Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Экспедиции по родному краю как важный компонент нравственного воспитания школьников

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Л.Г. Логинова (Пермь)

В учебном плане МОУ «Гимназия № 11 им. С.П. Дягилева» г. Перми предмет «Технология» изучается в виде этнографии и художественных ремесел. Содержание предмета позволяет ребенку определиться в выборе нравственных ориентиров жизненного пути, в формировании осознанности и смысловой наполненности своего существования, осознании себя как звена в цепи поколений. Обращаясь к истокам народного творчества, учащиеся постигают живую суть народа, его духовные и нравственные ценности.

Изучение народных ремесел мы рассматриваем как элемент традиционной педагогики, способ передачи подрастающему поколению накопленных знаний, опыта, трудовых навыков. Такой подход позволяет в рамках изучаемого предмета организовывать экспедиции по родному краю, в которых дети не просто изучают историю и культуру родного края, но и обучаются какому-либо народному ремеслу у местного мастера. Это формирует их мировоззрение, дает учащимся возможность получить эстетический и практический опыт жизни.

Поездки школьников в самые отдаленные уголки уральской земли – неисчерпаемым источником для воспитательной работы, направленной на становление личности гражданина и патриота России. В экспедиции школьники отправляются во время каникул. Многие гимназисты уже не раз побывали на юге и севере Пермского края, познакомились со Средним Уралом.

Работая в сельской местности и общаясь с людьми, городской ребенок открывает для себя новый мир – мир особого отношения человека к окружающей жизни, к труду и быту. Именно здесь можно встретиться с настоящими народными мастерами, увидеть, как они работают и художественно преобразуют окружающую среду. Рассматривая их работу, школьники лично знакомятся с народными мастерами, узнают их характер и интересы, наблюдают за жизненным и рабочим укладом людей, живущих в глубинке малой родины.

Так, в экспедиции гимназисты познакомились с Цыбиным Александром Ивановичем (1925г.р.), жителем деревни Белые пашни Усольского района. Свой дом он украсил кружевами, искусно вырезанными из тонкого листа металла, опоясывающими трубу, крышу, окна, крыльцо, ворота и забор. Красота уральской природы отразилась в росписи наружных стен дома и декоре хозяйственных построек. Внутренний интерьер украшает авторская точеная мебель, которая интересна не только своим дизайнерским решением, но и фактурой и качеством исполнения.

Не уступает по красоте оформления и дом семьи Чебыкиных из села Ключи Суксунского района. Мастер от Бога, Михаил Никитич, свой дом украсил изысканной деревянной резьбой, которая не оставляет равнодушным ни одного прохожего. Его дом как сказочный теремок: резные наличники, стенка, кухонный гарнитур, детская кроватка внучки, комод, инкрустированные шкатулки, резная рама зеркала – все сделано своими руками и с любовью.

Картинная галерея художника Елисеева Анатолия Николаевича (село Романово, Усольский район) заинтересовала школьников тем, что кроме живописных пейзажей родного края в ней есть портреты односельчан-труженников, участников Великой Отечественной войны. К дому Елисеевых, народ спешит не только посмотреть выставку, но и получить деловой совет по хозяйству, задушевно поговорить «за жизнь», заказать картину.

Нельзя не вспомнить Куляшову Екатерину Максимовну (1926г.р.) уроженку села Ключи Суксунского района. Она пела на 56 деревенских свадьбах. Ее память хранит песни свадебного, рекрутского, похоронного обрядов и других обрядов жизненного цикла. Свое умение в области женских ремесел, она успешно передает ключевским девочкам, которые приходят к ней домой обучаться ручной вышивке, вязанию, технологии лоскутного шитья и даже переходной кадрили. Она же расскажет чем заняться в Святки, как гадать и колядовать, поможет раскатать сочень с конопляным семенем для гадания на жениха, нарядит в ряженного и подскажет, что делать в Крещение, когда нет подхода к реке.

Такие встречи становятся значимыми для возникновения интереса ребенка ко всему родному, к той основе, на которой строится быт и жизнь современного человека, а в дальнейшем поможет более глубоко осмыслить нравственные корни национальной культуры. Знакомство в таких поездках с талантливыми земляками, «умеющими» жить на Земле достойно, становится предметом гордости детей. Многие из тех, кто побывал в таких экспедициях, по настоящему заинтересовываются историей народной культуры.

Экспедиционная работа позволяет собирать и ценнейший дидактический материал, который используется в урочной работе, экспонируется в музее народной культуры Прикамья, который силами педагогов и школьников создан в гимназии.

Наш многолетний опыт показывает, что знакомство детей с народной культурой в экспедициях и поездках не просто пробуждает интерес к предмету, повышает познавательную и продуктивную деятельность, а формирует мыслящую и творящую личность.

Как известно, наука этнография позволяет проникнуть вглубь народных традиций. Мы уверены, что знание истории и культуры малой Родины – основа духовного и нравственного становления ребенка, а значит и возрождения будущего общества. Таким образом, изучение этнографии в школе способствует формированию сообщества высоконравственных людей, помогает приобщить ребенка к вековому опыту своего народа, к ценнейшим культурным традициям, выработанным многими поколениями людей.