А.Ю. Нагорнова (Ульяновск)
Существующие специфические методы психокоррекции отклонений в поведении и развитии учеников достаточно разнообразны: это суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самокоррекции, самоанализе, самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия, метод «сократического диалога», методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию; методики групповой психокоррекции, разыгрывания ролевых ситуаций (метод дидактической игры); методы конгруэнтной коммуникации; метод разрушения конфликтов; метод арттерапии; метод социальной терапии; метод поведенческого социально-психологического тренинга и т.д.
Почти все специфические методы психокоррекции отклонений в поведении и развитии школьников требуют от педагога специальных знаний и умений, овладения той или иной коррекционной техникой и методикой. На наш взгляд, наиболее доступным методом, который практически не требует от учителя специальных знаний и умений, является метод разыгрывания ролевых ситуаций или метод дидактической игры.
Рассмотрим подробнее этот метод.
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
В.В. Воронов подчеркивает, что «дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры – моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия» (1, с. 131-132).
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы: 1) подготовка к самостоятельным занятиям; 2) постановка главной задачи; 3) выбор имитационной модели объекта; 4) решение задачи на ее основе; 5) проверка, коррекция; 6) реализация принятого решения; 7) оценка его результатов; 8) анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом; 9) обратная связь по замкнутому технологическому циклу.
В дидактической игре ученик выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и практический элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте того или иного предмета. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе дидактической игры. Одновременно школьник наряду с практическими знаниями приобретает специальную компетенцию – навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, дидактическая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет ученикам интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», значительно улучшить свое психическое самочувствие (5).
Как и любой другой метод, игровой метод обучения полифункционален и может быть использован для формирования разных психологических свойств и качеств школьников (9): профессиональной направленности, умственной самостоятельности, знаний, умений и навыков в той или другой сфере деятельности, творческого решения познавательных и профессиональных задач, организаторских и коммуникативных качеств оценки и самооценки и т.д.
Функции дидактической игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала, оказывающей внушающее воздействие. По мнению Б.Т. Лихачева, «игровая ситуация порождает в обучаемых разнообразные эмоционально-психические состояния, переживания, углубляющие познание, возбуждение, внутренние стимулы, влечения к учебной работе, снимающие напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана» [3, с. 463].
И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин и Е.Н. Шиянов [8] относят дидактические игры к методам стимулирования деятельности. Дидактические игры связаны с ситуациями переживания успеха и направлены на создание игровых ситуаций, вызывающих яркие, положительные эмоциональные переживания. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет «общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям» [8, с. 318].
И.П. Подласый определяет дидактические игры как «специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход» и где «учащийся выступает активным преобразователем действительности» [6, с. 355]. Дидактические игры как метод обучения «эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования…, оперативного контроля и коррекции качества обучения» [6, с. 356].
В целом применение дидактических игр для психокоррекции является в настоящее время инновационной технологией образовательного процесса в России, при этом в других странах их развитие протекает достаточно интенсивно. Важной особенностью является то, что в результате игры меняется взгляд учеников на проблему, происходит развитие их динамического мышления, совершенствуется ролевое взаимодействие и улучшается социально психологический климат в классе.
Список литературы:
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 1999.
- Кавтарадзе Д. Обучение и игра. – М., 1998.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1999.
- От соперничества к сотрудничеству: Практическое руководство по активным методикам в образовании. /под ред. Н.П. Тарасовой. – М., 1999.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М., 1999.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений – М., 1996.
- Прутченков А.С, Учим и учимся, играя. – М., 1999.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – М., 1997.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. – М., 1998.