С.Ю. Крылова (Пермь)
Изучение иностранных языков подразумевает возможность общения обучаемых с людьми других национальностей, других культур, однако в школьных условиях преподавания дается возможность общаться на изучаемом языке с использованием лишь языкового минимума, предусмотренного школьной программой. Гимназия имени С. П. Дягилева уже четвертый год принимает участие в международном проекте «Молодежь в диалоге». Работая в этом проекте, школьники имеют уникальную возможность развивать и применять на практике различные составляющие коммуникативной компетенции (лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, социальную, дискурсивную и стратегическую) в иноязычной среде. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на сегодняшний день является основной целью обучения иностранному языку в школе, что предполагает становление иноязычной речи в коммуникативной деятельности.
В течение четырех лет по приглашению руководителя фестиваля – ректора IPF Multiversity – университета Мартина Бубера профессора Вернера Янссена ученики гимназии принимают участие в международном фестивале науки и культуры EURIADE в проекте «Молодежь в диалоге». Фестиваль EURIADE проходит в том уголке Европы, где сходятся современные границы трех государств – Германии, Бельгии и Нидерландов. Небольшой немецкий город Ахен (бывшая столица при Карле Великом) несет в своей архитектуре память о Средневековье – другой эпохе становления Европы. В нескольких километрах от него расположен ныне нидерландский город Керкраде со старинным аббатством Рольдюк, одно из предназначений которого на сегодняшний день – быть образовательным центром. На территории этого удивительного и красивого аббатства живут и работают гости фестиваля – молодые люди в возрасте от 15 до 19 лет, приехавшие сюда из разных уголков планеты, чтоб принять участие в проекте «Молодежь в диалоге». Уже почти 30 лет подростки и учителя из многих стран мира (Германия, Нидерланды, Бельгия, Австрия, Румыния, Южная Африка, Израиль, Палестина и др.) приезжают на фестиваль. С 2007 года в проекте принимает участие российская молодежь из московских школ, а с 2008 года активными участниками фестиваля стали учащиеся и нашей Дягилевской гимназии. Месторасположение в «сердце Европы» сыграло решающую роль в формировании локальной культурной политики, построенной на взаимодействии языков и традиций. Философ и теолог Мартин Бубер, заложивший основы теории диалога как основы культуры в работе «Я и ТЫ», стал идейным вдохновителем фестиваля EURIADE. Принцип диалога является базовой образовательной концепцией Мартина Бубера и реализуется в молодежном проекте главным организатором и вдохновителем фестиваля профессором Вернером Янссеном.
Учителя и подростки из разных стран собираются вместе, чтобы познакомиться с другой культурой, обсудить современные актуальные темы, пытаются найти общие пути решения различных проблем, поделиться своим опытом, поучаствовать в совместных проектах, рассказать о своей стране, показать свою культуру, найти новых друзей, познакомиться с интересными людьми. Участники фестиваля имеют уникальную возможность провести неделю в стенах средневекового аббатства, сочетая при этом интеллектуальную работу и активный отдых. В первый наш визит 2008 года во время фестиваля за круглым столом собирались подростки Израиля и Палестины, чтобы обсудить актуальные проблемы своих стран. Пришлось отстаивать свою гражданскую позицию и нашим учащимся при обсуждении Грузино-Осетинского конфликта (когда общественное мнение на Западе не было на стороне России) и подрастающее поколение продемонстрировало умение находить общий язык и принять точку зрения другого человека.
Вот уже в третий раз учащиеся гимназии Дягилева приезжают с победой с фестиваля, занимают призовые места в литературном конкурсе, который проводится в рамках фестиваля. В 2009 году мы были признаны лучшей школой, принявшей участие в конкурсе. Лиза Суворова получила первое место за сочинение по теме «Симфония». В 2010 году нам присудили второе командное место, две работы Суворовой Дарьи и Козловой Натальи разделили четвертое место. В этом году литературные работы гимназистов снова среди победителей. Ученице 11 класса Суворовой Дарье присудили первую премию за эссе по теме «Энигма». Кокаровцева Мария, учащаяся 10 класса со своей работой заняла третье место. Хочется отметить, что российские дети пишут на английском языке, а подростки из европейских стран присылают работы на родном языке.
Каждый раз фестиваль вовлекает подростков и учителей в очень насыщенную программу, дети ежедневно работают в группах, делают различные проекты, участвуют в дебатах с немецкими, бельгийскими и нидерландскими политиками, мерами городов, представителями Евросоюза. Совместно с политиками молодежь из разных стран на фестивале 2010 года обсуждала пути развития Европы, ее будущее, права человека и те возможности, которые открывает совместное проживание на территории Евросоюза.
