Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения и воспитания

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Е.В. Макаренко (Пермь)

В современной российской школе актуализируется гуманистическая и личностная направленность образовательного процесса, определяющая качественно новое понимание школьника как субъекта учебной деятельности. Реализация такого подхода становится возможной только при активной позиции учащегося. Наиболее эффективным способом решения этой задачи является применение учителем адекватных педагогических технологий, к которым относится метод проектов.

В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на решение той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат проектной деятельности учащихся можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Рассмотрим основные требования к проекту как методу обучения и воспитания:

1) Необходимое наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. В роли заказчика может выступать как учитель, так и учащиеся. Работа над проектом заключается в разрешении данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю – руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.

2) Планирование действий по разрешению проблемы открывает начало работы над проектом. На этом этапе проектируется сам проект, в частности определяется вид продукта и форма презентации. Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, с указанием конкретных действий, сроков и ответственных.

3) Поиск информации – отличительная черта проектной деятельности, которая впоследствии будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Это требует исследовательской работы учащихся.

4) Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5) На завершающем этапе организуется презентация полученного продукта, представление заказчику или представителям общественности достаточно убедительного результата.

В соответствии с представленными требованиями представим социально значимый проект, реализованный ученицей МОУ «Гимназия № 11 им. С.П. Дягилева» Клюкиной Дашей.

Проект «Сергей Павлович Дягилев. Знакомство»

Тема проекта – выпуск буклета «Сергей Павлович Дягилев. Знакомство».

Учебный предмет: краеведение, обществознание, дизайн, МХК

Участники: ученица 3 класса Клюкина Даша.

Продолжительность: 5 месяцев.

Цель: просветительская, познакомить как можно больше людей с жизнью и творчеством С.П.Дягилева.

Задачи проекта:

  • изучить литературу;
  • рассказать как можно большему количеству людей о С.П.Дягилеве;
  • привлечь в наш город людей, интересующихся историей и культурой Пермского края.

Продукт: выпуск буклета «Сергей Павлович Дягилев. Знакомство».

Анализ анкетирования. Анализ проведенного анкетирования среди наших знакомых и родных показал, что пермяки в основном знают имя Дягилева. Однако агентство «СВОИ» (Социологическое Ведомство Оперативных Исследований) провело опрос 1000 пермяков о том, чем же занимался известный пермяк Сергей Павлович Дягилев, именем которого названа гимназия в Перми. Респондентам задавался вопрос: «В какой области трудился Сергей Павлович Дягилев?». Большинство опрошенных (42,4%) связывают имя С.П. Дягилева с театром. Почти треть пермяков (32,6%) считают, что основной профессиональной деятельностью Сергея Павловича была музыка. Четверть (25.3%) пермяков уверены, что Дягилев в основном занимался изобразительным искусством. 5.8% горожан связывают имя Дягилева с наукой, которой он в действительности не занимался. 23,1% пермяков признались, что не знают, чем занимался Дягилев и 8,2% вообще не знают кто это такой.

Создание буклета. Буклет(фр. Bouclette – колечко) произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами несколько страниц так, что текст может читаться без разрезки, раскрываясь, как ширма. Информационные блоки читаются по кольцу, отсюда и название. Такая форма подачи материала позволяет, при небольших размерах, придать изделию солидный вид. Распространять буклет возможно в разных местах – на выставках, конференциях, собраниях. Интересно бы было распространить буклет в других городах, для того, чтобы люди узнали больше о нашем славном городе и о нашей замечательной «дягилевской» гимназии.

При выборе дизайна мы руководствовались принципом сочетания внешнего вида и информационного наполнения. Решили печатать на листе формата А4, разместив информацию 3 столбцами. Небольшой размер буклета позволяет ознакомиться с информацией на месте, или сложить его в сумку, карман, отложив прочтение на другое время.

Цвет бумаги выбрали желтый. Проанализировав общую реакцию человека на цвета, ученые убедились, что желтый цвет – активный, энергичный и легкий, символизирует свет, радость, роскошь. Именно такое настроение мы хотели донести до читателей буклета.

Информационное наполнение буклета мы делали исходя из того, что читатели мало знакомы не только с биографией великого импресарио, но и с памятными местами, связанными с его именем, и особо подчеркнула ту роль, которую играет наша гимназия в популяризации его имени.

Экономические расчеты при изготовлении буклета.

Ранее было сказано, что цель работы просветительская. Мы думаем, что в распространении буклета нам помогли бы очень многие. Можно было бы обратиться за помощью в авиакомпании, которые возят пассажиров в Пермь. Каждый день в Пермь прилетает 1000 пассажиров, которые могли бы ознакомиться с буклетом «С.П.Дягилев. Знакомство» в самолете, 100 гостей взяли бы этот буклет на память. Для того, что бы 250-300 дней в самолетах, которые летят в Пермь, были новые буклеты, необходимо напечатать 25 000 шт.

Кол-во пассажиров, прилетающих в Пермь ежедневно, чел.

Кол-во пассажиров, взявших буклет в самолете, чел.

Продолжительность акции, дней.

Общее кол-во буклетов, шт.

1000

100

250

25000

Мы напечатали этот буклет на цветном принтере. Стоимость печати одного экземпляра составила 7 руб. Расчет:

Стоимость 1 картриджа, руб.

Кол-во буклетов, напечатанных 1 картриджем (формат А4, двусторонний), шт.

Цена 1 буклета, руб.

700

100

7

Обратившись в типографию, мы выяснили, что печать 25 000 буклетов обойдется нам в 13 000 руб., т.е. стоимость печати одного буклета 52 копейки.

Стоимость 1 тиража, руб.

Кол-во буклетов в 1тираже, шт.

Цена 1 буклета, руб.

13 000

25 000

0,52

Выводы: печатать в типографии намного дешевле. Затраты на реализацию проекта состоят только из стоимости изготовления буклета – 13 тысяч руб., т.к. мы надеемся на добровольных помощников в распространении.

Презентация. На презентации был представлен буклет «Сергей Павлович Дягилев. Знакомство», слайдовая презентация в формате Power Point. Защита проектной работы проходила на конкурсе НОУ гимназии №11 «Путь к успеху». Победа позволила продолжить дальнейшее участие в городском конкурсе «Азбукиведи», краевом конкурсе «Дерзание–Старт», во всероссийском конкурсе «Юный исследователь».

 

Подводя итог, подчеркнем, что понятие «проект» снова вошло в современную российскую педагогику. Предполагая перспективу эффективности этого метода, мы видим в нем альтернативу классно-урочной системе обучения и воспитания. В связи с этим перед педагогами стоит задача освоения проектной технологии как эффективного метода обучения и воспитания, позволяющего получить качественный образовательный результат, направленный на развитие субъектности ребенка.

Список литературы:

  1. Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов [Текст] /М.В. Дубова– М.: Баласс,2011. – 80 с.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] /И.С. Сергеев– М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
  3. Перелыгина Е.А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы [Текст] / Перелыгина Е.А. И.С.Фишман – Самара: «Учебная литература», 2007. – 128 с.