Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Воспитать высоконравственную личность

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

В.Б. Костылева, Э.А. Станишевская (Пермь)

Одна цель семьи, школы, государства – воспитать высоконравственную личность, творить личность с «очеловеченным сердцем», по выражению Ш.А. Амонашвили, воспитывать человека с развитым чувством ответственности, вырабатывать, прививать уже с раннего детства «способность к нравственно ориентированному мышлению и нравственной деятельности» (В.А. Сухомлинский).

Главной задачей воспитателя, учителя, родителя всегда было и остается выработка у подрастающего поколения таких черт характера и моральных привычек, как совестливость, верность, преданность, скромность, бескорыстие, непримиримость к злу, стойкость, убеждённость, неприятие лицемерия, равнодушия, подлости. Большое место на общем проблемном фоне семьи, школы, города занимают вопросы воспитания любви, уважения и преданности родным и близким, воспитания потребности человека в человеке, чувств сострадания, сопереживания, сочувствия, уважения к горю, чуткости, отзывчивости. Помогут в решении этих задач фундаментальные работы известного советского педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Как воспитать настоящего человека» и «Хрестоматия по этике».

В своем пособии по этическому воспитанию «Как воспитать настоящего человека» В.А. Сухомлинский отвечает на ряд важнейших вопросов: Как формировать чувство совести? Как добиваться, чтобы самым сильным повелителем поступков стала совесть? Как воспитывать в своём питомце способность к соучастию, сопереживанию? Как воспитывать сознательное стремление к добру? Как формировать личное отношение, непримиримость к злу.

Каждое поучение имеет законченную форму и значение. Вместе с тем каждое последующее поучение органически вытекает из предыдущего. Поучение состоит из 2-х частей. Первая – этическое поучение – обращена к ребёнку, подростку, юноше или девушке. Его моральная идея заключена в наставлении, раскрывающем содержание той или иной нравственной категории, понятия, нормы поведения, ценности, черты характера и т.д. Вторая – размышления. Логика рассуждений такова: «выработать, привить уже с раннего детства способность к нравственно ориентированному мышлению и нравственной деятельности».

Главный путь воспитания нравственности лежит в воздействии на чувства ребёнка. Необходимы «этические поучения (нравоучения, заповеди, законы, беседы)», как писал В.А. Сухомлинский. Влияя на эмоции, умело управляя ими, он ведущим средством избрал слово учителя, воспитателя, родителей в сочетании с трудовой деятельностью, с упражнением в нравственности.

В другом труде Василия Александровича «Хрестоматия по этике» представлен большой иллюстративный материал, сказки, рассказы, притчи. Недосказанности дают читателю широкие возможности для собственного творчества, стимул для размышлений и раздумий. Автор предложил свою форму общения с читателем, своё приобщение к вершинам нравственности.

Дедушка и Андрейка

Привлекли Андрейку черные ягоды. Залез он на шелковицу, полакомился вволю, а тут дождь пошел.

Пересидел Андрейка дождь в густых ветвях на дереве. Только хотел спуститься – смотрит: под шелковицей сидит дедушка Петро. Вышел он после дождя в сад в белой сорочке, и голова вся белая, словно молоко.

«Что делать? – заволновался Андрейка. – Слезешь с шелковицы – стряхнешь на деда капли, вымокнет он и заболеет».

Сидит Андрейка, прислонившись к ветке, боится шевельнуться. Ждет, когда дедушка домой уйдет. А дедушка не спешит.

Наконец он тяжело поднялся со скамейки. Глянул вверх и увидел Андрейку. Удивился дед, спрашивает:

— Ты почему сидишь на дереве, внучек?

— Боюсь стряхнуть на вас капли.

Дедушка отошел – и Андрейка слез с шелковицы. Обнял дед внука и расцеловал.

«Почему дедушка такой добрый сегодня?» – удивленно подумал Андрейка.

Вопросы к анализу

  • Почему мальчик ждал, когда уйдёт дедушка?
  • Что он чувствовал? Почему?
  • Как дедушка отнёсся к поступку внука? Почему? И далее. Возможны и другие вопросы. Важно, чтобы дети рассуждали и переживали.

«Моя педагогическая вера (состоит) в том, чтобы делание добра для других и было деланием добра внутри самого себя, строительство самого себя, чтобы это выявление желания быть хорошим представляло собой огромный духовный труд, огромную затрату духовных сил. Здесь мы подходим к святая святых воспитания: у каждого воспитанника должен быть свой личный подъём на вершину моральной доблести, свой взлёт, свой накал, своё данковское мгновение горения сердца. Привести каждого человека к этому – в этом смысл воспитания» указано в одной их последних записных книжках В.А. Сухомлинского.

Необходимо понимать, что подобная работа по формированию нравственных качеств, чувств не ограничивается рамками школы и семьи. К сожалению, на сегодняшний день у большинства подростков отсутствует опыт нравственного существования в социуме, а реальная действительность этот опыт не формирует. Наблюдения показывают, что в различных внеклассных мероприятиях участвуют лишь единицы учащихся, которые, проявляя свои способности, остаются удовлетворенными, большая же часть подростков не раскрывается. В подростковом возрасте сокращается количество детей, ориентированных на общение преимущественно в школе и дома, и увеличивается число детей, ориентированных на общение на улице. Появляются подростки, ориентированные на общение в связи с деятельностью, которой они заняты вне дома и школы. В этом случае ситуацию может изменить воспитательный потенциал детских общественных объединений. Сегодня, когда наблюдается снижение роли школы в процессе воспитания, а на семью в её кризисном состоянии надежда не велика, именно детское общественное объединение может (при определенных условиях) стать источником формирования нравственности личности.

Резюмируя сказанное, хотелось бы вслед за Емузовой Н.Г. подчеркнуть: уровень воспитания в любом обществе определяется уровнем отношений личности, уровнем именно нравственных отношений личности. Нравственные отношения – это и результат, и механизм формирования личности. Мир отношений многообразен, по их наличию или отсутствию можно судить об уровне воспитанности личности, устойчивости ее нравственного стержня.

Список литературы:

  1. Сухомлинский. В.А. Как воспитать настоящего человека. Советы воспитателям. – Ижевск: Удмуртия, 1980. – 292 с.
  2. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /Сост. О.В. Сухомлинская. М.:Педагогика, 1990. Уважение и почитание старших с. 144.
  3. Емузова Н.Г. Современная детская общественная организация ∕ Сборник статей
  4. «Детское движение как социокультурный и педагогический феномен». РнД, 2009.