Е.Б. Кручинина (Пенза)
В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из направлений работы является развитие системы поддержки талантливых детей.
В течение последних десятилетий проблема создания концептуальных моделей одарённости продолжает оставаться одной из наиболее важных в мировой психолого-педагогической науке. Различные модели новых, оригинальных концептуальных решений предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э. Де Боно, Е. Гонг, В.Н. Дружинин, К. Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И. Савенков, Р. Дж. Стренберг, А. Танненбаум, Дж.Фельдхаусен, Дж. Фримен, К.А. Хеллер, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.).
Особенно значимой является проблема развития детской одарённости или проблема развития потенциала личности каждого ребёнка.
Одним из условий реализации данной задачи является организация работы с одарёнными детьми в образовательных учреждениях.
Ведущие направления деятельности в работе с одарёнными детьми: психолого-педагогическая диагностика одарённости детей; деятельность школьных ученических научных обществ; проведение предметных олимпиад; школьных, районных, областных научно-практических конференций; творческих фестивалей, конкурсов, смотров и т.д.
В работе с одарёнными детьми педагогами образовательных учреждений Пензенской области используются следующие педагогические технологии: технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; система развивающего обучения Л.В. Занкова; компьютерные (новые информационные) технологии обучения; технология проектного обучения; проблемное обучение; технология развивающих игр; личностно-ориентированная развивающая технология (И.С. Якиманская); педагогика сотрудничества (В.А. Сухомлинский); гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; технология уровневой дифференциации и др.
Важнейшей составной частью обучения одарённых детей является применение интерактивного обучения, что позволяет использовать творческий потенциал школьников при овладении научными методами познания, углубленном освоении учебного материала.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Конкретному ученику внедрение интерактивного обучения даёт: осознание включённости в общую работу; развитие личностной рефлексии; становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности, оценку работы каждого учителем или другими учениками. Интерактивное обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать в различных формах коммуникативные умения учащихся; формировать их активно-познавательную позицию.
В рамках проекта «Одарённые дети» в образовательных учреждениях Пензенской области накоплен положительный опыт.
Система мероприятий по работе с одарёнными детьми включает: традиционные областные олимпиады школьников, учебные сборы для подготовки учащихся к предметным олимпиадам различного уровня, областные научно-практические конференции школьников «Старт в науку», «Земля родная», «Эврика», юных исследователей окружающей среды; 60 региональных итоговых массовых мероприятий с учащимися по различным направлениям образовательной деятельности и детского творчества, программы профильного обучения, в том числе и за счёт создания кластеров по профилям, включающих лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением отдельных предметов, а также государственные учреждения дополнительного образования детей соответствующих профилей.
В перечне олимпиад, которые проводятся в нашем регионе, – 16 общеобразовательных предметов, в них ежегодно принимают участие около 700 школьников из всех районов области.
В 2011 году проведены учебные сборы и индивидуальные консультации для членов команды по 10 предметам, в них приняли участие 90 школьников. С целью выявления одарённых детей и дальнейшей целенаправленной работы с ними в рамках учебных сборов была проведена «малая олимпиада» для учащихся 7-8 классов.
В Пензенской области реализуется региональный проект «Танцующая школа»; программа «Развитие системы научно-технического творчества учащихся Пензенской области на 2009-2011 годы».
Команды школьников Пензенской области показывают высокие результаты на олимпиадах и конкурсах на федеральном и международном уровнях: 2010 год – 27 участников – 13 победителей и призёров; 2011 год – 39 участников – 9 победителей и призёров.
В 2009 году ученик лицея № 230 города Заречного Пензенской области Агапов Алексей стал чемпионом мира по биологии, выиграв олимпиаду в японском городе Тсукуба. В 2010 году Кочнев Александр, выпускник лицея № 230 города Заречного, стал победителем Международной Менделеевской олимпиады по химии, членом Международной сборной России, ему выпала высокая честь защищать честь России на Международной олимпиаде школьников по химии в Японии, где он стал серебряным призёром.
В 2010 году создано областное специализированное общеобразовательное учреждение для работы с одарёнными детьми ГБОУ «Губернский лицей-интернат для одарённых детей», в котором обучаются дети, имеющие одарённость в разных направлениях: в спорте (футбол), естественных и точных науках. Учитывая потребность региона в высококвалифицированных кадрах и ориентируясь на программу инновационного развития области, создание на базе лицея-интерната современного учебного заведения политехнической направленности с углубленным изучением физики, химии, биологии, экологии, математики, информатики, с одной стороны, и организация профильного обучения по физкультурно-спортивной направленности (футбол), с другой, позволят создать уникальное разноплановое учреждение для одарённых детей.
Для подготовки школьников к участию в олимпиадах в 40% общеобразовательных школ работают предметные факультативы, кружки, элективные курсы. В образовательных учреждениях г. Пензы и области накоплен значительный опыт работы по организации исследовательской деятельности школьников.
Исследовательскую деятельность школьников можно рассматривать как средство личностного развития через сотрудничество учителя и ученика. Привлечение школьников к исследовательской работе позволяет использовать их творческий потенциал при овладении научными методами познания, углубленном освоении учебного материала. Под исследовательской работой учащихся понимается деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Под исследовательским проектом понимается способ исследования, предполагающий решение какой-то проблемы, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся. В образовательных учреждениях области работают научные общества учащихся. Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное творческое формирование школьников, которые стремятся совершенствовать свои знания в определённой области науки, техники и искусстве, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки в поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности под руководством педагогов школы, преподавателей вузов. Деятельность научного общества учащихся осуществляется на основе положения, в котором излагаются задачи, указываются формы работы, права и обязанности членов НОУ, общие требования к оформлению и содержанию исследовательских работ.
Главная задача научных обществ учащихся – приобщение школьников к самостоятельной творческой деятельности. Научное общество учащихся даёт школьникам возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами исследовательской и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в исследованиях. Для того, чтобы талант имел возможность развиваться и совершенствоваться, необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и научное общество учащихся – одна из главных ступеней этого процесса.
В Пензенской области ежегодно проводятся областные научно-практические конференции «Старт в науку», которым предшествуют школьные и муниципальные конференции.
Приобщение к научному поиску, творческой, исследовательской работе в образовательных учреждениях Пензенской области проходит с начальной школы.
В рамках долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2013 годы в летние месяцы организованы профильные творческие смены для одарённых детей, участниками которых стали победители муниципальных, региональных и всероссийских мероприятий со школьниками. Ежегодно работают лагеря для одарённых детей в школах гг. Пензы, Кузнецка, Заречного и др., где учащиеся вместе с преподавателями работают над проектами, проводят исследовательскую работу, выходят на полевую практику.
Ежегодная научно-практическая конференция «Старт в науку», региональная олимпиада школьников, городской межшкольный факультатив, создание детских экологических организаций, организация летних лагерей для одарённых детей, социологические службы по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей, проведение туристско-экологических экспедиций обеспечивают благоприятные условия для создания системы выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных областях учебной и творческой деятельности.