В.Б. Костылева, Э.А. Станишевская (Пермь)
Одна цель семьи, школы, государства – воспитать высоконравственную личность, творить личность с «очеловеченным сердцем», по выражению Ш.А. Амонашвили, воспитывать человека с развитым чувством ответственности, вырабатывать, прививать уже с раннего детства «способность к нравственно ориентированному мышлению и нравственной деятельности» (В.А. Сухомлинский).
Главной задачей воспитателя, учителя, родителя всегда было и остается выработка у подрастающего поколения таких черт характера и моральных привычек, как совестливость, верность, преданность, скромность, бескорыстие, непримиримость к злу, стойкость, убеждённость, неприятие лицемерия, равнодушия, подлости. Большое место на общем проблемном фоне семьи, школы, города занимают вопросы воспитания любви, уважения и преданности родным и близким, воспитания потребности человека в человеке, чувств сострадания, сопереживания, сочувствия, уважения к горю, чуткости, отзывчивости. Помогут в решении этих задач фундаментальные работы известного советского педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Как воспитать настоящего человека» и «Хрестоматия по этике».
В своем пособии по этическому воспитанию «Как воспитать настоящего человека» В.А. Сухомлинский отвечает на ряд важнейших вопросов: Как формировать чувство совести? Как добиваться, чтобы самым сильным повелителем поступков стала совесть? Как воспитывать в своём питомце способность к соучастию, сопереживанию? Как воспитывать сознательное стремление к добру? Как формировать личное отношение, непримиримость к злу.
Каждое поучение имеет законченную форму и значение. Вместе с тем каждое последующее поучение органически вытекает из предыдущего. Поучение состоит из 2-х частей. Первая – этическое поучение – обращена к ребёнку, подростку, юноше или девушке. Его моральная идея заключена в наставлении, раскрывающем содержание той или иной нравственной категории, понятия, нормы поведения, ценности, черты характера и т.д. Вторая – размышления. Логика рассуждений такова: «выработать, привить уже с раннего детства способность к нравственно ориентированному мышлению и нравственной деятельности».
Главный путь воспитания нравственности лежит в воздействии на чувства ребёнка. Необходимы «этические поучения (нравоучения, заповеди, законы, беседы)», как писал В.А. Сухомлинский. Влияя на эмоции, умело управляя ими, он ведущим средством избрал слово учителя, воспитателя, родителей в сочетании с трудовой деятельностью, с упражнением в нравственности.
В другом труде Василия Александровича «Хрестоматия по этике» представлен большой иллюстративный материал, сказки, рассказы, притчи. Недосказанности дают читателю широкие возможности для собственного творчества, стимул для размышлений и раздумий. Автор предложил свою форму общения с читателем, своё приобщение к вершинам нравственности.
Дедушка и Андрейка
Привлекли Андрейку черные ягоды. Залез он на шелковицу, полакомился вволю, а тут дождь пошел.
Пересидел Андрейка дождь в густых ветвях на дереве. Только хотел спуститься – смотрит: под шелковицей сидит дедушка Петро. Вышел он после дождя в сад в белой сорочке, и голова вся белая, словно молоко.
«Что делать? – заволновался Андрейка. – Слезешь с шелковицы – стряхнешь на деда капли, вымокнет он и заболеет».
Сидит Андрейка, прислонившись к ветке, боится шевельнуться. Ждет, когда дедушка домой уйдет. А дедушка не спешит.
Наконец он тяжело поднялся со скамейки. Глянул вверх и увидел Андрейку. Удивился дед, спрашивает:
— Ты почему сидишь на дереве, внучек?
— Боюсь стряхнуть на вас капли.
Дедушка отошел – и Андрейка слез с шелковицы. Обнял дед внука и расцеловал.
«Почему дедушка такой добрый сегодня?» – удивленно подумал Андрейка.
Вопросы к анализу
- Почему мальчик ждал, когда уйдёт дедушка?
- Что он чувствовал? Почему?
- Как дедушка отнёсся к поступку внука? Почему? И далее. Возможны и другие вопросы. Важно, чтобы дети рассуждали и переживали.
«Моя педагогическая вера (состоит) в том, чтобы делание добра для других и было деланием добра внутри самого себя, строительство самого себя, чтобы это выявление желания быть хорошим представляло собой огромный духовный труд, огромную затрату духовных сил. Здесь мы подходим к святая святых воспитания: у каждого воспитанника должен быть свой личный подъём на вершину моральной доблести, свой взлёт, свой накал, своё данковское мгновение горения сердца. Привести каждого человека к этому – в этом смысл воспитания» указано в одной их последних записных книжках В.А. Сухомлинского.
Необходимо понимать, что подобная работа по формированию нравственных качеств, чувств не ограничивается рамками школы и семьи. К сожалению, на сегодняшний день у большинства подростков отсутствует опыт нравственного существования в социуме, а реальная действительность этот опыт не формирует. Наблюдения показывают, что в различных внеклассных мероприятиях участвуют лишь единицы учащихся, которые, проявляя свои способности, остаются удовлетворенными, большая же часть подростков не раскрывается. В подростковом возрасте сокращается количество детей, ориентированных на общение преимущественно в школе и дома, и увеличивается число детей, ориентированных на общение на улице. Появляются подростки, ориентированные на общение в связи с деятельностью, которой они заняты вне дома и школы. В этом случае ситуацию может изменить воспитательный потенциал детских общественных объединений. Сегодня, когда наблюдается снижение роли школы в процессе воспитания, а на семью в её кризисном состоянии надежда не велика, именно детское общественное объединение может (при определенных условиях) стать источником формирования нравственности личности.
Резюмируя сказанное, хотелось бы вслед за Емузовой Н.Г. подчеркнуть: уровень воспитания в любом обществе определяется уровнем отношений личности, уровнем именно нравственных отношений личности. Нравственные отношения – это и результат, и механизм формирования личности. Мир отношений многообразен, по их наличию или отсутствию можно судить об уровне воспитанности личности, устойчивости ее нравственного стержня.
Список литературы:
- Сухомлинский. В.А. Как воспитать настоящего человека. Советы воспитателям. – Ижевск: Удмуртия, 1980. – 292 с.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /Сост. О.В. Сухомлинская. М.:Педагогика, 1990. Уважение и почитание старших с. 144.
- Емузова Н.Г. Современная детская общественная организация ∕ Сборник статей
- «Детское движение как социокультурный и педагогический феномен». РнД, 2009.