Н.А. Шаруева (Пермь)
Школа несёт фундаментальное значение в развитии человека как личности. При содружестве детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, школьное общество является мощным средством воспитания.
Проблема человека всегда была главной проблемой философии. Аксиомой в педагогике сегодня является мысль, что педагог должен воспитывать личность творческую, свободную, духовно обогащённую. Изучая труды К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, И.П.Иванова, Ш.А. Амонашвили, понимаем, что необходимо расстаться с убеждением в своём превосходстве над ребёнком, со взглядами на него, как на существо во всех отношениях менее совершенное. Пора научиться заменять суровое отношение добрым. Умение наказывать на умение прощать.
Сегодня личность становится действительно реальной ценностью. Ценность её в том, что она индивидуальна, неповторима. Труды авторов Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова « Психология человека», ещё раз убеждают, что поддерживать и развивать следует «субьектность», способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, индивидуальность, неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой.
В своей практике мы часто сталкиваемся с заниженной самооценкой ребёнка. Имея яркую индивидуальность он, порой, говорит: «я себе не нравлюсь», « хочу себя изменить», « я чуть-чуть хороший». Отсюда рождается всё то, что мы называем « комплексом».
Классный руководитель помогает ребёнку не советами, а тем, что направляет индивидуальность на осмысление своего «Я» и осознание своих действий.
Развитие самостоятельности человека на протяжении жизни прослеживается в следующем:
1 блок: самопознание – самопринятие – самоанализ – самооценка;
2 блок: самообразование – самовоспитание – саморазвитие;
3 блок: самоопределение – самореализацию – самовыражение – самоутверждение.
В 2001 году мною была разработана программа « Поверь в себя». На протяжении десяти лет она остаётся актуальной. Программа направлена на развитие целостной личности, обладающей высоконравственными качествами гражданина.
Внушить каждому своему воспитаннику сознание собственной неповторимости. Побудить ребёнка к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств. Научить видеть, что и у других людей есть мысли и чувства. Воспитывать способность к сопереживанию, умению ставить себя на место другого, чтобы ребёнок понял, что он – личность, наделённая моралью. Привить сознание ответственности за свои поступки.
При содружестве с родителями учащихся, изучаем культуру семейных отношений, особенности развития ребёнка; состояние здоровья, эмоционального самочувствия, жизненные проблемы его. Проводим анализ интересов, склонностей, сферы дарования учащегося (знакомим с ними его самого!), вместе подбираем виды деятельности, через которые эти дарования можно развить. Совершенствуем самоуправление, приучая каждого к самоорганизации. Развиваем умение отстаивать свою точку зрения, принимать решение, где необходимо идти на компромисс. Формируем духовную культуру детей.
В первом классе ребята получают первоначальное представление о природе и человеке: культура поведения в общественных местах, в транспорте, с незнакомыми людьми, инвалидами. Учатся планировать свой день, следить за собой и своими вещами. Во втором и третьем классе формируется понимание « Я и общество». Красота человека, физическая культура, отношения мальчиков и девочек, воспитание бережному отношению к природе, прививание любви к общению с книгой. Дети принимают участие в шефской работе над младшими ребятами, оказывают помощь одноклассникам, усваивают основные морально-нравственные принципы: быть честным, трудолюбивым, уважать других, защищать слабых, не брать чужое, быть вежливым и не быть равнодушными. В четвёртом классе ведущее место занимает деятельность, как способ существования и выражения «Я» человека: познавательная, коммуникативная, трудовая, художественная, спортивная, ценностно-ориентированная, общественная. Изучаем жизнь и деятельность великих людей, как пример высочайших духовных достижений человека. Актуализируем роль семьи в развитии личного «Я», социально-значимую роль отца, матери, родственников. Ребёнок учиться самопознанию и самовыражению, обогащается духовно и нравственно.
Программа содержит разнообразные формы работы: уроки краеведения, игры–путешествия, интеллектуальные, КТД, психологические тестирования, анкетирование, беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, спартакиады, составление словаря–терминов, тренинги, ведение личных дневников « Кто Я?».
Необходимо всегда помнить: «Ребёнок – человек, я уважаю в нём личность, я считаюсь с его желаниями и потребностями, я допускаю за ним право на независимость. Он такой же, как и я, но другой. Мы – люди».