Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
О процессе формирования межличностной толерантности подростка

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Р.А. Котельникова (Ульяновск)

Анализ исследуемой литературы по проблеме формирования толерантности, в общем, и межличностной толерантности в частности, позволил установить недостаточную её разработанность. Современные исследователи подробно останавливаются на изучении условий, влияющих на процесс формирования толерантности, механизмах формирования толерантности различными средствами, на критериях и показателях уровней развития толерантности, но неполно освоен еще вопрос об этапах данного процесса.

Хочется отметить, что в рамках данного вопроса можно выделить два направления. Одни исследователи определяют этапы процесса формирования толерантности, другие – этапы деятельности педагога, направленной на развитие данного качества ребёнка.

К первому направлению можно отнести исследования М.А.Байбакова, который выявляет структуру формирования толерантности, включающую самооценку, самосознание, саморегуляцию, самоопределение её субъекта [1].

По мнению Б.Э.Риардон воспитание толерантности происходит посредствам овладения знаниями и навыками в процессе присвоения ребенком определенных ценностей:

- ценность человеческого достоинства (прав человека) через знание многообразия социальной, личностной и культурной идентичности, социальных проблем; при этом ребёнок овладевает навыками жизни в условиях многообразия, навыками сотрудничества;

- ценность социальной справедливости (демократия) – через знание множественных форм демократических процессов и демократических правлений, при этом развиваются навыки проявления ответственности, критического мышления, разграничения поступающей информации, фактов и мнений, умение принимать самостоятельное решение;

- ценность общества ненасилия и сотрудничества (мир) – через знание альтернативных способов конструктивного решения конфликтов, разновидностей позитивного отношения к различиям между людьми, что влияет на формирование навыков критического мышления, владения различными способами разрешения конфликтов; примирения, социального обновления, решения проблем и задач на основе сотрудничества [6].

Среди механизмов формирования толерантности, раскрываемых в исследованиях Р.В.Габдреева, Е.И.Бойко, В.В.Никандрова, Е.Ю.Клепцовой, О.Б.Скрябиной, О.С.Иониной, Л.М.Ивановой, О.А.Спицыной и др., можно выделить следующие:

1. Принятие – включение другого в индивидуальное пространство личности за счет понимания, эмпатии, ассертивности.

2. Идентификация – эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом или группой. Она изначально является нейтральным процессом, но может иметь позитивные или негативные эффекты в зависимости от того, кто является объектом идентификации.

3. Самоконтроль как волевой механизм толерантности подразумевает положительное, эмоционально устойчивое отношение в совместной деятельности и в общении между индивидами.

4. Присвоение –это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта.

К научным изысканиям, направленным на выявление структуры и принципов педагогической деятельности, способствующей формированию толерантности, относится исследование О.О.Кащенко. Она определяет формирование толерантности подростков как «педагогическую деятельность, направленную на осознание учащимися значимости толерантной модели поведения, межличностного общения и образа жизни в целом, переход таких инструментальных ценностей как терпимость, чуткость, ответственность, самоконтроль в разряд приоритетных» [3, c.36].

А.А.Погодина в своем исследовании выделяет стратегию формирования толерантности следующим образом:

- создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию убеждений и взглядов, навыков толерантного поведения в микросреде – семье, в учебном заведении, на рабочем месте и т.д.

- способствование реализации идей привития детям и юным гражданам полинационального государства, открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в различных сферах;

- распространение позитивного подхода к этническим вопросам и предотвращение проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии и др. через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов [5].

Исследуя межличностную толерантность подростков, как качество личности, выраженное в ценностном отношении к любой окружающей личности, в отношении к толерантности как к ценности, можно связать процесс формирования данного качества с процессом развития личности. В этом вопросе мы основываемся на теории личности, предложенной советскими психологами А.Н.Леонтьевым и С.Л.Рубинштейном.

Процесс развития личности они представляют как процесс иерархизации ценностей, отношений, мотивов и деятельностей. Данная иерархия образуется в результате усвоения определённых (в нашем случае – толерантных) ценностей, которые становятся мотивом. Мотивы могут не осознаваться подростком, но всегда выполняют функцию образования личностного смысла и эмоциональной регуляции поведения человека. Новая деятельность и отношения наполняют мотив новым содержанием, преобразуют его. Так выстраивается иерархия толерантных мотивов, деятельностей и отношений, которые и формируют толерантность, как качество личности подростка. Деятельность подростка и толерантные отношения образуют его опыт, на основе которого происходит усвоение новых социокультурных ценностей, осознание личностного смысла в толерантном отношении, успешности толерантного поведения. Через опыт человек отбирает и выстраивает ценности в свою собственную ценностную систему.

