Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Служба в армии как мотивационно-ценностный феномен в юношеском возрасте

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Л.В. Попова (Ставрополь)

Социальная ситуация в современной России направлена на укрепление авторитета армии и военнослужащих. Однако буквально до недавнего времени в вооруженных силах Российской Федерации имели место противоречивые тенденции не способствующие формированию у юношества мотивационно-ценностного отношения к службе в армии. Оценивая реалии последнего десятилетия можно констатировать, что к началу XXI века армия утратила свою мощь и боеспособность, исчез нравственно-патриатический дух солдат, ухудшились санитарно-бытовые условия жизни молодых воинов, нормой стала «дедовщина», снижение боевого мастерства, мелкое хулиганство и глумление над личностью новобранца. Перечисленные показатели являются внешними факторами, разрушающими мотивационные установки и желание юношей служить в армии.

Вместе с тем имеют место и внутренние факторы, определяющиеся внутриличностными и внутрисемейными установками. К их числу относятся излишняя опека молодых людей в семьях, социальный инфантилизм и социальный нигилизм, потеря духовно-нравственных ориентиров, образцов достойного «мужского поведения», отчетливо прослеживается приоритет женского воспитания, как в семье, так и в школе [1]. Дестабилизирующими факторами выступают: экономическая нестабильность, развитие у молодежи пагубных привычек и зависимостей, алкоголизация, наркомания, нетрадиционные формы сексуального поведения, потеря мускулинности у подрастающих мальчиков.

Несмотря на перечисленные негативные проявления в массовом сознании россиян живет глубокое уважение к традициям Российской армии, к образу солдата-воина, солдата-защитника, солдата-победителя. Социологические исследования свидетельствуют о двояком отношении к службе молодежи в армии у родительской общественности. С одной стороны – в семьях есть опасение, что юноша, попав в армию, приобретет негативный опыт, будет подвергаться насилию и унижениям. С другой стороны – родители хотят, чтобы их сыновья прошли школу армейского воспитания, чтобы в армии у молодого человека сформировалась ловкость, выносливость, мужское поведение, гражданские качества [3].

Таким образом, в сознании общества все более активно присутствуют две практически противоположные тенденции. Одна из них – это рост доверия населения к силовым структурам, и в первую очередь к армии, другая – стремление значительной части молодых людей при активной поддержке их родителей найти отходные пути для этого в виде коррупции, взяточничества, подкупа и т.д.

Проведенные исследования Федеральной службы государственной статистики показали, что по данным анкет хотят, и будут служить в армии чуть более половины опрошенных юношей (52%). Больше всего таковых оказалось среди учащихся профессиональных училищ – 60%, а меньше всего – среди студентов (40%). 60% уклонились бы от службы в армии, будь у них такая возможность, и потратили бы это время на работу или учебу [2].

В процессе осуществления сравнительно-сопоставительного анализа литературных источников и современных исследований нами были выявлены группы юношей с различным уровнем ценностно-мотивационной сферы по отношению к армии.

В исследованиях (А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. Макклеланд, Ф. Герцберг) отмечено, что условно можно выявить четыре группы молодых людей, отличающихся различными мотивационно-ценностными установками. К первой группе относятся юноши, у которых полностью отсутствует мотивация к службе в армии. Вторую группу представляют юноши с низким уровнем мотивации. Третью группу представляют юноши, имеющие средний уровень мотивационной направленности. Четвертая группа сложилась из тех, кто хочет, служить в армии, и имеет высокий уровень развития мотивационно-ценностных установок к службе в вооруженных силах [4].

Охарактеризуем каждую из перечисленных групп более подробно.

В первую группу вошли юноши, у которых полностью отсутствуют мотивационные установки к службе в вооруженных силах. Более того у них присутствует установка любым путем уклониться от призыва (14% опрошенных). Интерес «уклонистов» представляет тот факт, что среди студентов зафиксировано в 1,5 раза больше, чем среди других категорий учащейся молодежи. Более 30% респондентов высказали свое мнение, что призывать к службе необходимо с 20 или 25 лет. 20% опрошенных считают, что служить надо с 18 лет, еще 20% затруднились обозначить границы призывного возраста. Однако большинство ответивших (60%) считают наиболее оптимальным срок службы армии в течение 1 года. Опрошенные юноши мотивировали свое негативное отношение к службе в армии падением престижа военной службы, неуставными отношениями, бессмысленной потерей времени (К. Альдерфер, Д. Макклеланд).

