Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Возможности информационных технологий в формировании ценностных ориентаций подростка: из опыта работы учителя

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Н.Г. Яковлева (Пермь)

Мы живём в мире, который очень быстро меняется, то, что ещё вчера было современно и модно, сегодня скучно и обыденно, а завтра будет отсталым и ненужным. За последние 20 лет изменился не только социально-экономический строй, кардинально изменилась жизнь человека. В жизнь стремительно ворвались компьютеры, сотовые телефоны и интернет. Возможности современного человека стали практически не ограниченными и это изменило самого человека. Он стал инертнее и циничнее, и в первую очередь это коснулось молодых.

Огромное количество соблазнов обрушилось на подростка: зачем читать, если можно посмотреть кино, зачем встречаться с друзьями, если общаться можно в социальных сетях, зачем работать на компьютере, если на нём можно играть? Мир вокруг меняется так быстро, каждый день, что-то новое, всё нужно успеть, и совершенно некогда разбираться, что полезно, а что вредно. Подросток поглощает всё с жадностью, свойственной его возрасту не задумываясь над последствиями. Можно к этому относиться по разному: осуждать, оправдывать, а можно этим пользоваться и с помощью информационных технологий сеять разумное, доброе, вечное. Вот только опоздали немного и посеяли там уже другие и совсем не то, на что надеялись учителя и родители. Что делать в этой ситуации запрещать, ограничивать? Но всем хорошо известно запретный плод сладок и даже очень.

Что же в этой «безвыходной» ситуации можно сделать? Как помочь ребёнку разобраться в этом ворохе возможностей и не потерять себя и свою личность, как сформировать у него правильные ценностные ориентации и привить вкус, который в дальнейшем будет тем самым навигатором, способным провести его через все жизненные соблазны без серьёзных потерь?

В культовом фильме прошлого века есть замечательная фраза: тот, кто нам мешает, тот нам поможет. Любят подростки компьютеры? Значит учителям нужно брать в помощники именно компьютеры и ни что иное.

Всем известно насколько продвинуты современные подростки в области информационных технологий, но стоит только им предложить ими воспользоваться для учёбы, как они сразу находят множество причин для того чтобы ничего не делать или, что ещё хуже, скачать из интернета то что уже сделано другими. Главный вопрос современного подростка: зачем? Зачем рисовать рисунок, зачем писать конспект и так далее. Зачем делать то, что уже сделано до тебя? Зададим себе вопрос: разве он не прав? Ведь если бы люди только делали то, что до них делали другие, они до сих пор жили бы в каменном веке. И снова что делать?

А сделать можно многое и начать нужно, конечно же, с себя. Интересы учителя, как правило, редко ограничиваются своим предметом, да и в рамках своего предмета сделать можно многое. Например, автор статьи увлекается астрономией.

Современная астрономия переживает период, когда темп накопления астрономических данных уже давно превышает возможности их анализа. В результате в астрономических организациях образуются залежи необработанных данных, которые затем попадают в Интернет. Это позволяет использовать всемирную компьютерную сеть, как источник новейшей астрономической информации. Многие научные учреждения помещают полученную ими информацию на своих сайтах, где ей может воспользоваться любой. Космические и наземные телескопы подключены к Интернету, что позволяет вести наблюдение в реальном времени и делать открытия не только профессионалам, но и любителям. Для обработки информации также существует множество специальных программ, в том числе и профессиональных.

Вот работа, которую до тебя никто не делал, вот где можно показать себя и свои способности, вот где может быть по настоящему интересно. Хочешь открыть комету и назвать своим именем? Это возможно. Хочешь сделать открытие? Всё в твоих руках. А это значит, что просто играть на компьютере стало скучно и вчерашние увлечения, так сильно беспокоившие родителей, ушли сами собой. На смену им пришли новые заботы – не хватает знаний для новой работы. Научиться программировать, подучить английский и так далее. Таким образом, мотивация рождается в процессе деятельности, а это самый эффективный вид мотивации.

Всё в наших руках, изменились ученики, значит должны измениться и учителя и методы преподавания. У Карела Чапека есть замечательный рассказ о том, как в каменном веке старшее поколение критикует молодое. Куда катиться мир, переживают герои? Для автора статьи ответ очевиден к новому светлому будущему.