И.М. Кунгурова, Г.В. Валетова (Ишим)
Тюменская область является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации. На территории области проживает около 40 национальностей, этносов и субэтносов. Согласно переписи населения наиболее многочисленными являются русские, татары, казахи, чуваши. По данным комитета по делам национальностей в настоящее время в области существует 25 национально-культурных автономий и национальных общественных объединений. Ишим не является исключением. В городе функционируют Центр немецкой и польской культуры, Культурно-просветительский центр казахской культуры, Армянский творческий центр, Татарская община.
Реалии разнообразия культур и языков, в частности, на территории нашей области определяют потребность в осмыслении важности приобщения молодежи к ценностям мировой культуры и культуры своего народа, воспитания ее в духе взаимоуважения, этнокультурной толерантности, равенства и равноправия всех наций и народностей.
В последнее время появились нормативные акты, отражающие государственный заказ на воспитание культуры межнационального общения. Так, в Концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ 15.06.96. №909, основанной на признании приоритета воспитания у граждан культуры межнационального общения (российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости) подчеркнута необходимость: «Обеспечивать разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».
Необходимость воспитания гуманной личности в сфере межнационального общения связана с многонациональным составом студенческих коллективов и влиянием межнациональных отношений на все сферы их жизнедеятельности.
В современном обществе на долю профессионального образования выпадают две роли: первая – традиционная, связанная с подготовкой специалистов, и вторая, тоже связанная с подготовкой, но другого рода, которую можно назвать культурологической. Эту вторую роль образования ни в коем случае не следует считать вторичной. Она ничуть не менее важна, чем первая.
Образование существует, прежде всего, для того, чтобы научить человека жить в обществе в качестве гражданина и одновременно в истории – в качестве сознательного и активного субъекта, для которого она не где-то за спиной свершается: он сам живет в истории и участвует в ней. И задача состоит в том, чтобы найти для них точки соприкосновения с целью подготовки не просто «хорошего» человека и не просто первоклассного специалиста, а личности-профессионала, помимо профессиональных знаний освоившего культуру человеческих взаимоотношений, развившего в себе некие духовные способности, которые и позволяют ему действовать как творчески, так и нравственно.
На современном этапе перед всеми учебными заведениями стоит задача поликультурного образования будущего специалиста. Четкая организация и система формирования культуры межнационального общения развивают у будущего педагога способность понимать культуру другого народа, главное – учить его вести продуктивный межкультурный диалог и при этом быть терпимым к другим. Постепенно у него формируется стабильная способность к эффективному и адекватному общению с представителями других культур, в котором проявляется способность эффективно общаться в различных межкультурных ситуациях. И одну из главных ролей при этом играет приобщение к культуре других народов. Культура различий, культура толерантности являются доминантой профессиональной деятельности педагога и помогают строить отношения в многонациональных коллективах.
Под формированием культуры межнационального общения мы понимаем педагогический процесс, направленный на усвоение студентами убеждений, знаний и понимание культуры межнационального общения; формирование системы ценностей и высоконравственной мотивации поступков и поведения в процессе общения с представителями различных национальностей, интереса к межнациональному общению; организацию позитивного опыта межнационального общения.
Учебное заведение воспитывает будущего специалиста, для которого значительными станут такие нравственные ценности, как патриотизм, гражданственность, толерантность, межнациональное общение, уважение к представителям других народов. В борьбе с терроризмом, фундаментализмом, фашизмом мы ведем постоянную запаздывающую контрпропаганду вместо того, чтобы вести опережающую пропаганду, которая должна в буквальном смысле начинаться с обучения миролюбию и пониманию других людей со школьной парты. Обладает ли образование необходимым потенциалом для формирования установок толерантного гражданского поведения представителей подрастающих поколений, чтобы уменьшить риск социальных взрывов в России?
На решение всего этого спектра проблем было направлено проведение социально-ориентированной серии мероприятий «Неделя национальных культур» на филологическом факультете ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» в 2011г. Выбор данной серии мероприятий происходил с учетом специфики факультета (на факультете три отделения: отделение русского языка и литературы, историческое отделение и отделение иностранных языков). На каждом отделении есть представители разных национальностей: украинцы, немцы, поляки, казахи, армяне и др.
Знакомство студентов с языком, историей, культурой, бытом различных народов в течение недели позволило на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний студентов о народах и языках, на которых они говорят, дало возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию. Знание истоков культуры, нравов, обычаев народов помогает понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных этнических групп, помогает избежать ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований. В этой связи особую значимость приобретает знание национальных традиций, обрядов и праздников, знакомство с которыми и произошло во время проведения «Недели национальных культур».
«Неделя национальных культур» была одним из самых интересных мероприятий, проводимых в ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», где студенты познакомились с национальными традициями, обрядами, своеобразием быта других народов, с жанрами устного народного творчества, народными играми. Песни, танцы, одежда, кухня – все стало общим достоянием участников. Произошли взаимная открытость, слияние и взаимообогащение культур. Каждый день был посвящен одной культуре.
Целью данной серии мероприятий было воспитание культуры межнационального общения, освоение культуры человеческих взаимоотношений, формирование установок толерантного сознания и поведения молодежи, веротерпимости, миролюбия, профилактика различных видов экстремизма. Во время проведения мероприятий решались следующие задачи: формирование ценностных мировоззренческих основ, накопление опыта межнационального общения в совместной деятельности, борьба с интолерантностью, воспитание уважения к чести и достоинству каждого народа, воспитание уважительного отношения к национальным языкам. Более подробно информация о «Неделе национальных культур» представлена в таблице 1.
Таблица 1
«Неделя национальных культур»
|
Название мероприятия |
Форма проведения |
День русской культуры |
1. Торжественное открытие недели национальных культур 2. Круглый стол «О культуре речи» |
круглый стол |
День польской культуры |
1. Конкурс чтецов 2. Устный журнал «Литературные места Польши» |
конкурс устный журнал |
День немецкой культуры |
1. Просмотр кинофильмов на языке 2. Литературная гостиная, посвященная творчеству поэтов Германии, конкурс чтецов 3. КВН «Deutsche Feste» |
просмотр конкурс КВН |
День казахской культуры |
1. Викторина «Чтецы знатоки» 2. Конкурс творческих работ «Наставления отца сыну» |
викторина конкурс |
День английской культуры |
1. Просмотр кинофильмов на языке 2. Театрализованное представление «Шекспир и его эпоха» 3. Лексико-грамматический КВН «What do you know about England?» |
просмотр, теат- рализованное представление КВН |
Закрытие недели национальных культур |
1. Торжественное закрытие недели национальных культур. 2. Награждение участников 3. Выпуск газеты «Территория культуры». 4. Оформление выставки «Национальная мозаика». |
|
Итак, воспитание культуры межнационального общения является важным условием поддержания благоприятного развития страны, отдельных регионов, городского и сельского социумов. Это важно не только с точки зрения поддержания мира и согласия, но и в целях обеспечения поступательного развития и взаимного обогащения всех национальных культур.
Список литературы:
- Валетова, Г.В. Методические рекомендации по проведению национальных праздников в учебном заведении / Г.В. Валетова. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова. – 2009. – 86с.
- Разумный, В.А. Интеграция культуры и образования / В.В. Разумный // Педагогика. – 1998. – №8. – С. 16-17.
- Серова, И.И. Культура межнационального общения / И.И. Серова. – Минск: Университетское. 1986. – 100с.