Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Педагогическое наследие отечественных полководцев с позиции аксиологического подхода в воспитании

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.В. Шилоносов (Пермь)

Важнейшими компонентами профессиональной реализации будуще­го офицера, является, прежде всего, воспитательная деятельность и деятельность по обучению военнослужащих и воинских коллективов. Участь любого командира, несмотря на ранг, быть воспитателем и педагогом. Иметь способность организовать учебные занятия, воспитательную работу с подчиненными, осуществить психологическую подготовку вверенного подразделения для гарантированного выполнения любой сложности возникающих задач по защите национальных интересов России.

Офицерам принадлежит центральное место в руководстве воинского коллектива, в организации и проведении все­го воспитательного процесса. Именно офицеры играют главную роль в определении целей, задач воспитательной работы, выборе методов, средств, форм воздействия на военнослужащих, организации контроля за личным составом, анализе, оценке результатов воспитания, устранения возникающих в нем недостатков. От влияния педагогической деятельности офицеров в решающей степени за­висят формирование целеустремленности, сплоченности воинского коллекти­ва, направление и координация воинской деятельности подчиненных, распределение обязанностей, обеспечение единства требований и личной примерности. Организованная работа по воспитанию подчиненных − важнейшая обязанность офицера. Она неразрывно связана с выполнением специальных обязанностей службы и обуславливает их успех, поскольку результаты педагогической деятельности офицера, выполнение его распоряжений и приказов зависят от развития у военнослужащих личных качеств, необходимых для добросовестного выполнения воинского долга [6].

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из проявлений воспитания как социального явления [1].

«Воспитание» имеет особенное значение среди основных категорий педагогики − это процесс становления, обогащения и совершенствования субъектно-личностного и духовного мира человека. Воспитание осуществляется через творческое наследие всей доступной культуры в конкретно-историческом контексте. С. И. Гессен определял задачу воспитания в приобщении человека к культурным ценностям науки, нравственности, права, искусства, хозяйственной деятельности, превращение природного человека в человека культурного [3].

Психология определяет воспитание как деятельность по передаче новым поколениям историко-общественного опыта, целенаправленное и планомерное воздействие, обеспечивающее формирование и подготовку личности к общественной жизни и производительному труду. Процесс воспитания, осуществляется при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии между собой самих воспитуемых, являющихся не только объектами, но и субъектами воспитания. Обобщая понятие «воспитания», приходим к выводу, что это процесс и результат воздействия внешних и внутренних сил, подготовки к предстоящей деятельности, становления личности, социализации, духовного возвеличивания, приобщения к ценностям, к традициям и т. д.

Изучая профессиональную воспитательную деятельность офицерского состава, Ю. М. Кудрявцев обосновывает необходимость учета возрастного фактора, проявляющегося в том, что курсанты – это достаточно взрослые люди, со своими взглядами, сильными и слабыми сторонами. Современного курсанта отличают высокий профессионализм, смелость в поступках и суждениях, социальная активность. Вместе с тем у ряда курсантов обнаруживается отрицательное отношение к воинской деятельности, слабое развитие тех или иных личностных качеств, недостаточная организованность и дисциплинированность, беззаботность, эгоизм, неуважение к требованиям военной этики [6]. Поэтому необходимо решать задачу дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, качественного улучшения содержания педагогических дисциплин, исходя из требований к квалификационным характеристикам к уровню подготовки выпускников военно-учебных заведений. В современном учебно-воспитательном процессе профессиональной подготовки будущего офицера возникает необходимость формирования ценностного отношения к воспитанию военнослужащих. Военно-воспитательный процесс должен иметь целенаправленный характер, определять конкретные направления и цели педагогических усилий, а также включать в себя методы, средства, формы, содержание, условия достижения этих целей.

Как правило, цели воспитания определяются социальными ценностными установками господствующего класса, которые провозглашаются тем или иным сообществом в своей идеологии [2]. Но не всегда направляются усилия для решения социально-общественных проблем общества, в капиталистических странах руководящая элита чаще стремятся навязать иные, идейные ориентации удобные для правления в качестве господствующей идеологии. В мировой педагогической теории и практике ученые уже давно пришли к мнению, что воспитание не должно зависеть от субъективных убеждений и взглядов, стоящих ныне у власти. Если рассматривать воспитание курсантов с точки зрения развития личности, оно должно базиро­ваться на постоянных, непреходящих ценностях, идеях и иметь национальное, историческое и общечеловеческое дело. Чтобы каждый человек смог ощутить себя свободным, полноценным в то же время ответственным за свою деятельность, т.е. рассматривать человеческую личность как высшую ценность.

