Т.В. Ромашкина (Пермь)
В условиях стремительного совершенствования информационных технологий и быстрого развития предоставляемых ими возможностей самым актуальным вопросом продолжает оставаться проблема целевых жизненных установок конкретного человека, его ценностных ориентиров, определяющих содержательную направленность личности.
На одно из самых высоких мест в иерархии ценностей информационного общества ученые ставят автономию личности: человек может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции [2]. В литературе есть данные, что человек информационного общества – это творческая личность, обладающая информационной культурой, способная к саморазвитию и самообучению (Г.Т.Артамонов, А.М.Орехов и др.), что информационные технологии развиваются очень быстро, их передний план доступен в основном молодежи – людям с пониженной социальной ответственностью, а распад социума снижает ответственность еще больше [1]. Отмечается, что лавинообразное развитие средств связи, накопление и обработка информации создает совершенно новые возможности как для развития личности, так и «Коллективного Интеллекта». Для использования «Коллективного Интеллекта» потребуется качественное изменение социальной структуры общества и, что, может, еще важнее – ценностных ориентации, системы нравов [ 3].
В современных педагогических исследованиях отмечено несколько подходов к формированию ценностных ориентации. Одни ученые видят ее решение в социально-информационном аспекте (Е.В.Бурмистрова, Т.Е.Резник, И.А.Сурина, Н.А.Чуркина и др.); другие занимаются исследованием социокультурных ценностей как фактора социализации личности учащихся (Л.И.Бадаева, Я.Т.Демидова, С.В.Лямко, Л.И.Савинов и др.). Третьи изучают формирование ценностей как средство личностного развития (В.В.Гулякина, Е.А.Лактюшина, О.Ю.Яценко и др.). Известны работы по формированию ценностных ориентации личности в отдельных предметных областях (Д.В.Григорьев, В.В.Додуров, Е.А.Новикова, А.Д.Шестоков и др.). Исследуются социокультурные ценности и как фактор социализации личности учащихся (Л.Т.Демидова, С.В.Лямко, А.Ю.Шестаковцев). Вместе с тем, интенсивное развитие вычислительной техники и информационных технологий оказывает революционизирующее влияние как на общество, стремительно меняя условия нашей жизни, среду обучения, так и на ценностные ориентиры личности.
С развитием Интернета, появилась возможность использовать достижения Интернета в различных его проявлениях. Одним из таких проявлений стали социальные сети. Под социальной сетью понимается интерактивный многопользовательский веб-сайт, содержание которого наполняется самими участниками сети. Это всего рода социальная среда, позволяющая общаться группе людей (с том числе и школьникам), объединенных общим интересом. В 1995 году Рэнди Конрадом была создана первая социальная сеть (в современном понимании) – Classmates.com. Проект оказался очень востребованным, и с этого года начинается бурное развитие социальных сетей в Интернете. Эта сеть до сих пор остается одной из самых популярных в мире и насчитывает более 50 млн. пользователей. В следующие несколько лет появился не один десяток аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены знаменитые MySpace(«моё пространство» – популярная международная социальная сеть )и Facebook. (Facebook – социальная сеть, основанная в 2004 году. Начиная с 2006 года доступна для всех пользователей интернета, кому исполнилось 13 лет. Аудитория этой сети к декабрю 2011 года достигла 850 миллионов пользователей, которые посещают Facebook с помощью мобильных устройств.) Так, любой желающий, найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, мог «увидеть» цепочку промежуточных знакомств, через которую он с ним связан. Социальные сети стали своего рода Интернет-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться результатами своего творчества с многомиллионной аудиторией. Создатели таких сетей ориентировались, в первую очередь, на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении.
Трудно не заметить влияния социальных сетей на обучение, как учащихся школ, так и студентов – что подтверждается данными исследований: 75 % участников заявили, что были бы не против, если бы их учебное заведение было представлено в социальной сети в качестве, например группы Facebook. Но существует отдельная категория студентов, которая считает, что социальные сети являются серьезной помехой для занятий учебой, поиском работы. Тем не менее, справиться с депрессией 25% участников помогают исключительно социальные сети. Вместе с тем, у подростков, использующих социальные сети для общения, развивается неадекватный взгляд на жизнь. У них снижаются степень сопереживания, навыки межличностного общения, они склонны занижать реальные жизненные ценности, а так же, совершать необдуманные и недальновидные поступки. [4]
Но компьютерные информационные технологии, интернет-технологии с каждым годом становятся все доступнее и привлекательнее. Так, например сообщество русскоязычных сайтов, используют так называемую wiki-технологию. Технологию, которая позволяет любому посетителю с помощью веб-браузера и минимума усилий (даже с базовыми знаниями информатики) не только принять участие в написании текстов на сайте, совместно с другими посетителями, но и редактировать существующую информацию. Такие технологии используются для разработки энциклопедии общего характера. В связи с этим важно, чтобы участники таких интернет-проектов осознавали свою ответственность за появление «новой информации», обладали ориентирами, в которых ценностный акцент будет смещен в сторону нравственного аспекта.
Список литературы:
- Артамонов Г.Т. О противоречиях перехода к информационному обществу/ Г.Т.Артамонов//Вестник ВОИВТ. – 1998. – №3.- С.42-44.
- Делягин М. Любой школьник может остановить прогресс/ М.Делягин//Век. – 1999. – №10. – С.7.
- Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума/Н.Н.Моисеев. – М.:Яз.рус.культуры, 2000. – 224с.
- Татьяна Мартьянова. За знаниями — в социальные сети/Режим доступа:http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/259295/za_znaniyami_v_socialnye_seti