Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Информационные технологии в формировании ценностных ориентаций подростка, на примере химических дисциплин ВФ МИСиС

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

И.В. Мялкин (Нижегородская обл. г.Выкса)

В последнее время информационные и коммуникативные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли и на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения эффективности поиска, хранения и представления информации широкой аудитории. В вузе такая необходимость назрела давно. ИКТ-технологии могут повлить как положительно так и отрицательно. Насыщенность информационная и эмоциональная даёт толчок к переосмыслению своих знаний и опыта студент-подросток, помогает понять, что именно ему интересно, куда дальше двигаться, как себя вести. Появляется осмысленное отношение к происходящему.

На современном этапе использование информационно-коммуникативных технологий в вузе должно быть сведено к некому алгоритму, имеющему определённые последовательные шаги. Очень важно осознавать возможности каждого шага и планировать его определённый воспитательный и обучающий эффект.

Например, если стоит задача воспитания познавательной деятельности у студента (на примере химических дисциплин), то в процессе воспитания мы должны помнить познавательная деятельность включает:

  • метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней;
  • метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями;

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

  • метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем;
  • метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод – правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

Ставим перед студентом проблему. Учим искать разностороннюю информацию по этой проблеме (информационно-описательную, визуальную, эмоционально и социально окрашенную). По мере сбора информации формируем личное отношение к существующей проблеме.

В процессе сбора информации ребёнок может обмениваться своими находками с другими участниками проекта многими средствами, представленными нам сегодня ИКТ-технологиями. Широкое распространение получили блоги и живые журналы, различные форумы и страницы обсуждений. Во время освоения подобного интернет-пространства появляется огромное количество социально полезных и необходимых навыков: быстрый поиск необходимых социальных групп и людей, практически мгновенный обмен информацией, несмотря на огромные расстояния, дискуссии посредством интернет-конференций и т.д.

Далее учим искать информацию о возможном решении данной проблемы. Предлагаем подумать самому над решением.

Следующая задача состоит в том, чтобы представить проблему и пути её решения в процессе публичного выступления перед группой слушателей. Предстоит решить, каким образом она будет представлена аудитории. Например, это может быть сайт, презентация, слайд-шоу или фильм.

По мере выполнения самого проекта приходит осознание и оценка глобальных изменений в окружающей среде. Появляется определённое отношение к проблеме, которую хочется не только решить, но и донести до сознания других людей. Это служит хорошей мотивацией для защиты проекта. Подростки в условиях подобного проектирования быстро усваивают информационно-коммуникативные технологии, осваивают основы ораторского искусства, становятся пропагандистами тех решений, которые им удалось найти. Всё вышеперечисленное очень помогает педагогу способствовать формированию личности ученика.

В результате использования подобного проектирования с использованием ИКТ-технологий мы формируем личность ребёнка, который прекрасно ориентируется и более осознанно владеет коммуникативными навыками, легко вступает в контакт с различными людьми, умеет находить и обрабатывать любую информацию. Именно эти дети с большим успехом будут строить новое информационное общество, в котором нам всем предстоит жить.

Список литературы:

  1. Скриптунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи// СОЦИС, № 1, 2002, с.105-110.
  2. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.
  3. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. 62 с.
  4. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 150 с.