Гости фестиваля получают привилегии в общении с лауреатами премии Памятной Медали Мартина Бубера, участвуя в дебатах с ними. Каждый год этой премией награждаются выдающиеся деятели политики, искусства, медицины. Среди них можно выделить таких известных людей как знаменитый актёр и постановщик Клаус Мария Брандауер, бундесканцлер Германии Гельмут Шмид, известный нидерландский певец Герман ван Вин, экс президент Советского Союза Михаил Горбачёв и др.. В этом году премия была присуждена Петеру Маффаю – популярному певцу и меценату, который много делает для того, чтобы помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В рамках фестиваля учащиеся увидели много интересных и памятных мест на территории трех государств. 9 ноября 2010 года приняли участие в молчаливом марше «Хрустальная ночь» в память о еврейских погромах в Германии, посетили выставку «Освенцим» и участвовали в ее обсуждении. Подростки посетили мемориальный комплекс «Vogelsand», который сохранился со второй мировой войны как напоминание ныне живущим о вероломном фашизме. Особое место в программе всегда отводится посещению монастыря бенедиктинских монахов в Нидерландах, их мировоззрение, уклад жизни всегда вызывает удивление, интерес и уважение подростков.
Молодые люди проявляют свою толерантность и сердечность при посещении центра поддержки и социальной реабилитации людей с ограниченными физическими и умственными способностями «Lebenshilfe». Удивляет тот факт, что наши школьники быстро находят общий язык с такими людьми, хотя многие работающие в центре с трудом говорят на родном немецком языке. Ребята активно помогают им при выполнении их работы, заботятся о них. В этом центре существует художественная мастерская, где люди с ограниченными физическими и умственными возможностями рисуют великолепные картины. Молодежь проекта с удовольствием и интересом принимает участие в творческом процессе, их совместные работы вызывают восхищение и самые теплые чувства. Немецкие коллеги данного центра обладают бесценным опытом работы с такими людьми, обустройства их рабочих мест и площадок для отдыха. В обществе делается все для того, чтобы люди-инвалиды не чувствовали себя изгоями, а были равноправными его гражданами.
За время фестиваля всегда существует возможность познакомиться с разными городами этого необычного географического места, где сходятся границы трех государств. Например, окунуться в загадочную атмосферу старого немецкого города Ахена, погулять по его уютным красивым улицам, посетить великолепный и самый старый нидерландский город Маастрихт – столицу провинции Лимбург, который привлекает не только своей богатой историей, но и поражает своей красотой и многое другое.
В программе фестиваля, конечно же, особое место занимают различные по своему жанру концерты. Это и классическая музыка, и ретро, и вечера современной музыки.
Неделя «Молодежь в диалоге» всегда насыщена мероприятиями и событиями, проходит очень быстро и интересно. Неудивительно, что каждый раз так много слез при прощании, ведь главное, что за эту неделю, они – дети из разных стран и континентов, разного цвета кожи и менталитета учатся понять, принять и вести диалог, находить путь к другому, ведь «EURIADЕ» – это в переводе с греческого «ПУТЬ К ДРУГОМУ, НЕИЗВЕДАННОМУ»
Участие школьников в данном проекте, несомненно, повлекло за собой усиление мотивации в изучении иностранного языка, и не только английского, но и немецкого тоже, поскольку среди участников проекта было много представителей данного языка. Интеграция в новую социальную среду повлияло, несомненно, на формирование личности обучающихся, ведь им представилась уникальная возможность воспринимать себя не только, как представителей одной определенной культуры, но и в качестве граждан мира, субъектов полилога культур, осознающих свою значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, проходящих как в России, так и в мире в целом. Общение на иностранном языке непосредственно в языковой среде является одним из основных инструментов воспитания личностей обучающихся, обладающих общепланетарным мышлением. Исследования в области социокультуралистики отчетливо показывают, что именно средствами изучаемого языка международного общения можно способствовать формированию у учащихся билингвальной социокультурной компетенции, включающей формирование таких качеств, как толерантность, терпимость, непредвзятость к представителям других стран и культур (В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, М. Byram, М. Fleming, С. Kramsch). Изучая иностранные языки и иноязычную культуру, имея возможность реализовать полученные знания на практике, учащиеся расширяют свое социокультурное пространство и приходят к осознанию себя в качестве культурно-исторических субъектов в спектре культур страны как родного, так и изучаемого языка.