что для будущего учителя так важно. Выступление на конкурсе - это опыт, это ступенька в движении к профессионализму.
Спасибо всем участникам конкурса, победителям, педагогам, помогавшим в подготовке выступлений. Отдельное спасибо хочется сказать членам жюри: Косолаповой Л.А (доктор пед. наук, зав кафедрой педагогики), Гавриловой И.Н. (кандидат биологических наук, доцент, заместитель декана ЕНФ по учебной работе), Тариновой Н.В. (старший преподаватель кафедры методики преподавания биологии и химии).
СПАСИБО!
Н.А. Гангнус,
доцент кафедры педагогики
Фото: