Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Внеклассная работа с подростками, имеющими нарушения интеллектуального развития

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Н.В. Шилова (Пермь)

Школа, которая находится на территории Пермской воспитательной колонии ‑ особенная. К нам поступают подростки 14-18 лет, совершившие преступления. Ребята характеризуются отсутствием элементарных знаний о культуре, узким кругозором, агрессивным поведением, пристрастием к вредным привычкам. Многие не посещали школу долгое время. Жесткие законы уголовного мира, по которым подростки жили до поступления в школу воспитательной колонии, сформировали в них искаженные представления о сфере общения. Одна из основных причин переживания подростков в школе – неуспешность в обучении. Поэтому создание ситуации успеха для каждого ученика, такой терапевтической среды, попадая в которую, подросток получал бы качественно новые переживания, стимулирующие его общее развитие, стало приоритетной задачей нашей школы.

Реализация этих направлений предполагает большую внеурочную работу с воспитанниками. Передо мной как классным руководителем 9 специального коррекционного класса 8 вида встала проблема организации внеурочной воспитательной работы. Изучив подробно личные дела воспитанников, их психологические характеристики, медицинские заключения, решила, что нужно найти такую форму работы, которая позволила бы корректировать отклонения детей с нарушением интеллекта, а также проводить социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции воспитанников в общество. Кружок «Художественное конструирование» стал своеобразной площадкой для решения поставленных задач.

Целью работы данного кружка стала организация деятельности, способствующей развитию и расширению социального опыта несовершеннолетних осужденных и «переформатированию» их картины мира для успешной адаптации в обществе. Задачи я определила так:

  • способствовать личностному развитию каждого ребенка и раскрытию им своих способностей;
  • формировать общечеловеческие ценности;
  • развивать навыки общения и взаимодействия в группе;
  • воспитывать чувства толерантности, самостоятельности, ответственности;
  • привлечь к работе кружка воспитанников других классов;
  • побудить подростков к рефлексии своего прежнего опыта и пересмотру своих жизненных приоритетов для снижения риска рецидива после освобождения.

Работа нашего кружка – это коллективно-творческая деятельность над своеобразным творческим проектом: создание галереи из картин, состоящих от 1000 до 3000 пазлов. Для достижения цели и задач, для поддержания интереса к игре, я активно применяла различные методы и приемы работы с учащимися.

1) Главным стал игровой метод. Я сама увлекаюсь собиранием пазлов, считаю, что – это развивающая и обучающая игра, которая способствует развитию внимательности, аккуратности, усидчивости, терпения. Собирая картину, познаются связи между частью и целым, развиваются логическое мышление и мелкая моторика. Игра тренирует способности принимать сложные решения, нести ответственность за эти решения, ведь для правильной сборки пазлов нужно учитывать сразу несколько факторов: форму элемента, изображенный предмет, последовательность сборки отдельных частей и видение конечного результата. Для детей с нарушением интеллекта такая деятельность вызвала большой интерес. При этом я использовала коллективную и индивидуальную формы работы с учащимися, это зависело от особенностей характера и психологического состояния моих воспитанников.

2) Применение метода уровневой дифференциации позволило привлечь и тех ребят, которые никогда не собирали пазлы. Используя прием убеждения, что не все сразу и не у всех получается, нужно двигаться от самого простого к сложному, тем самым отводила им роль помощников: перевернуть, разобрать пазлы по цвету, форме, разложить в разные коробочки, затем они тоже с интересом включались в работу. Каждый воспитанник сам выбирал, какую часть картины будет собирать, ориентируясь на имеющиеся способности. А в дальнейшем я усложняла задания, переключая на разные части картины, тем самым давая толчок к дальнейшему развитию. В процессе работы происходит формирование личностных и социальных компетентностей: аккуратности, ответственности, бережного отношения к труду товарища, умению выслушивать мнение других людей.

