Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Воспитание нравственной культуры учащихся на уроках истории

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

О.В. Ярома (Пермь)

В течение первых 15 лет постсоветского периода не уделялось почти никакого внимания нравственно-ценностной цели преподавания истории в школе. К началу XXI в. во многих учебниках истории прослеживался нейтральный подход, согласно которому исторический процесс вообще не оценивался. Между тем, потенциал исторического материала, связанного с положительным и отрицательным опытом истории, оставался мало используемым в процессе формирования нравственных ценностей учащихся.

Ещё К.Д.Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла? В этом смысле история предоставляет педагогу неисчерпаемые возможности.

Воспитательные цели образования в дореволюционной России опирались на православную систему ценностей, сущность которой сводилась к «обретению личностью спасительного нравственного востребованного духовного опыта» [5, с. 307].

В советской школе, несмотря на идеологизацию образования, сохранился ряд дореволюционных нравственных норм, используемых в процессе воспитания. В. Н. Сухомлинский выдвинул идею четырех культов, на которых должна держаться, по его мнению, школа: культ Родины, культ человека, культ родного слова и культ книги [3]. Присутствие этих стержневых понятий в изучении истории в школе означало, что нравственное воспитание детей было в данном случае приоритетным.

В постсоветский период, как уже говорилась выше, перед историей какое-то время вообще не ставилась задача нравственного воспитания. Так, недавно умерший А.Ю. Головатенко в начале 90-х утверждал, что воспитывать патриотизм в современной школе невозможно. Правда, позже он изменил своё мнение [1].

На современном этапе никто не сомневается в том, что история занимает совершенно исключительное место в системе духовного воспитания личности. Человек должен знать своё историческое наследие, учиться на опыте предков. Сегодня школа должна помогать в этом. В огромном потоке новой информации необходимо уметь разбираться, постигать суть изучаемых исторических явлений. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине – где, как не на уроках истории должны решаться эти задачи!

Ещё 15 лет назад известный историк А. Гуревич говорил, что учитель должен донести до ученика главную мысль истории с том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации. Он считает, что такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать. Гуревич отмечает, что история помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других? Ответ очевиден: отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует уважение и к другим людям, как к своим современникам, так и предкам. История в состоянии показать, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело совсем не в незнании истории, а в неумении её слышать. Следовательно, надо научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих ценностей. Дело ученика – попытаться понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод – подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил. Учитель не должен исключать, что оценка того или иного исторического факта у ученика может измениться, если изменятся ценности ученика [2].

Как учитель истории может воспитывать нравственность на уроках сегодня?

Если понимать нравственность, как компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, то нравственная культура это есть индивидуальный опыт нравственно-ценностных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе [4, с.7.]. Значит, задача историка – способствовать формированию нравственных качеств с помощью своего предмета, т.е. на основе изучения исторического опыта. При этом учитель не должен навязывать свои ценности, он должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий в нравственном плане.

Учитель должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал, раскрывать суть и содержание духовных ценностей разных эпох, но и не скрывать отрицательный опыт истории, вопреки которому патриотизм, мужество, любовь, уважение сохраняются и преодолевают испытания. Сегодня особенно актуально воспитание толерантности в отношении ценностей разных цивилизации.

А.В Елисов, пожалуй, на сегодня самый главный специалист по духовно-нравственному воспитанию на уроках истории, заслуженный учитель России, выделяет следующие аспекты нравственного воспитания на уроках истории:

1) аксиологический – обращение учащихся к высшим ценностям;

2) гносеологический – включение учащихся в процесс познания высших ценностей;

3) когнитивный – познание учащихся через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей;

4) ориентационный – выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношение к миру, людям и самому себе;

5) результативный – механизм становления структуры человеческого «я».

Формулирует А.В Елисов и главную цель нравственного воспитания, которая заключается в следующем: включить учащихся в процесс осознания и переживания нравственных ценностей в качестве потребностей личности, субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических фактов. Реализация этой цели включает в себя ряд признаков воспитания: 1) целенаправленность; 2) процесс взаимоотношения педагога и ученика; 3) создание воспитательной среды; 4) содержание воспитания; 5) творческий характер воспитания [6].

Процесс нравственного воспитания очень трудно поддаётся диагностированию. Но это не значит, что этого делать не нужно. Результат может быть очень отдалённым. И это не значит, что усилия, предпринятые учителем, были напрасны.

Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В.О. Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь. При соблюдении этого условия история в школе никогда не будет скучной! Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию положительных сторон своей собственной личности на уроках. В старших классах, где учащиеся не будут просто принимать на веру всё сказанное учителем, необходимо владение техникой постановки проблемной ситуации, разрешая которую ученики сами добывают и оценивают знания. Например, в десятых классах Гимназии им. С.П. Дягилева учащиеся работают над вопросом «Почему центом объединения русских земель стала именно Москва, а не Тверь, Великое княжество Литовское или Новгородская республика?» Старшеклассники в рамках групповой работы сами подбирают дополнительный материал, необходимый для аргументации, внимательно изучают материал учебника по данному вопросу, самостоятельно выделяют параметры для сравнения, ставят подвопросы, делают выводы. Самостоятельный поиск решения указанного вопроса воспитывает учащихся в нравственном плане тем, что они ощущают себя исследователями, проверяют собственные силы, начинают чувствовать себя увереннее в исторической проблематике – «Я могу!», «Я понимаю!».

Воспитание с помощью учебного материала – следующий путь воспитания нравственности. Правильно подобранные исторические факты – сведения о поступках людей и исторических событиях прошедших эпох, несущие воспитательный характер, – должны непременно присутствовать на уроках истории. Учитель должен с помощью материала показать ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей. Так, исходя из нашего опыта, огромный эмоциональный отклик получает изучение в 11 классе страниц истории Великой Отечественной войны, связанный с блокадой Ленинграда. Нравственные ценности прошлых эпох примеряются учащимися на себя сегодняшних.

Основываясь на изучаемом материале, учитель должен использовать различные типы заданий, ориентированных на нравственный поиск. Например, «Чингисхан, Наполеон, Гитлер – великие люди или злодеи?», «Может ли полководец быть святым?» (в случае, например, с Александром Невским, Ф.Ф.Ушаковым» и т.д.) Учителя истории гимназии постоянно используют в своей работе постановку вопросов, как бы решили ученики те или иные исторические проблемы, живи они в изучаемые эпохи. Например, «На стороне белых или красных оказались бы вы в Гражданской войне?», «Как бы Вы поступили, оказавшись в немецком окружении летом 41-года?», «Стали бы вы участником восстания на Сенатской площади? Аргументируйте ответ» и т.д. Ответы на данные вопросы предполагают отражение нравственной позиции учеников.

Технология, в рамках которой могут быть составлены указанные выше вопросы, называется технологией переноса в изучаемую эпоху или событие (А.В. Елисов). Она предусматривает ролевую игру. В рамках различных исторических ролей ученики пытаются действовать в рамках той или иной исторической эпохи. Если речь идёт о событиях, к примеру, Великой Отечественной войны, ученики смогут почувствовать трагедию людей, живших в сложные моменты истории. Задача учителя здесь – помочь распределить роли и определить рамки темы, чтобы избежать выхода за них. Учащиеся гимназии выступали в ролях участников Белого движения, власовцев, Отечественной войны, представителей русской интеллигенции начала ХХ в и т.д.

Нами практикуется также нравственная оценка исторических деятелей. Старшеклассники оценивают путём проблемного подхода Ивана IV Грозного, Петра I, Николая II, Иосифа Сталина и многих других.

Итак, уроки истории должны быть направлены на поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки. Уроки должны быть результативными в достижении нравственной истины: ученики, в конечном счёте, должны придти к пониманию ценности человеческой личности и ценности собственной жизни. Учитель может диагностировать первоначальное отношение ученика к изучаемому факту, событию, человеку, а затем проследить динамику изменений по мере углубления учебного материала.

Список литературы:

  1. Головатенко А. Начальная история Руси (с древнейших времен до XI столетия): Пособие для старшеклассников. М.: Школа-Пресс, 1999. — 96 с.
  2. Гуревич А. Вдохнуть в историю душу: лекция о средневековой культуре // Лицейское и гимназическое – 1999. – № 6.
  3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская – М.: Педагогика 1990. – 288 с. – (Б-ка учителя)
  4. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: учеб.-метод. пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 111 С.
  5. Шестун Е. Православная педагогика. – Москва, 2002. – 576 с.
  6. http://www.pravsemia.ru/index.php?id=1064. По состоянию на 26 ноября 2011 г.