Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Особенности работы с одаренными детьми при изучении химии в общеобразовательной школе

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

О.М. Мясникова (Пермь)

«Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства» [1; с. 1].

Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности, нужно обладать высокими общими и специальными способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед учителями и родителями стоит важная задача – развитие потенциальных способностей и даренностей каждого ребенка. В настоящее время эта проблема настолько актуальна, что, по выражению доктора психологических наук Н.С. Лейтеса, уже не нужно доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать ростки одаренности детей.

В практической работе учителя химии определение педагогических целей мы начинаем с уточнения представлений об одаренности. Единой общепринятой концепции одаренности нет, но есть весьма серьезные разработки, проливающие свет на многие стороны этого явления. Произнося словосочетания «одаренные дети», мы постоянно подчеркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от своих сверстников. Природа поровну не делит свои дары и кому-то дает сверх меры. Таким образом, «одаренные» – это дети, способности которых явно превосходят некие средние возможности большинства. Это генетический дар, который раскрывается благодаря созданной среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. «Подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант» [4; с.1]. Задача педагога выявить таких детей в классе и не упустить их в дальнейшем.

Четкое осознание того, что необходимость «взращивать» одаренность всех детей и каждого ребенка в отдельности становится не только приоритетной задачей государства и общества, но и каждого конкретного учителя, мы, прежде всего, уделили внимание учебной программе. Подготовив УМК по всему курсу изучения химии, мы составили программу работы с одаренными детьми. Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательный интерес. Взяв за основу государственную программу базового уровня обучения химии О.С. Габриеляна, выделили задачи учебного курса, сопоставили уровни требований основной школы и старшего звена, дополнили содержание гимназическим компонентом, ввели элементы опережения.

Понимая, что дети в классе различаются по своему уровню развития, умению и способности учиться, мотивации, мы пришли к выводу, что необходимо создать банк дифференцированных по уровню сложности заданий для каждой темы учебного курса. Применяя такие задания на уроках, стараемся создать максимально оптимальные условия для развития интересов и способностей каждого ученика, предоставляем ему возможность развиваться со своей собственной скоростью.

Задания, рассчитанные на способных детей, предусматривают нахождение собственного способа решения, в котором, кроме явной, присутствует и скрытая (латентная) связь, когда ученик ориентируется на глобальные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений, и при этом осуществляет перенос знаний в незнакомые, новые, нестандартные ситуации,что требует от него сложной мыслительной деятельности.

Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро теряют интерес к предмету. Исходя из этого, кабинет химии располагает разнообразной научной и энциклопедической литературой, занимательными и развивающими задачами и упражнениями как для работы на уроке, так и для домашней подготовки. За рамками урока ведется спецкурс, на который приходят ученики, заинтересованные химией. Талантливые дети – незаменимые помощники и при проведении опытов, зачетов, внеклассных мероприятий по химии.

Системная и целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Идет формирование алгоритмических и эвристических приемов действий, осознания процесса учения не только с точки зрения изученного, но и с точки зрения анализа самого хода познания. Именно таким образом развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, растет потребность в знаниях. Задача учителя – позиционировать способных учеников не как недостижимый для других идеал, а как пример, на который нужно ориентироваться остальным (и может быть не столько в области химии, сколько в реальной жизни), как уровень, которого может достигнуть каждый.

Одаренные дети показывают свои знания не только на уроках, но и на более высоком уровне – олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях, государственных экзаменах. Поэтому огромное внимание мы в своей работе уделяем олимпиадным задачам, изучаем научную и познавательную литературу по предмету. Это позволяет достичь более высокого результата.

«Талантливый человек талантлив во многом» – эти слова в последние годы звучат часто. Ориентируясь на них, мы предоставляем детям право выбора предмета, каким он будет заниматься углубленно. Считаем, что задача учителя – предложить ученику альтернативу, помочь осознать важность выбора, иными словами – помочь ему сделать правильный выбор, а затем ребенок сам должен расставить приоритеты и действовать в соответствии со своими интересами и убеждениями.

Все вышеизложенное лишь малая часть технологии работы с одаренными детьми, представленной здесь в весьма условном и общем виде. Подобно тому, как Микеланджело из глыбы мрамора высекал своего Давида, родители, педагоги и, конечно же, сам ребенок из задатка высекают талант. При этом успех зависит не только и не столько от качества самого задатка, сколько от количества вложенного в этот задаток общего труда.

Список литературы:

    1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://mon.gov.ru
    2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 464с.
    3. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников» – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
    4. Савенков А. Программа «Одаренные дети в массовой школе» http://nsc.1september.ru