Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Обучение заботе о себе в процессе социально-педагогической поддержки подростков группы риска в образовательном учреждении

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

С.В. Шик (Красноярск)

Социокультурный разлом, в котором оказалось наше общество, нарушение межпоколенной связи, мешает подрастающему поколению разобраться в суть происходящего, тормозит процессы социализации подростков. Часто у них формируется убеждение в своей ненужности, невозможности занять достойное положение в обществе, а утрата идеалов, общих ценностей и норм жизни затрудняет самоопределение, ведет к отсутствию каких-либо стремлений и жизненных смыслов, кроме получения удовольствия (Т.В. Корнилова, З. Ф. Мухамадеева, Шульга Т.Н.и другие).

В связи с этим особое беспокойство вызывает широкое распространение подростков группы риска. Понятие «подростки группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех подростках, у которых в силу определенных обстоятельств жизни рассогласованны отношения между личностью и средой: они создают риск, как для общества, так и для самих себя. Подростки группы риска, как правило, находятся в трудной жизненной ситуации, имеют фиксированную школьную дезадаптацию, существенные проблемы со здоровьем, подвержены негативному влиянию «улицы» и не готовы к жизненному самоопределению (Т.В. Корнилова [2], Л.Я. Олиференко, Н.Ш. Валеева, Г.З. Фаттахова, А.С. Рылеева и другие). Отметим также, что особенностью подростков группы риска является неумение заботиться о себе: они не могут справиться с проблемой, поступают во вред себе, не просят помощи у других, не задумываются о смысле жизни.

Перспективный путь работы с такими подростками заключается в социально-педагогической поддержке как особом виде социально-педагогической деятельности, направленной на выявление, определение и разрешение проблем ребенка (Л.Я. Олиференко [4], С.А. Беличева [1]) и включает помощь ученикам и родителям в преодолении существующих трудностей. Задача социального педагога состоит в том, чтобы раскрыть личностный потенциал взрослеющего человека, помочь подростку найти ресурсы в самом себе – научить заботиться о себе. Заботу о себе мы рассматриваем как ключевой момент социально-педагогической поддержки подростков группы риска. Забота о себе – есть антропологическая техника построения собственной уникальности, постижение смысла собственной жизни (Г.И. Петрова). Человек, который заботится о себе, обладает развитым самопониманием может эффективно взаимодействовать с Другим, с социумом, решать возникающие проблемы.

В условиях общеобразовательного учреждения, по мысли С.А. Куличковой, социально-педагогическая поддержка направлена на то, чтобы выйти на проблемы ребенка как точки его отчуждения от тех педагогических воздействий, которые обусловлены целями обучения и воспитания [3]. Точки отчуждения представляют собой различные степени риска.

Работа на базе гимназии №6 и школы 80 г. Красноярска позволила нам выделить следующие степени риска:

1. Максимально высокая степень риска – «слияние со средой».

Подростки из неблагополучных семей, со школьной дезадаптацией. Для них характерны депривация достижения успеха, низкий самоконтроль, низкая стрессоустойчивость, отсутствие смысла жизни. Обычно они состоят на учете в ОДН, вызываются на комиссию по делам несовершеннолетних. К работе с ними привлекаются разные специалисты.

2.Высокая степень риска – «расщепление среды».

Подростки из внешне благополучных семей, но имеющие нарушения в поведении, отчужденные от школы и идентифицирующие себя с какой-либо группой сверстников («погруженные» в неё). Обычно состоят на внутришкольном учете.

3. Допустимая степень риска – «неустойчивая среда».

Вполне успешные подростки, но имеющие ситуативные нарушения поведения.

Эти уровни задают направления оказания социально-педагогической поддержки.

Подростки с максимально высоким риском нуждаются в восстановлении утраченных навыков социально одобряемого поведения. Для этого необходимо не просто включение их в разнообразные социокультурные практики и противодействие негативной социальной среде, а обучение умениям заботы о себе как поиска своего собственного стержня, внутреннего Я. Работа с образом тела, достижения принятия себя, приобретение опыта внутренней активности, развитие эмоциональной сферы, позитивная интерпретация событий травмирующего прошлого. Такие умения приобретаются в рамках специализированных занятий: тренингов личностного роста, ролевых игр, индивидуальных консультаций.

Для родителей таких подростков характерно «неполное родительское соответствие»: необоснованное расширение границы свободы ребенка («Пусть растет самостоятельным», «Нечего с ними нянчиться» и т.д.), пренебрежение многими своими обязанностями по уходу за детьми. Работа с родителями строится на критическом осмыслении установки «Пусть решает сам» и раскрытии сущности заботы о ребенке как действиях, основанных на позитивных чувствах и удовлетворении его потребностей.

Подросткам с высоким риском необходимо преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентации. Забота о себе раскрывается как частный случай заботы о Другом. Подростку необходимо помочь осознать противоречивость своего поведения, научить выражать и принимать собственные чувства, чувства других, преодолеть эгоцентрическую оценку социальных норм и санкций, переосмыслить негативное отношение к школе и нормативным требованиям родителя. Актуализация процессов личностного роста, переориентация интересов на школу, терпеливое отношение к иному мнению достигается использованием психологических игр и упражнений, участием в социально значимых проектах, работе в отряде волонтеров.

Родителю важно отказаться от чрезмерного внешнего контроля, манипулирования или поиска внешних стимулов. Он должен почувствовать глубинную взаимосвязь с ребенком и одновременно неизбежность его будущей самостоятельной жизни. Донести до ребенка свои ценности, принципы, нормы поведения. Работа с родителями состоит в прояснении жизненных ценностей, в частности, обсуждение типичной воспитательной установки: Если делать все правильно (хорошо), то ребенок будет правильно себя вести. Что значит «делать правильно»? Часто за правильным поведением родителя скрывается недоверие и контроль ребенка, который находится в эмоциональной изоляции. Совсем не обязательно «правильное» поведение родителя ведет к «правильному» поведению ребенка. Не формальная, а понимающая забота является признаком эффективного родителя.

Подростки с допустимым риском нуждаются в дальнейшем развитии заботы о себе: умении поддерживать существующие отношения, переживать временные неудачи как повод для обращения к себе и собственным ресурсам. Для них обычно бывает достаточно заинтересованной понимающей беседы.

Консультация родителей строится на идее развития «понимающей» заботы о ребенке, расширения и обогащения родительских умений эффективно общаться и понимать ребенка.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка подростков в образовательном учреждении с учетом степени их риска позволяет дифференцированно осуществлять работу с ними, пробуждать собственную активность подростков по поиску себя, учиться заботиться о себе, тем самым выстаивать свою социально приемлемую линию поведения, постигать смысл собственной жизни.

Список литературы:

  1. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход [Текст] / С.А. Беличева.– М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006. – 264 с.
  2. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска [Текст] / Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
  3. Куличкова С.А. Сущность социально-педагогической поддержки в образовании [Текст] / С.А. Куличковская // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки» № 2 (14). – 2005. – С. 173–180.
  4. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.