3) Поисковый метод стал одним из самых сложных в применении, он позволил уделить внимание развитию информационных компетентностей. 99% учащихся класса не владели даже азами компьютерной грамотности, 70% читали, очень плохо понимая смысл прочитанного. Для того чтобы заинтересовать учащихся поиском информации о собираемом объекте, применяла прием незаконченного рассказа. Ребята готовили небольшие сообщения об Англии, о горных озерах, соборе «Спас на крови», Петербурге, о средневековых замках с помощью дополнительной литературы и интернета, с большим удовольствием вместе посмотрели мультфильм «Простоквашино».

4) Формировать качества, которые помогут воспитанникам успешно адаптироваться в обществе: толерантность, самостоятельность, ответственность, веру в свои силы, а также коммуникативные навыки общения, ценностные ориентиры, умение выражать и контролировать свои эмоции, ценить других людей – удалось за счет применения элементов тренинга. В процессе работы происходило постоянное общение воспитанников между собой и педагогом: делились мечтами и планами на будущее, узнавали друг друга с разных сторон. Многие из ребят приходили со своими переживаниями, спросить совета, а, играя, это сделать легче. Установить доверительные отношения с подопечными позволило невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Ребята очень внимательны к тому, каким тоном ты говоришь, от души ли смеешься, как смотришь, а первое время «шарахались» от дружеского похлопывания по плечу.

5) Очень значимым стал метод рефлексии, ведь оценка любой деятельности во время работы кружка всегда уместна, пусть ребенок только переставлял коробочки, но он должен осознавать, что его труд значим и является частью общего дела, именно, без его личного вклада не будет достигнута цель работы. Анализ результата (красиво, сложно, интересно), оценка собственного роста и вклада в общее дело, оценка партнеров и значимости работы каждого участника помогает пересмотреть собственную жизненную позицию, принимать себя таким, какой ты есть, увидеть свои достоинства и недостатки, а самое главное, понять, как можно работать над собой. Мы с воспитанниками обсуждали: кто был активнее, внимательнее, какие изменения произошли у каждого ребенка в школе, в отряде, что нового узнал каждый, как поменялись взгляды на окружающий мир.

Я старалась создать комфортные условия за столом, спокойный, доброжелательный эмоциональный климат, в котором каждый ребенок мог радоваться успехам своим и чужим, почувствовать свою состоятельность, высказывать собственное мнение. Моя задача на этом этапе была превратить наш рабочий стол в «островок свободы», где можно было отвлечься от тяжелых мыслей, заниматься любимым делом и быть просто ребенком.

Завершением нашей деятельности было оформление картины для всеобщего обозрения. Здесь каждый проявлял свои творческие способности.

Вы пробовали когда-нибудь склеить картину из 3000 кусочков!? У нас это получилось! В качестве поощрения самые активные могли забрать картину в отряд для создания уюта в отделениях.

При организации работы кружка были выявлены определенные трудности.

Во-первых, это выбор картины. Изображение должно быть понятным, интересным для ребят: архитектурные памятники, визитные карточки городов, что позволяет расширить кругозор воспитанников. Эту проблему удалось решить с помощью учителей школы, которые стали приносить свои наборы пазлов, делая своеобразный заказ.

Во-вторых, это ограниченность во времени (распорядок дня). Выход нашли очень быстро, я выложила пазлы в учебном кабинете для свободного доступа на переменах и после уроков, тем самым привлекла ребят из других классов.

В-третьих, быстрая сменяемость воспитанников, что иногда не позволяет добиться положительных результатов, а видеть лишь начало происходящих изменений в ребенке.

В-четвертых, это поддержание психологической обстановки, комфорта. Дети психически неуравновешенны, если что-то не получалось, часто срывались, а мне как наставнику приходилось гасить возникшую агрессию (для решения этого вопроса пришлось более подробно изучить специальную литературу и проводить небольшие тренинги в ходе работы.

Вся описанная в работе деятельность является для меня неким экспериментом. Добиться всего этого было непросто. Потому что, чтобы работать с такими детьми нужно, прежде всего, измениться самой, взвесить все обстоятельства, оценить свои возможности, попытаться посмотреть вперед, чтобы спроектировать положительный результат.

