О.А. Цимбалюк (Пермь)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества и образования. На фоне отсутствия чётких положительных жизненных ориентиров молодого поколения, спада культурно-досуговой деятельности с молодежью; недостаточного патриотического воспитания в школах, пропаганды жестокости и насилия в средствах массовой информации, рекламы алкогольной продукции и табака ситуация ещё более осложняется. Представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными. Среди детских желаний преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые». В этих условиях перед общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами общества. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. У младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной является нравственное воспитание. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, в формировании личности младшего школьника особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу его поведения. Именно в младшем школьном возрасте дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в разнообразных новых для них ситуациях.
В современной школе, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, роль и значение в учебном процессе воспитательных технологий возрастает в разы. Технологический подход к решению воспитательных задач в учебном процессе открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка. Сегодня задача каждого педагога заключается в поиске новых технологичных подходов, разработке авторских воспитательных технологий, которые могли бы в полной мере определять и состав, и порядок действий учителя и ученика, применять новые методы и формы работы с детьми, направленные на качественно новый результат нравственного воспитания младших школьников в изменившихся образовательных условиях.