Теоретико-педагогические предпосылки к развитию аксиологического подхода в воспитании военнослужащих на современном этапе, прежде всего, является развитие научно-прикладного и практического аспектов педагогической аксиологии, насыщение терминологическими понятиями, усложнение профессионально-педагогической деятельности будущих офицеров, вызванных потребностью воинской практики.

Ценностное отношение в педагогике рассматривается как отношение особого рода, развитие которого связано со становлением личности. Развитие у индивида системы ценностных отношений является смысловым полем для его духовно-практической деятельности и раскрывает цели, характеризует интересы, отражает идеалы, убеждения и потребности. М.С. Каган убежден, что формирование ценностного отношения личности в духовном мире и есть воспитание. «Суть его в том, что поскольку ценностные ориентации не врожденны индивиду, а обретаются им прижизненно, то источником могут тут быть только наличные ценности той социальной общности, к которой принадлежит и к которым она стремится его приобщить» [5, 175].

Будущим офицерам для сознательной и свободной деятельности необходимо иметь представление о ценностях, которые бы его мотивировали, направляли поведение. Мы предполагаем, что изучение богатейшего педагогического наследия отечественных полководцев конца XIX – начала XXI вв. способствует формированию ценностных ориентации в педагогической деятельности будущих офицеров внутренних войск. Для качественного улучшения подготовки офицерского корпуса в рамках проведения военной реформы необходимо существую­щую систему подготовки будущих офицеров превратить в школу обучения и воспитания подлинной военной интеллигенции, готовой к активной педагогической деятельности, восприятию нового, творческого и преданной своему Отечеству.

Выдающиеся полководцы оставили богатейшее педагогическое наследие, которое можно использовать в учебно-воспитательном процессе, повседневной воинской деятельности курсантов для приобретения навыков в педагогической деятельности. Поэтому в качестве основы для совершенствования профессионального образования будущих офицеров мы предлагаем использовать педагогическое наследие отечественных полководцев конца XIX – начала ХХI вв. Их идеи составляют важнейшее отечественное педагогическое достояние и наследие. Необходимо различать эти важнейшие категории военно-педагогического знания.

Педагогическое достояние – это историко-педагогическая информация о военных и культурных событиях, социально-педагогические факты, педагогическое описание и обоснование предметов, событий и явлений, характерных только для своего времени и полностью соответствующих социально-политическим условиям прошлого [4].Педагогическое достояние отечественной военной педагогики сыграло важнейшую роль не только в моральном становлении российских воинов, но и в формировании их духовно-нравственных, военных и физических качеств. Оно требует бережного сохранения и передачи из поколения в поколение. Возможно, что в близком или отдаленном будущем по мере совершенствования существующих и утверждения принципиально новых воинских отношений его станут применять как педагогическое наследие – цели обучения и воспитания, принципы, содержание, методы, средства и формы, в которых содержатся вполне применимые в современных условиях образования практические возможности для значительного усиления морально-психологической подготовки будущих офицеров.

Процесс воспитания – это всегда личностно ориентированный процесс, в ходе которого преподаватель не только вооружает будущих офицеров знаниями, но и формирует у них отношение к окружающему миру. В процессе педагогического взаимодействия будущие офицеры как неосознанно, так и вполне осмысленно придают индивидуальным качествам преподавателя особый статус. Как правило, они предпочитают более опытного преподавателя, который способен сыграть роль наставника в их судьбе. Военное образование предусматривает формирование как социальных, так и индивидуальных качеств будущих офицеров. Эта задача в военном вузе решается в непосредственном контакте с преподавателями, когда курсанты получают возможность наблюдать, воспринимать, сравнивать и оценивать как личность, так и индивидуальность каждого преподавателя.

