З.И. Смородина (Пермь)
Новый стандарт образования начальной школы ставит одну из важнейших задач – развитие умения учащихся сотрудничать. Раскроем это умение сотрудничать для младшего школьника: умение организовать работу в группе, работать с группой; умение принимать решения; умение улаживать разногласия, конфликты; умение выполнять контракты, договоры.
Столь важные социальные умения ученик может получить не только среди своих сверстников. Родители для младшего школьника чаще всего являются эталоном социального поведения. Необходимо, чтобы и они принимали новую роль школьника, учились сотрудничать с ним. Помочь родителям и детям в развитии этого важного умения призван учитель. Следовательно, именно от учителя требуются новые формы общения с учащимися и родителями, которые позволят всем становиться полноправными участниками образовательного процесса.
Одно из основных направлений работы с семьей в этом аспекте – проведение родительских собраний. Чаще такие встречи сводятся к итогам результатов обучения, иногда с методическими рекомендациями, которые дает учитель. Однако полноценное общение происходит, если собрание не ограничивается информированием родителей, а открывает возможности для сотрудничества и поступка.
В течение нескольких последних лет я провожу родительские собрания на воспитательные темы в активной форме, часто – совместно с детьми. Для их организации использую материалы Е.В. Бачевой «Уроки семейной любви».
Считаю, что такие встречи родителей, учителя и детей продуктивны, особенно в наше время, когда родители заняты материальным обеспечением семьи. В начальной школе они ещё проявляют некоторое внимание к воспитанию ребенка, но чаще оно сводится к развлечениям или нотациям на тему правильного поведения. Родители иногда теряются перед своим ребенком, не знают, как решить ту или иную ситуацию. Чаще они поступают по личному опыту – запрет без объяснения, а опыт устарел. Современные школьники живут в другом социальном окружении и порой просто не понимают своих родителей. Им недостаточно кратких запретных требований, они умеют рассуждать, философствовать. Они готовы говорить о глобальных темах свободы и равенства человека.
В течение всего периода обучения в начальной школе на совместных с детьми родительских собраниях мы обсуждаем темы: «Трудно ли быть родителем?»; «Ребенок – это праздник, который пока со мной»; «Коммуникативная компетентность»; «Учебная самостоятельность»; «Зачем человеку семья?»; «Шаги к пониманию»; «Младший подросток» и др.
Родительские собрания, в которых участвуют дети, становятся для всех местом накопления культурного, социального, родительского опыта. Родители и дети совместно обсуждают трудные вопросы, рассуждают на сложные воспитательные темы, размышляют о поступках, «проигрывают» жизненные ситуации и находят пути выхода из них; совместно решают «игровую» проблему, становясь в позицию взрослого и ребенка; учатся работать в больших и малых группах, нести ответственность за группу; дети учатся общаться со взрослыми (мамами и папами своих одноклассников); родители «видят» в деятельности не только своего ребенка, а его сверстников и имеют возможность адекватно оценивать их поведение.
На этих встречах все получают ответы на вопросы: «Какой я сын (дочь)?», «Легко ли быть взрослым?», «Легко ли быть родителем?», «Кто такой идеальный взрослый (школьник, сын, дочь, родитель)», «Как стать самостоятельным?», «Почему со мной не дружат?», «Какой он, младший подросток?» и многие другие.
В конце каждого собрания проводится рефлексия. Продолжите предложение: «После этого урока (встречи, собрания) я ….». Приведу некоторые ответы родителей: задумалась; увидел своего ребенка с другой стороны; удивилась, попробую изменить тон; буду говорить о своей любви; такие собрания нужны, чтобы «остановиться» и вспомнить прописные истины; пришла уставшая после работы, думала: не высижу ещё собрание, но получила радость общения; надо больше времени проводить с детьми; общение с ребятами было очень полезно: мой ребенок услышал мнение других родителей…
Таким образом, каждое родительское собрание переводит процесс воспитания в социально-педагогическое партнёрство, в сотрудничество и делает его открытым.