Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Воспитание нравственности как пути к совершенству

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Л.П. Сединина (Пермь)

Нравственность – вечная проблема. Каждое новое поколение людей ищет свои пути ее решения. И то, что человечество все еще существует, – лучшее свидетельство тому, что такие пути, в конце концов, отыскиваются. Другое дело, осознание найденных путей. Известно, что люди сначала научаются ходить, а потом задумываются над тем, как им это удалось. Если задумываются?! Такова же ситуация и с воспитанием души.

В соответствии со «Словарем русского языка» под редакцией С.И.Ожегова «нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Нравственность это – то неуловимое, что находится внутри каждого из нас. Все люди внешне похожи друг на друга, но в то же время они разные, у каждого человека свой особый внутренний мир. Отсюда следует, главное не то, как выглядит человек, а то, какой он внутри, какая у него душа: добрая, красивая или безобразная. Понять, что такое нравственность детям помогают классные часы; описание одного из них представлено далее.

Я предлагаю вам сегодня отправиться на необычную планету нравственных людей. Поездка незапланированная и решение вы должны принять сейчас на планету Земля вы вернётесь только завтра.

Ваше решение. Ответы детей звучат разные (…ДА, я лечу. Можно позвонить маме? Я не могу полететь, потеряют родители. А там интересно?)

Появляется тема для обсуждения, как поступил бы человек совестливый и как бы поступил человек без совести этой ситуации. Делается вывод, что человек, который заботится о своих близких обязательно их предупредит не даст повода для лишнего волнения, так же обсуждаем, как мы можем предупредить своих родителей.

Прилетели на планету; вас встречают обыкновенные люди, такие же, как вы, на их лицах улыбки, видно, что они рады гостям. Ваше первое слово. Ответы детей. (Здравствуйте! Молчание, потому что здесь всё обычное. Привет! Респект! Хай! Пожму руку.)

Предлагаю, обсудить правила этикета приветствия знакомых и незнакомых людей. Сверстников и более старших по возрасту.

Помним, что мы на необычной планете и люди здесь необычные высоконравственные. Как вы понимаете слово нравственность. Ответы детей. (Никак. Что это такое? Культура. Характер. Положительный человек. Нормы поведения. Человек, который делает по совести). Варианты ответов разные.

Предлагаю детям заглянуть в толковый словарь и посмотреть что такое нравственность.

На линии человек удивительной планеты он желает с вами пообщаться.

‑ Вы готовы?‑ «Да!»

(На экране картинка и звучит голос)

Нравственность связана с определенными действиями человека. Ведь нас никто не назовет безнравственным оттого, что у нас бывают кое-какие мысли, ну не совсем нравственные. [2] А кто знает, какие у нас мысли? Никто не знает. Мы вот только скажем о нравственных мыслях, а о безнравственных не скажем. Когда мы пытаемся оценить ту или иную деятельность человека, т.е. характер, поведение, мы оцениваем по каким признакам – по его действиям. И мы называем нравственным, какого человека? Который не обманывает, никого не убивает и т.д. Так видите, мы каким образом оцениваем деятельность человека с точки зрения тех норм, которые очевидны. Которые можем увидеть, услышать, заметить, и в зависимости от этого, мы называем человека нравственным или безнравственным. Например, находят у него соответствующие открытки, говорят, ну понятно какая нравственность у человека, или какие фильмы он смотрит, какие книги читает, т.е. происходит оценка его нравственности по тому, чем он интересуется. Это то, что относится к нравственности.

Я могу внешне быть человеком очень человеколюбивым, я могу подавать деньги нищим, когда просят, я могу делать благородные дела. Вопрос: что же я делаю – добро или зло? С точки зрения морали – бесспорно добро. Никто не знает, зачем я это делаю, а мне нужно это для того, чтобы меня похвалили, чтобы заметили, может, даже в газете написали или по телевизору показали. Всё делает по расчёту. Вами могут руководить мотивы совсем не человеколюбивые, совсем не милосердие, а вещи не только противоположные, а даже безобразные, отвратительные, но, никто об этом не знает. Ведь внешне я могу быть просто «святым человеком», а внутри может быть презрение к людям.

Ребята, вы прослушали описание нравственного человека. Будьте честны. Вы узнали себя?

Практически все дети скажут – «Да!»

Вы хотите отправиться дальше? ‑ « Да!»

Перед нами мост он очень хрупкий, сможет выдержать только порядочного человека, который никогда не обманывал, не брал чужого, не обижал других, не мусорил на улице, не писал на стенах домов и т.д.Как вы думаете, такие люди существуют?

Слушаю мнение детей… Приходят к выводу, что «исподтишка» это делал каждый. Тогда я предлагаю послушать людей с необычной планеты.

(Появляется картинка, звучит голос)

Порядочность – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека, и что может внешне почти не выражается, или выражается почти незаметно, что для взора неопытного может быть невидимым совсем. Чем больше совести присутствует в человеке, тем больше он скрывает от внешнего мира все свои благородные чувства. Этот человек безвозмездно дарит другим людям: добро, заботу. Искренне любит свою Родину, чтит память предков, уважает традиции своего народа.

Кто готов встать на этот мост? Не боится, что он рухнет? Таких в классе оказывается только один человек.

Тогда возникает вопрос, кто хотел бы перейти через этот мост и посмотреть, что там? Дети народ любопытный и побывать на другой стороне захотел каждый.

‑ Сможем мы там оказаться, если мы станем порядочными людьми?. Поверьте мне, там очень интересно и люди на этой планеты обязательно проведут экскурсию по этому заколдованному миру, где царит покой, где уважают друг – друга, где чтят память предков и любят свою Родину.

Нам пора прощаться с этими удивительными миром нас ждут на нашей планете.

Заключительная беседа. Как вы поняли, какие качества отличают нас от этих людей. Вы хотели бы быть похожими на них? Дети делятся на группы, каждая группа рисует людей планеты, на которой они побывали, и описывает их внутренний мир. В конце занятия под музыку дети вывешивают жителей планеты, на которой они гостили. И в течение следующего дня изучают работы своих товарищей по классу.

Такие занятия несут внутренний заряд, стремление стать лучше, быть похожими на тех невидимых людей, с которыми они встретятся, если станут высоконравственными личностями. Только, ненавязчиво, играя с детьми можно достичь результатов. После первых занятии видны результаты. Результаты опроса отношения к другим людям до занятий показали следующее: из 26 опрошенных 43,4 % хвалили себя, искали в себе всё положительное, обвиняли других. Лишь 10% из всех опрошенных предположили, что в своих неудачах чаще всего они бывают, виноваты сами. Остальная часть детей, вообще затруднилась ответить на вопросы. После двух занятий был проведен аналогичный опрос. Результаты оказались следующими: 99% считают, что они бывают не сдержанными, обижают других, не считаются с мнением других, от этого возникают проблемы; 1% ответил, что его всё устраивает, он обижает людей, и его обижают. Большая часть детей начала задумываться над своим поведением, из этого следует, что стоит продолжать работу над этой темой.

Список литературы:

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций/В.Г. Крысько. – М, 2004. – 336с.
  2. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин. – М, 2003. – 332 с.