Взаимодействуя с курсантами, преподаватели транслирует на них свои качества, реализуя свою потребность и способность быть педагогом и, в свою очередь, формируя соответствующие потребности и способности у будущих офицеров. Как показали наши исследования, этого недостаточно для профессионального образования будущих офицеров. Важно, чтобы они познакомились с педагогическим наследием отечественных полководцев. Оно особенно важно для персонализации будущими офицерами, так как они стремятся соответствовать своим представлениям об идеале, а личность полководца для них является таким идеалом [7, 18]. Для формирования личности будущего офицера необходимо усвоение образцов деятельности и поведения, носителем и передатчиком которых должна быть историческая (известная, знаменитая) личность полководца.

Многообразное по форме и богатое по содержанию педагогическое наследие должно быть исследовано, реконструировано, воссоздано и внедрено в современной Российской армии. Бесценным источником, по которым следует изучать отечественное военное педагогическое наследие, являются мемуары военачальников. Они содержат массу сведений, в которых отражены представления о служении, долге, чести, патриотизме и других воинских доблестях. Их характеризуют идейная убежденность, научность, нравственный заряд, а также очень точный и понятный каждому воину русский язык. Изучение педагогического наследия отечественных полководцев способно пробудить любовь к исторической и педагогической науке и военному делу, гордость за былые подвиги Российской армии и патриотические чувства.

В рамках исследования формирования ценностного отношения будущих офицеров внутренних войск к воспитанию военнослужащих нами проведено изучение педагогического наследия М. И. Драгомирова, А. А. Брусилова, А. И. Деникина, М. В. Фрунзе, Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, В. Ф. Маргелова, А. И. Лебедя, Б. В. Громова и Г. Н. Трошева. На основе полученных данных выделены цели, принципы, содержание, методы, средства и формы, а также педагогические условия военного образования для совершенствования образовании будущих офицеров. Мемуары полководцев отобраны не случайно. Каждый военачальник олицетворяет определенную эпоху в развитии вооруженных сил. У всех были ярко выраженные индивидуальные взгляды на воспитание и обучение военнослужащих.

Знакомство с педагогическими идеями отечественных полководцев позволит преодолеть неверие в эффективность и результативность педагогической деятельности. Будущие офицеры обязательно должны представлять себя полководцами, генералами, великими военными деятелями, строить планы стать знаменитыми, известными, выдающимися, так как все их дороги еще впереди. Поэтому необходимо совершенствовать историко-педагогическую подготовку курсантов, а для этого применять ситуационные задания, раскрывающие ценность теоретических педагогических знаний.

Хотя преемственность педагогических идей, взглядов, целей воспитания и обучения, принципов, методов, форм обучения и воспитания, проверенных боевым опытом и временем, являются неоценимыми средствами воспитания военнослужащих, в современном военном образовании пока мало внимания уделяется изучению уникального педагогического наследия отечественных полководцев. Проявленный респондентами интерес к основополагающим педагогическим идеям отечественных полководцев, при проведении тестирования, объясняется тем, что в них заложены педагогические ценности, которые позволят найти ответы на вопросы, связанные с предстоящей деятельностью будущих офицеров по обучению и воспитанию подчиненных. Использование педагогического наследия отечественных полководцев в учебно-воспитательном процессе непосредственно способствует восстановлению былого престижа офицерской службы и армии в целом.

Список литературы:

  1. Александров, Д. Г. Социально-педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности: дис. канд. пед.наук.- Н. Новгород: ВГИПУ, 2005.-149с.
  2. Гальских Ю.А. Человек и его сущностные силы. Барнаул, 1995.-С. 127-134. 48.Гапенок Н.И. Проблемное обучение и его внедрение в учебный процесс. По­собие – Монино, 1980.-С. 23-34.
  3. Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию/ СИ. Гессен.- М.: Школа – Пресс, 1995. – 447с.
  4. Днепров С. А., Красильников В. П. Развитие двигательной активности как основа сохранения коренных малочисленных народов Севера Западной Сибири: педагогическое наследие // Образование и наука. – 2010 № 1. – С. 54—62.
  5. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. – Санкт-Петербург, ТООТК «Петрополис», 1997. – 205 с.
  6. Кудрявцев Ю. М. Проектирование системы подготовки офицеров к вос­питательной деятельности с трудными военнослужащими: автореф. дис. д-ра пед.наук.- Казань: КГТУ, 2003.-38с.
  7. Петровский А. В. Психология развивающейся личности / Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.