Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Воспитание у студентов педагогического вуза культуры межнационального общения

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

И.М. Кунгурова, Г.В. Валетова (Ишим)

Тюменская область является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации. На территории области проживает около 40 национальностей, этносов и субэтносов. Согласно переписи населения наиболее многочисленными являются русские, татары, казахи, чуваши. По данным комитета по делам национальностей в настоящее время в области существует 25 национально-культурных автономий и национальных общественных объединений. Ишим не является исключением. В городе функционируют Центр немецкой и польской культуры, Культурно-просветительский центр казахской культуры, Армянский творческий центр, Татарская община.

Реалии разнообразия культур и языков, в частности, на территории нашей области определяют потребность в осмыслении важности приобщения молодежи к ценностям мировой культуры и культуры своего народа, воспитания ее в духе взаимоуважения, этнокультурной толерантности, равенства и равноправия всех наций и народностей.

В последнее время появились нормативные акты, отражающие государственный заказ на воспитание культуры межнационального общения. Так, в Концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ 15.06.96. №909, основанной на признании приоритета воспитания у граждан культуры межнационального общения (российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости) подчеркнута необходимость: «Обеспечивать разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Необходимость воспитания гуманной личности в сфере межнационального общения связана с многонациональным составом студенческих коллективов и влиянием межнациональных отношений на все сферы их жизнедеятельности.

В современном обществе на долю профессионального образования выпадают две роли: первая – традиционная, связанная с подготовкой специалистов, и вторая, тоже связанная с подготовкой, но другого рода, которую можно назвать культурологической. Эту вторую роль образования ни в коем случае не следует считать вторичной. Она ничуть не менее важна, чем первая.

Образование существует, прежде всего, для того, чтобы научить человека жить в обществе в качестве гражданина и одновременно в истории – в качестве сознательного и активного субъекта, для которого она не где-то за спиной свершается: он сам живет в истории и участвует в ней. И задача состоит в том, чтобы найти для них точки соприкосновения с целью подготовки не просто «хорошего» человека и не просто первоклассного специалиста, а личности-профессионала, помимо профессиональных знаний освоившего культуру человеческих взаимоотношений, развившего в себе некие духовные способности, которые и позволяют ему действовать как творчески, так и нравственно.

На современном этапе перед всеми учебными заведениями стоит задача поликультурного образования будущего специалиста. Четкая организация и система формирования культуры межнационального общения развивают у будущего педагога способность понимать культуру другого народа, главное – учить его вести продуктивный межкультурный диалог и при этом быть терпимым к другим. Постепенно у него формируется стабильная способность к эффективному и адекватному общению с представителями других культур, в котором проявляется способность эффективно общаться в различных межкультурных ситуациях. И одну из главных ролей при этом играет приобщение к культуре других народов. Культура различий, культура толерантности являются доминантой профессиональной деятельности педагога и помогают строить отношения в многонациональных коллективах.

Под формированием культуры межнационального общения мы понимаем педагогический процесс, направленный на усвоение студентами убеждений, знаний и понимание культуры межнационального общения; формирование системы ценностей и высоконравственной мотивации поступков и поведения в процессе общения с представителями различных национальностей, интереса к межнациональному общению; организацию позитивного опыта межнационального общения.

Учебное заведение воспитывает будущего специалиста, для которого значительными станут такие нравственные ценности, как патриотизм, гражданственность, толерантность, межнациональное общение, уважение к представителям других народов. В борьбе с терроризмом, фундаментализмом, фашизмом мы ведем постоянную запаздывающую контрпропаганду вместо того, чтобы вести опережающую пропаганду, которая должна в буквальном смысле начинаться с обучения миролюбию и пониманию других людей со школьной парты. Обладает ли образование необходимым потенциалом для формирования установок толерантного гражданского поведения представителей подрастающих поколений, чтобы уменьшить риск социальных взрывов в России?

На решение всего этого спектра проблем было направлено проведение социально-ориентированной серии мероприятий «Неделя национальных культур» на филологическом факультете ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» в 2011г. Выбор данной серии мероприятий происходил с учетом специфики факультета (на факультете три отделения: отделение русского языка и литературы, историческое отделение и отделение иностранных языков). На каждом отделении есть представители разных национальностей: украинцы, немцы, поляки, казахи, армяне и др.

Знакомство студентов с языком, историей, культурой, бытом различных народов в течение недели позволило на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний студентов о народах и языках, на которых они говорят, дало возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию. Знание истоков культуры, нравов, обычаев народов помогает понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных этнических групп, помогает избежать ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований. В этой связи особую значимость приобретает знание национальных традиций, обрядов и праздников, знакомство с которыми и произошло во время проведения «Недели национальных культур».

«Неделя национальных культур» была одним из самых интересных мероприятий, проводимых в ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», где студенты познакомились с национальными традициями, обрядами, своеобразием быта других народов, с жанрами устного народного творчества, народными играми. Песни, танцы, одежда, кухня – все стало общим достоянием участников. Произошли взаимная открытость, слияние и взаимообогащение культур. Каждый день был посвящен одной культуре.

Целью данной серии мероприятий было воспитание культуры межнационального общения, освоение культуры человеческих взаимоотношений, формирование установок толерантного сознания и поведения молодежи, веротерпимости, миролюбия, профилактика различных видов экстремизма. Во время проведения мероприятий решались следующие задачи: формирование ценностных мировоззренческих основ, накопление опыта межнационального общения в совместной деятельности, борьба с интолерантностью, воспитание уважения к чести и достоинству каждого народа, воспитание уважительного отношения к национальным языкам. Более подробно информация о «Неделе национальных культур» представлена в таблице 1.

Таблица 1

«Неделя национальных культур»

 

Название мероприятия

Форма проведения

День русской культуры

1. Торжественное открытие недели национальных культур

2. Круглый стол «О культуре речи»

 

 

круглый стол

День польской культуры

1. Конкурс чтецов

2. Устный журнал «Литературные места Польши»

конкурс

устный журнал

День немецкой культуры

1. Просмотр кинофильмов на языке

2. Литературная гостиная, посвященная творчеству поэтов Германии, конкурс чтецов

3. КВН «Deutsche Feste»

просмотр

конкурс

КВН

День казахской культуры

1. Викторина «Чтецы знатоки»

2. Конкурс творческих работ «Наставления отца сыну»

викторина

конкурс

День английской культуры

1. Просмотр кинофильмов на языке

2. Театрализованное представление «Шекспир и его эпоха»

3. Лексико-грамматический КВН «What do you know about England?»

просмотр, теат-

рализованное

представление

КВН

Закрытие недели национальных культур

1. Торжественное закрытие недели национальных культур.

2. Награждение участников

3. Выпуск газеты «Территория культуры».

4. Оформление выставки «Национальная мозаика».

 

Итак, воспитание культуры межнационального общения является важным условием поддержания благоприятного развития страны, отдельных регионов, городского и сельского социумов. Это важно не только с точки зрения поддержания мира и согласия, но и в целях обеспечения поступательного развития и взаимного обогащения всех национальных культур.

Список литературы:

  1. Валетова, Г.В. Методические рекомендации по проведению национальных праздников в учебном заведении / Г.В. Валетова. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова. – 2009. – 86с.
  2. Разумный, В.А. Интеграция культуры и образования / В.В. Разумный // Педагогика. – 1998. – №8. – С. 16-17.
  3. Серова, И.И. Культура межнационального общения / И.И. Серова. – Минск: Университетское. 1986. – 100с.