Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Поликультурное образование как основа развития мотивационно-ценностных ориентаций молодежи

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

И.А. Селина (Белгород)

Нетерпимость, экстремизм и основанное на них насилие представляют собой глобальную угрозу для мирной жизни человеческих сообществ и международной стабильности в целом. Распространенными проявлениями этого вызова являются сепаратистские конфликты на националистической почве, дискриминация меньшинств, агрессия между людьми разных культур и вероисповеданий, деятельность расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм, нетерпимость политических движений и идеологий. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития. Нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению прав человека.

Взаимные стереотипы и непонимание разделяют общество на замкнутые группы, провоцируют озлобленность и межнациональные столкновения. Современное общество, будучи разделённым жёсткими внутренними границами, не может долго оставаться стабильным и демократическим, имеет немного шансов на мирное и успешное развитие. Для того чтобы избежать подобного негативного сценария, большинство развитых стран прилагает усилия для быстрого решения возникающих межнациональных конфликтов, осуществляет перевод межэтнических отношений в правовые рамки, внедряет идеи взаимной толерантности и уважения во все слои общества, пропагандирует терпимость и принципы поликультуризма на всех уровнях образовательной системы.

Цель поликультурного образования состоит в создании, утверждении и развитии гармонии в отношениях между членами различных этнических групп; изучении традиций собственной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры; оказании помощи и поддержки представителям контактирующих культур, воспитании взаимной открытости, интереса и терпимости.

Страны западной демократии на протяжении длительного времени ведут борьбу против расовой дискриминации, против проявлений вражды на почве расизма, религиозной и этнической нетерпимости. Цель этой деятельности состоит, прежде всего, в сохранении демократического общественного устройства, основанного на равенстве прав человека и гражданина. В мировой педагогике феномен поликультурности стал предметом особых исследований с 1960-х годов XX века, а с 80-х годов за рубежом уже активно развивается процесс становления теорий и моделей поликультурного образования.

Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного образования, можно разделить на несколько групп: с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания и др.); сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия и др.); ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия и др.). Во многих странах мира приняты законы и выработаны общественные механизмы противодействия этой угрозе. Далеко не везде и не всегда они приносят быстрые и позитивные результаты, но в целом этот опыт важен для России.

После распада СССР и краха политической стратегии создания исторической общности «советский народ» на постсоветском пространстве определились две диаметрально противоположные тенденции на различных уровнях системы образования. Одна из этих тенденций учитывает культурно-образовательные интересы всех этносов, населяющих то или иное государство, вторая – определяется националистическими настроениями правящих элит, что выражается в дискриминационном курсе в сфере образования в отношении национальных меньшинств.

В России проживает сложное по этническому и религиозному составу население. В отличие от стран, получивших поликультурный статус в силу своего колониального прошлого или в результате массовой миграции населения, наше государство обладает уникальным историческим опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, а также опытом поддержки и развития малых и больших культур. Необходимо также отметить, что утверждение принципа федерализма отражает толерантную природу самого государственного устройства Российской Федерации. Сфера образования в России в полной мере должна соответствовать усилиям государства по достижению гражданского согласия, демократических порядков и принципов толерантности общества. На основе данного подхода Общественной палатой при президенте Российской Федерации в отношении системы образования разработаны рекомендации «О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе», которые фиксируют необходимость:

  • внедрения в образовательную систему концепции поликультурности и многоукладности российской жизни;
  • введения в образовательный процесс специальных курсов народоведения, истории традиционных религий России, истории кросс-культурного сотрудничества и т.д.;
  • специальной подготовки преподавательского корпуса средней и высшей школы в целях повышения осведомленности в вопросах толерантности и межэтнического диалога и воспитания гражданской позиции;
  • создания системы просветительско-воспитательной работы с детьми и родителями на принципах веро- и этнотерпимости;
  • оперативного реагирования на случаи возникновения среди обучаемых межэтнических или межконфессиональных конфликтов, проявления негативного стереотипного поведения, унижения достоинства по национально-расовому признаку;
  • пресечения активной и пассивной деятельности экстремистских групп и организаций в школах и вузах, а также использование индивидуально-личностного подхода при проведении воспитательной работы с лицами, вовлеченными в деятельность подобных групп;
  • создания условий для расширения кругозора обучаемых, их знаний об этническом составе страны, их культурных и религиозных традициях (проведение тематических мероприятий, знакомство с местными общественными организациями национальных меньшинств, экскурсионно-туристическая деятельность и т.д.);
  • популяризации народных традиций и культурного наследия этносов России средствами художественной самодеятельности, распространение видео и мультимедийной продукции о культурных особенностях народов, населяющих нашу страну, подчеркивающих общность хода исторического развития.

Интенсивный поиск инновационных идей развития фундаментальных и прикладных исследований совершенствования поликультурного образования также предопределен Проектом Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации, опора на которую позволит сформировать целостную систему ценностно-мотивационных отношений подрастающего поколения к этно-культурным, гендерным, конфессиональным и иным особенностям современного российского общества.

Список литературы:

  1. Миллер, Л.С. Развитие гуманистического мировоззрения студентов в процессе поликультурного образования: автореф. дис. … канд. педаг. наук: 13.00.08 [Текст] / Л.С. Миллер. – Владикавказ, 2008. – 30 с.
  2. Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации «О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе» [Текст] // Стратегия России. – 2006. – № 5.
  3. Наушабаева, С.У. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике [Текст] // Педагогика. – 1993. – № 1. – С. 104 -110.
  4. Султанов, К.В. Идея поликультурного образования в русской традиции [Текст] / К.В. Султанов. – СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2004.