Несмотря на трудности, после года работы кружка «Художественное конструирование» можно отметить следующие результаты:

1) Возможность применение современных технологий образования: личностно-ориентированного подхода и коллективно-творческой деятельности в аспекте воспитания.

2) В течение всего года наблюдалась активная работа 99% воспитанников класса над любой картиной, привлечены 5 учащихся из других классов. Было собрано 6 картин в основном географической тематики: «Замок в горах», «Тауэр», «Альпы», «Приключения в Простоквашино», «Собор Спаса на Крови», «Озеро в горах».

3) Ребята, находясь в условиях изоляции, испытывая стресс и психологический дискомфорт, нашли источник положительных эмоций, спокойного общения без иерархий, где все равны.

4) Коллективная работа помогла снизить количество конфликтов между учащимися, между учителями и учащимися.

5) Педагоги школы узнали многих учащихся специального коррекционного класса с другой стороны, что позволило им выстроить коррекционную работу по новому, опираться не на прежнюю границу выравнивания, а задавать более высокую планку в обучении.

6) Решилась проблема занятости учащихся в перемену.

7) Ребята стали более внимательны, настойчивы и усидчивы. На первых занятиях кружка через 20-25 минут возникала потребность в смене деятельности, то через 2 месяца многие не бросали занятие, пока не доведут малый сюжет до конца, а порой это занимало до 2 часов.

8) 55% воспитанников научились находить нужную информацию из книг, интернета, правда, только при поддержке учителя.

9) Ребята научились работать в коллективе, общаться без ненормативной лексики, принимать себя и друг друга такими, какие они есть. Этот результат нельзя выразить в цифрах, графиках, диаграммах. Но когда после 3 месяцев работы практически весь класс соглашается участвовать в новогоднем концерте, все волнуются, на репетициях получается плохо, другие дети смеются над ними, но мои воспитанники выходят и играют просто замечательно, это ли не результат, который повышает самооценку каждого, учит совместно добиваться поставленных целей. 3 человека стали постоянными участниками общеколонийских концертов.

9) Самым важным для меня как для педагога стало то, что я тоже училась вместе с моими подопечными: принять и понять их, простить и помочь. Мне было важно увидеть, как меняются ребята, их отношения, в конце концов, и мое отношение к моим подопечным. Понятно, что управление любой группой требует авторитета. Есть авторитет силы, именно ему подростки привыкли подчиняться из-за страха наказания. Но есть авторитет знания и умения, ему подчиняются добровольно, ключевое слово здесь – «уважение», и мне удалось доказать это. Моим главным помощником стал воспитанник, который не был «авторитетом» для осужденных, но за столом к его мнению прислушивались все, ждали от него помощи и совета.

Эта работа – лишь малая крупица того, что нужно сделать, чтобы «наши» дети, которых вовремя не поддержали в трудной жизненной ситуации родители, педагоги, окружающие (и мальчишки оказались в стенах воспитательной колонии), могли стать полноценными членами общества, хорошими отцами. Такая форма внеклассной работы, как кружок, является наиболее результативной для коррекции развития детей с умственной отсталостью. Использовать этот опыт возможно не только в пенитенциарной системе, но и в классах СКК обычных школ. Все навыки и знания, которые воспитанники получили в ходе игровой и коллективно-творческой деятельности, пригодятся им для адаптации в современном обществе, помогут преодолеть все преграды, направят их на позитивную волну во взаимоотношениях с людьми.

Список литературы:

  1. Бабурова И.В. Беседы с учащимися о знаменитостях.
  2. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.
  3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.
  4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры.
  6. Рогов Е.И. Психология общения.
  7. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания.
  8. Использование инновационных технологий в воспитательной работе с несовершеннолетними и молодыми правонарушителями. Сборник статей. г.Красноярск.
  9. Несовершеннолетние в уголовно-исполнительной системе России: Проблемы исполнения наказаний, социальной адаптации и их совершенствования. – М.: Центр содействия правосудию при фонде ИНДЕМ.