Н.П. Полыгалова (Пермь)
Детская преступность – понятие, объединяющее виды правонарушений детского и юношеского возраста, изучение которых неразрывно связано с анализом причин преступности.
- В стране в настоящее время
- 62 воспитательных колонии для несовершеннолетних;
- несовершеннолетними в год совершается 150 -160 тысяч преступлений;
- 100 тысяч преступлений совершается лицами, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности;
- убийства и другие тяжкие преступления совершают дети дошкольного и младшего школьного возраста.
- за период 2008 – 2010 г. отмечается рост детской преступности на 10%.
- по Пермскому краю отмечается снижение детской преступности на 17% (Итоги оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел ГУВД по Пермскому краю за 2010 год).
Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп роста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.
Причины роста детской преступности следует искать в двух сферах: внешней и внутренней.
Внешние причины:
- рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных детей (1,5 – 2 миллиона беспризорных и безнадзорных, это по официальным данным, а фактически эта цифра приближается к 4 миллионам);
- распространение наркотиков, психотропных веществ, курительных смесей, компоненты которых по своим свойствам идентичны наркотическим средствам;
- службами полиции общественной безопасности ОВД не планируются и не проводятся регулярные проверки соблюдения законодательства о защите несовершеннолетних от распространения информационной продукции, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию. Дети получают доступ к информационной продукции низкого нравственно- этического содержания, пропагандирующей преступления, жестокость, насилие, порнографию, что оказывает на детей растлевающее и психотравмирующее действие, приводит к нарушениям их психического здоровья и нормального развития, серьезным деформациям нравственного и правового сознания;
- недостаточный контроль органов опеки и попечительства за условиями содержания и воспитания детей и деятельностью усыновителей негативным образом сказывается на формировании законопослушного поведения несовершеннолетних.
- отсутствие нравственного, военно-патриотического воспитания;
Внутренние причины:
- рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. В настоящее время действуют социально экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной функции. Разрушение семейных ценностей, утрата воспитательных функций приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.
- семейное неблагополучие; конфликтные отношения с родителями, более половины всех конфликтов с родителями происходит в неполных семьях. Причины обусловлены спецификой такой семьи – низким материальным уровнем, недостаточным контролем за ребенком, психологическим дискомфортом ее членов.
- неблагополучные отношения между родителями.
- жестокое обращение с детьми. Жестокое обращение с детьми, насилие, пренебрежение к их основным потребностям оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушение несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики.
- неблагоприятное положение в классном коллективе. Одна из причин преждевременного ухода из школы, такие учащиеся часто попадают под дурное влияние вне школы. Девять десятых правонарушителей, зарегистрированных в комиссии по делам несовершеннолетних, были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам резко отрицательно. Около половины несовершеннолетних правонарушителей относились к одноклассникам безразлично или враждебно; среди остальных школьников такое отношение проявляли 19%.
В настоящее время насчитывается в регионах России долее 240 программ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. В текущем году их финансовое подкрепление составило свыше 16 млрд рублей. А всего с начала воссоздания государственной системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних сумма выделенных средств приближается к 100 млрд рублей.
Можно выделить следующие факторы (существенные обстоятельства) снижения преступности в детской среде:
- Поддержка семьи на государственном уровне.
- Создание межведомственной правительственной комиссии, координирующей деятельность ведомств, занимающихся проблемами детей (по словам Фридинского С.Н., заместителя Генерального прокурора РФ).
- Оказание комплексной психологической помощи детям с девиантным поведением.
- Восстановление системы выявления и учета детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
- Учет семей, в которых дети находятся в социально опасном положении.
- Противодействие алкоголизации и распространению наркотических веществ.
- Профилактика жестокого обращения с детьми.
- Системная работа в образовательных учреждениях по профилактике детской преступности.
- Повышения статуса ребенка в детском коллективе с низким социальным уровнем.
- Создание системы телефонов доверия.
- Воспитывающая роль религии. Любая религия в первую очередь воспитывает, по крайне мере, ее предназначение – воспитывать добротой. И заповеди явное свидетельство тому. (по словам, Фридинского С.Н., заместителя Генерального прокурора РФ).
- Развитие ювенальной юстиции, как одна из форм поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Организация мониторинга занятости подростков.
- Создание единого банка данных о детях беспризорных, безнадзорных, и находящихся в трудной жизненной ситуации.
Список литературы:
- Дементьева И. Современная семья в зеркале социологии. – Журнал «Воспитание школьников», № 5, 2005.
- Доклад Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 2011.
- Доклад Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки на расширенном заседании коллегии, 2011г.
- Доклад Министра МВД Р. Нургалиева на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений в сентябре 2011.
- Итоги оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел ГУВД по Пермскому краю за 2010 год, и приоритетные задачи на 2011 год.
- Профилактика безнадзорности и правонарушений школьников. – Журнал «Справочник классного руководителя», № 1, 2009.
- Региональная программа Пермского края по развитию ювенальной юстиции как одной из форм поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.