Т.А. Сайдашева (Пермь)
Размышляя о роли современного художественно-эстетического образования, мы приходим к мысли о необходимости создания образовательных программ, направленных на сохранение русской школы преподавания живописи, рисунка и композиции. В то же время мы осознаем, что на современном этапе искусство ищет новые средства выражения, порождая иногда неожиданные виды синтетических искусств, живописи, графики, дизайна, инсталляций и т. д.
В гимназии № 11 им. С.П. Дягилева г. Перми предмет дизайна был введен в базовый курс общеобразовательного цикла более двадцати лет назад. Ныне действующая программа «Основы изобразительного искусства и дизайна» учитывает требования Государственного образовательного стандарта и дает целостное представление об основных этапах развития русского и зарубежного искусства и разнообразии современной визуальной культуры. Курс содержит уроки по изучению национальных и местных традиций в ДПИ, орнаментики, колористики, законов построения пространственных композиций, истории шрифтов, ознакомлению с памятниками мировой архитектуры и русского зодчества, созданию полиграфических проектов и т. д. [1].
Программа «Основы изобразительного искусства и дизайна» разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у детей эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам ИЗО и графического дизайна, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.
Новые образовательные стандарты ставят перед нами определенные цели в изучении изобразительного искусства, которые направлены:
- на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
- на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
- на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории [2].
Предлагаемая нами образовательная программа, целью которой является приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, обеспечивает формирование всесторонне развитой личности с продуктивным воображением, способной активно реагировать на эстетические проявления жизни, практически улучшать их, выстраивая свою личную траекторию самопознания и самовыражения в художественном творчестве.
Художественное творчество детей – это выражение индивидуальных особенностей учащихся, отношение к окружающему миру и к себе. В узком смысле, к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребенка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретенных самостоятельно или под руководством взрослых. Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, нравственных представлений ребенка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения, художественное творчество – незаменимый, документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребенка. [3]. Его самовыражение в творчестве обязательно должно быть подкреплено участием педагога, который создает предпосылки к действию и координирует творческий процесс.
Успех в этом непростом деле может быть достигнут в результате работы над программой в режиме мастер-класса, когда сотворчество учителя и ученика становится тем двигателем и генератором творческих идей, которые могут и должны обеспечить рост и качество образовательного процесса в целом.
Большое значение имеет также наполняемость образовательной программы темами, способствующими развитию личных качеств учащихся. Рисование у детей – мобильный вид самоутверждения. Главное содержание радости творчества у школьников состоит в открытии своего «Я». В этой связи разработаны следующие учебные темы: «Инициалы», «Логотип», «Меня зовут…», авторский плакат «Я!», «Памятник себе», «Из чего только сделаны мальчики» и «Из чего только сделаны девочки».
Рассмотрим еще более узкую и специфическую тему – «орнаментальная монокомпозиция». Ученикам предлагается сделать самостоятельный выбор орнамента народов мира для изучения и творческого перевоплощения в своем графическом листе, реализуя тем самым, одновременно, различные учебные задачи.
Итак, программа устроена таким образом, что выполнение учебных работ каждый раз имеет множество авторских решений. Свободное принятие пути решения узко поставленной задачи на уроке, самостоятельный выбор технологического исполнения работы, самоориентирование себя в творческом процессе и прогнозирование анонсирования собственных идей учащимися – конечный результат любого образовательного процесса. Все это возможно при правильно расставленных приоритетных задачах учебной программы.
Заданный режим работы на уроках «Основы изобразительного искусства и дизайна» способствует становлению и развитию у подрастающего поколения качества инициативного, самостоятельного субъекта, способного активно участвовать в культурной жизни, творчески строить свои отношения с окружающими в различных видах деятельности.
Учебная работа по предмету в гимназии им. С.П. Дягилева наряду с индивидуальными заданиями характеризуется созданием коллективных тематических проектов. Это формирует мотивы общения – потребность быть в коллективе, чувствовать себя достойным членом сообщества, имея собственную индивидуальную степень выражения своих творческих возможностей. На этом этапе, может быть, помощь учителя должна быть скрытой. «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе», – писал В.А. Сухомлинский.
Любая проектная деятельность состоит из нескольких этапов реализации замысла, последним из которых является анонсирование и самопрезентация результатов работы. Эта деятельность, в частности, выражается в создании силами учащихся и педагогов детской гимназической художественной галереи, которая является количественно-качественным результатом работы по нашей программе преподавания. Долгий путь от воплощения творческой идеи до профессиональной выставочной подачи своей работы ребенок завершает, зная о том, что у него есть возможность увидеть свою работу на стенах галерейного экспопространства, что созданное им произведение вступает в мир искусства полноправным его представителем. Большой процент участия детей в выставочной и культурно-просветительской деятельности обеспечивается частой сменой экспозиций, качеством выполненных рисунков, личной заинтересованностью экспонентов, благоприятной атмосферой гимназического культурного пространства.
Галерея рассматривается нами как особый социальный институт и обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом. Непосредственное участие ребенка в создании творческой работы, изучение основ экспозиционного дизайна, проведение своими силами экскурсионной и презентационной деятельности дает ребенку понимание самоценности его как личности, формирует его поведенческие реакции в социокультурной среде, готовит к самовыражению в творчестве и самореализации.
Интегративный курс преподавания предмета «Основы изобразительного искусства и дизайна», объединяющий в себе знания по различным предметам (история, этнография, технология, геометрия, мировая художественная культура, краеведение, черчение, биология), выполняет функцию нивелирования, взаимопроникновения образовательных программ в процесс художественно-эстетического воспитания, достигая тем самым пробуждения заинтересованности в открытии практического смысла знаний. У ребенка формируется устойчивый познавательный интерес, так как интеллект и способность к творческому самовыражению у подростков категории особо престижные. Динамичный, личностно-ориентированный образовательный процесс в гимназии направляет все свои устремления на преодоление тенденций роста «средних» учеников, порождающих атмосферу взаимной неприязни к успешным и талантливым людям. Возможности анонсирования, презентации своих личных достижений в открытой атмосфере выставочной экспозиции, радость от общения, переживание ситуации успеха помогают учащимся объективно оценить свое место в искусстве, создают мощный эстетический потенциал для их самовыражения в творчестве и самоопределения в нем.
Список литературы:
- Сайдашева Т. А. Комплексный подход к художественно-эстетическому воспитанию в гимназии № 11 им. С. П. Дягилева. Школа живой традиции.-М: Эврика, 2005.
- Российские стандарты образования в области «Искусство» серии «Стандарты второго поколения» (научные руководители А. М. Кондаков, Л. П. Кезина), – М: Институт стратегических исследований в образовании РАО, 2008.
- Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. – М.:Компания Спутник+, 2004.