Таким образом, формирование межличностной толерантности – это целостный процесс развития её компонентов: когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационно-ценностного, поведенческого, посредствам опыта. В результате этого многоуровневого процесса формируется толерантное сознание и личность.

Исходя из выше сказанного, процесс формирования межличностной толерантности подростка можно представить в виде последовательности этапов:

  • Интериоризация (усвоение) ценностей;
  • Преобразования ценностей в мотив;
  • Преобразование мотива в деятельность и отношения;
  • Формирование нового содержания мотива под влиянием деятельности субъекта;
  • Осознание толерантности как ценности, что обеспечивается накопленным положительным опытом толерантных отношений.

В процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, а так же в результате опытно-экспериментальной части исследования была выявлена и уточнена структура процесса организации педагогической деятельности по формированию межличностной толерантности подростков посредствам игры, которая включает в себя:

  • создание ситуации, в которой толерантность проявляется как единственно верный способ разрешения конфликта;
  • многократную актуализацию и закрепление положительного опыта толерантных отношений в конфликтной ситуации;
  • организация условий для свободного выбора детьми позиции терпимого отношения. Причем, если подросток в данной ситуации отдает предпочтение агрессивным, насильственным, авторитарным методам разрешения проблемной ситуации, это сигнализирует о том, что работа с ним должна продолжаться.
  • организация рефлексии, анализа и самоанализа.

В процессе исследования были определены виды игр, которые могут использоваться на разных этапах формирования толерантности. К ним относятся игры, обеспечивающие положительный опыт толерантных отношений. Они используются на первом этапе педагогической деятельности. Игры с явной или скрытой конфликтной ситуацией применяются на втором этапе формирования межличностной толерантности. На третьем – педагог может организовывать игры, погружающие каждого в ситуацию отверженного, которые позволяют подростку почувствовать себя «белой вороной».

В то же время, были выявлены условия организации игры, обеспечивающие успешность формирования межличностной толерантности подростка. Среди них -

  • Обеспечение равных возможностей каждого участника в проявлении собственной позиции и отстаивании своего мнения, что достигается посредствам скрытых или явных правил и добровольности участия в игре.
  • Содержание игры должно основываться на толерантных ценностях, таких как ценность человеческого достоинства и человеческой жизни, прав человека и ненасилия.
  • После игрового занятия необходима организация рефлексии, направленной на осмысление того, что сотрудничество, взаимодействие, договоренность с другими детьми является наиболее эффективным средством достижения целей как собственной, так и групповой работы по разрешению конфликтной или проблемной ситуации.

По итогам формирующего эксперимента, в процессе которого игровая деятельность использовалась как средство формирования межличностной толерантности подростка, была выявлена положительная динамика, которая проявилась в том, что количество толерантных учащихся экспериментальных групп возросло более чем на 20%.

Игры с явным или скрытым конфликтом, способствующие формированию положительного опыта толерантных отношений оказали наибольшее влияние на респондентов с ложной толерантностью. Игры, погружающие каждого в ситуацию отверженного помогли наладить отношения детям с аутинтолерантностью с остальными членами группы. Дети стали более раскрепощенными, активными, научились противостоять агрессии.

Таким образом, в исследовании была не просто проанализирована и выявлена структура процесса формирования межличностной толерантности и педдеятельности, способствующий этому, а также детально рассмотрен вопрос о влиянии игровой деятельности на данный процесс, выявлено ряд условий, обеспечивающих её значительную эффективность.

Список литературы:

  1. Байбаков А. М, Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: Автореф. …дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2000. – 23 с.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций / В.В.Бойко – СПб.: Питер, 2004. С.204-221.
  3. Кащенко О.О. Формирование толерантности подростков в учреждении дополнительного образования. 13.00.01. Дис…. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004.
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2 / А.Н.Леонтьев – М.: Педагогика, 1983. – 320 с., С. 219-221.
  5. Погодина А.А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Ярославль, 2006.
  6. Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру / Б.Э.Риардон – М.: Издательство «Бонфи», 2001. – 304 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.