У юношей из второй группы имеющих низкий уровень развития мотивационной сферы, негативные установки проявляются в осознании необходимости службы в армии. Вместе с тем им присуще наличие страха и понимание того, что каждому сознательному гражданину необходимо отслужить (11% опрошенных). Эта группа собирается идти в армию, но только они руководствуются боязнью уголовной ответственности (А. Маслоу).

Юноши, попавшие в группу со средним уровнем развития мотивационной сферы, хотели бы служить, но отвечая на вопросы, они полагают, что состояние собственного здоровья не позволяет им пройти службу в вооруженных силах (14% опрошенных). Показательно, что чаще всего придерживались этого мнения прежде студенты 22%. Из числа других молодых людей 12% учащиеся школ и 10% среди учащихся профессиональных училищ. Опрос показал, что 50% респондентов, не служивших в армии, считают, что на службе ухудшается психическое и физическое здоровье человека (Ф. Герцберг).

Особый интерес представляет четвертая группа, имеющая высокий уровень развития мотивационной сферы. Юноши хотят идти в армию для того, чтобы защищать Родину. Результаты опроса показали, что для меньшей части респондентов «патриотизм» – это значит «любить свою Родину». Но только 34% юношей помимо любви к Родине в это понятие вкладывают «стремление защищать интересы Родины» (К. Альдерфер, Д. Макклеланд).

Никто из опрошенных не оценил отличной оценкой современную российскую армию: 40% дали оценку «удовлетворительно», 30% – «хорошо» и 30% «неудовлетворительно». 70% респондентов считают, что современной российской армии не хватает финансирования и дисциплины.

Прослеживается общий для всех молодых людей страх перед срочной службой в армии. Они «напичканы» продукцией СМИ, касающейся «дедовщины», неуставных отношений, плохого питания, неустроенности армейского быта, побегов из горизонтов военнослужащих с захватом оружия, стрельбой в своих сослуживцев и т.д. [3].

Несмотря на это, позитивное отношение к военной службе, в частности, офицерской, еще сохранилось. Часть молодых людей (около 20%) готовится к поступлению в высшие военные учебные заведения или к срочной службе по призыву. Более высокие качественные показатели позитивного отношения к военной службе, активной подготовке к военно-профессиональной деятельности имеют студенты, обучающиеся на военных кафедрах вузов. Они получают военно-учетную специальность, занимаются различными военно-прикладными видами спорта, с уважением и субординацией относятся к военным [3].

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о тенденции значительного увеличения количества школьников и студентов с негативным отношением к военной службе. Основными трудностями армейской службы молодежь связывает с неуставным отношением, «дедовщиной», большим физическим и нервно-эмоциональным нагрузкам. Заблаговременной самостоятельной подготовкой к предстоящей военной службе занимается недостаточное число юношей. В формировании негативного отношения к военной службе существенную роль играют средства массовой информации, низкий уровень военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Проведенный анализ социологических исследований позволил выявить необходимость осуществления специальных развивающих мероприятий направленных на повышение уровня мотивации у молодежи к службе в армии, изменение стереотипов, формирование мотивационно-ценностного ядра в сознании личности юношей – будущих защитников Отечества.

Задача дальнейшего исследования направлена на формирование мотивационно-ценностных установок юношества к службе в Вооруженных силах РФ. Результаты исследования будут представлены в последующих публикациях.

Список литературы:

  1. Новик В.К., Передняя Д.Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи// Социол. исслед. 2006. № 2.
  2. www.gks.ru.
  3. Шевцов В.В. Отношение школьников и студентов к военной службе// Социол. исслед. 2006. № 6.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 508с.