Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Факторы снижения преступности в детской среде

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Н.П. Полыгалова (Пермь)

Детская преступность – понятие, объединяющее виды правонарушений детского и юношеского возраста, изучение которых неразрывно связано с анализом причин преступности.

  • В стране в настоящее время
  • 62 воспитательных колонии для несовершеннолетних;
  • несовершеннолетними в год совершается 150 -160 тысяч преступлений;
  • 100 тысяч преступлений совершается лицами, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности;
  • убийства и другие тяжкие преступления совершают дети дошкольного и младшего школьного возраста.
  • за период 2008 – 2010 г. отмечается рост детской преступности на 10%.
  • по Пермскому краю отмечается снижение детской преступности на 17% (Итоги оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел ГУВД по Пермскому краю за 2010 год).

Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп роста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.

Причины роста детской преступности следует искать в двух сферах: внешней и внутренней.

Внешние причины:

  • рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных детей (1,5 – 2 миллиона беспризорных и безнадзорных, это по официальным данным, а фактически эта цифра приближается к 4 миллионам);
  • распространение наркотиков, психотропных веществ, курительных смесей, компоненты которых по своим свойствам идентичны наркотическим средствам;
  • службами полиции общественной безопасности ОВД не планируются и не проводятся регулярные проверки соблюдения законодательства о защите несовершеннолетних от распространения информационной продукции, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию. Дети получают доступ к информационной продукции низкого нравственно- этического содержания, пропагандирующей преступления, жестокость, насилие, порнографию, что оказывает на детей растлевающее и психотравмирующее действие, приводит к нарушениям их психического здоровья и нормального развития, серьезным деформациям нравственного и правового сознания;
  • недостаточный контроль органов опеки и попечительства за условиями содержания и воспитания детей и деятельностью усыновителей негативным образом сказывается на формировании законопослушного поведения несовершеннолетних.
  • отсутствие нравственного, военно-патриотического воспитания;

Внутренние причины:

  • рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. В настоящее время действуют социально экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной функции. Разрушение семейных ценностей, утрата воспитательных функций приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.
  • семейное неблагополучие; конфликтные отношения с родителями, более половины всех конфликтов с родителями происходит в неполных семьях. Причины обусловлены спецификой такой семьи – низким материальным уровнем, недостаточным контролем за ребенком, психологическим дискомфортом ее членов.
  • неблагополучные отношения между родителями.
  • жестокое обращение с детьми. Жестокое обращение с детьми, насилие, пренебрежение к их основным потребностям оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушение несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики.
  • неблагоприятное положение в классном коллективе. Одна из причин преждевременного ухода из школы, такие учащиеся часто попадают под дурное влияние вне школы. Девять десятых правонарушителей, зарегистрированных в комиссии по делам несовершеннолетних, были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам резко отрицательно. Около половины несовершеннолетних правонарушителей относились к одноклассникам безразлично или враждебно; среди остальных школьников такое отношение проявляли 19%.

В настоящее время насчитывается в регионах России долее 240 программ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. В текущем году их финансовое подкрепление составило свыше 16 млрд рублей. А всего с начала воссоздания государственной системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних сумма выделенных средств приближается к 100 млрд рублей.

Можно выделить следующие факторы (существенные обстоятельства) снижения преступности в детской среде:

  • Поддержка семьи на государственном уровне.
  • Создание межведомственной правительственной комиссии, координирующей деятельность ведомств, занимающихся проблемами детей (по словам Фридинского С.Н., заместителя Генерального прокурора РФ).
  • Оказание комплексной психологической помощи детям с девиантным поведением.
  • Восстановление системы выявления и учета детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
  • Учет семей, в которых дети находятся в социально опасном положении.
  • Противодействие алкоголизации и распространению наркотических веществ.
  • Профилактика жестокого обращения с детьми.
  • Системная работа в образовательных учреждениях по профилактике детской преступности.
  • Повышения статуса ребенка в детском коллективе с низким социальным уровнем.
  • Создание системы телефонов доверия.
  • Воспитывающая роль религии. Любая религия в первую очередь воспитывает, по крайне мере, ее предназначение – воспитывать добротой. И заповеди явное свидетельство тому. (по словам, Фридинского С.Н., заместителя Генерального прокурора РФ).
  • Развитие ювенальной юстиции, как одна из форм поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Организация мониторинга занятости подростков.
  • Создание единого банка данных о детях беспризорных, безнадзорных, и находящихся в трудной жизненной ситуации.

Список литературы:

  1. Дементьева И. Современная семья в зеркале социологии. – Журнал «Воспитание школьников», № 5, 2005.
  2. Доклад Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 2011.
  3. Доклад Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки на расширенном заседании коллегии, 2011г.
  4. Доклад Министра МВД Р. Нургалиева на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений в сентябре 2011.
  5. Итоги оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел ГУВД по Пермскому краю за 2010 год, и приоритетные задачи на 2011 год.
  6. Профилактика безнадзорности и правонарушений школьников. – Журнал «Справочник классного руководителя», № 1, 2009.
  7. Региональная программа Пермского края по развитию ювенальной юстиции как одной из форм поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.