С.А. Захарова (Пермь)
Формирование психологической устойчивости личности к неблагоприятным факторам среды – своего рода «ресурсной базы» для конструктивной социализации – одна из основных задач школы. Позитивный подходк профилактике девиантного поведения, когда в центре внимания оказывается не сама проблема и её негативные последствия, а защищающий от возникновения этой проблемы личностный потенциал учащегося, на сегодняшний день демонстрирует наиболее высокую эффективность, так как в этом случае работа направлена на создание условий для изменения ценностного отношения учащихся к своей жизни, формирования ответственности, поддержку/восстановление личностного и социального статуса учащегося, а также стимулирование продуктивных моделей поведения.
Перед специалистами нашего образовательного учреждения вопрос о профилактике и коррекции отклоняющегося поведения встаёт особенно остро: как известно, важнейшим фактором, запускающим механизм развития девиантного поведения, является социально-психологическая дезадаптация; подростки-дезадаптанты составляют более 60% поступающих в 9-10 классах нашего ОУ. Это учащиеся с низким уровнем сформированности навыков учебной деятельности, мотивации учения и произвольной регуляции поведения, не сумевшие вписаться в образовательное пространство обычных школ. Они характеризуются высокой степенью тревожности, трудно осваиваются в группе, склонны проявлять агрессию, показывают низкую успеваемость, проявляют склонность к пропускам занятий без уважительных причин; согласно последним данным, 83% несовершеннолетних учащихся относятся к группе риска СОП; 17% находятся в социально-опасном положении; 40% совершали правонарушения.
Для решения задач социализации была разработана программа тренинговых занятий для старшеклассников «Ориентир». Возрастные особенности учащихся (15-18 лет) обусловливают её содержательную сторону: центральный процесс юношеского возраста – интеграция Я, становление Я-концепции, неотъемлемой частью которой является образ «Я в будущем». Данный процесс включает в себя серию личностных выборов, идентификацию и самоопределение. Адекватное разрешение этих задач даёт юноше возможность полноценного включения в общество, в существующую систему взрослых ролей без переживания утраты собственной ценности. Структурирование образа будущего и наполнение его позитивным эмоциональным содержанием ведёт к преодолению кризиса идентичности, делает Я более цельным, активизирует стремление к реализации творческого потенциала. Поэтому в качестве цели тренинговых занятий было обозначено создание условий для формирования субъектно-активной позиции учащихся по отношению к собственному профессиональному и личностному становлению. Важность указанной цели подтверждается также результатами опроса, обнаруживающими у учащихся, переживающих кризис взросления, несформированность, «размытость» представлений о будущем, наличие страхов и тревоги по поводу будущего.
Программа рассчитана на 24 часа. Первая часть программы (6 часов) направлена на осознание участниками своего личностного своеобразия; вторая часть (18 часов) параллельно реализует три направления: развитие навыка целеполагания, формирования/развития личностных качеств, необходимых для построения успешного будущего, формирование непосредственно определённых жизненных целей. Упражнения и задания, включённые в программу, направлены на решение следующих задач:
- структурирование представления о будущем;
- развитие навыка целеполагания и планирования действий;
- развитие навыка конструктивной критики;
- формирование жизненных ориентиров («путеводная звезда»);
- формирование субъектной позиции;
- развитие уверенности в собственных силах (снижение уровня тревоги).
Технология выстраивания образа будущего, являющаяся центральным конструктом программы, включает в себя ряд обязательных, реализуемых в определённой последовательности, этапов:
I этап. Актуализация представлений о себе. Учащиеся отвечают на вопрос: «Кто я?» Эта часть можно условно назвать «опыт» т.к. она включает работу со всем тем «багажом», который был накоплен – способностями, которые были развиты, приобретенными ЗУНами, сформированными личностными качествами. Общая цель этого этапа – создание условий для формирования у учащихся представления об их индивидуальном своеобразии как о ценности. Задачи:
- осознание индивидуальных особенностей и моделей поведения
- их эмоциональное отреагирование и конструктивная переработка.
II этап. Анализ актуальной ситуации развития. Учащиеся определяют перспективы дальнейшего развития, формируют свои стремления, желания – «Чего я (такой) хочу?» Общая цель данного этапа – создание условий для формирования образа желаемого будущего. Задачи:
- создание желаемого образа Я
- моделирование эмоционального содержания успешного будущего
- интеграция данного образа в «Я – концепцию»
III этап. Непосредственная детальная работа с образом будущего – конкретными целями, а также способами и условиями их достижениями (ресурсами, окружением ит.п.). Учащиеся отвечают на вопросы: «Как я могу этого достичь?» – и, самое главное, – «Каким я стану?» Цель данного этапа – формирование представления о непрерывности взаимосвязей между совершаемыми действиями и личностными изменениями, между прошлым, настоящим и будущим индивидуума. Эта основная часть работы. Здесь параллельно реализуются три задачи:
- развитие навыков целеполагания, планирования действий, а также конструктивной критики;
- формирование жизненных ориентиров (образов значимых целей);
- развитие личностных качеств, необходимых для построения успешного будущего – уверенности в собственных силах и ответственности за происходящее (т.е. субъектной позиции).
В ходе работы психолога используются следующие методы:
- психодрама переживаний; способствует разрешению психотравматического опыта и разработке иных способов поведения [2] [3] [7] [8];
- трансактный анализ; способствует осознанию социальных взаимодействий и выработке более конструктивных коммуникативных моделей [7] [8];
- ролевой тренинг; способствует расширению коммуникативного опыта через проживание ситуаций и рефлексию [3] [8];
- арт-терапия; способствует раскрытию творческого потенциала, а также эмоциональному отреагированию и бессознательному научению [8];
- использование метафор; способствует прорабатыванию в безопасной форме негативных переживаний [2];
- активное воображение; активизирует механизмы бессознательного научения [4].
Оценка эффективности работы производилась с использованием методик, позволяющих выявить динамику развития общей интернальности (уровня субъективного контроля) учащихся, сформированности у них представления о будущем, в том числе жизненных ориентиров («ценностей-целей») до и после реализации программы, а также динамику уровня тревоги, связанной с перспективами личностной самореализации учащихся.
Для определения уровня сформированности у учащихся представления о будущем была разработана анкета, состоящая из трёх блоков: первый блок включает в себя вопросы, касающиеся ближайших значимых целей, второй блок содержит задание описать имеющиеся представления о будущей семье, в третий блок вошли вопросы, касающиеся профессионального самоопределения.
Была проведена трёхуровневая оценка результатов анкетирования: высокий уровень предполагает наличие конкретного представления о ближайших значимых целях, сроках их реализации и ресурсах, которые для этого потребуются; учащийся при этом способен описать свои представления о семейном будущем, о структуре будущей семьи, её роли в его жизни, имеет конкретные представления об отрасли будущей профессиональной деятельности, специальности и уровне профессионального образования, а так же о целях профессионального становления в ближайшие 5-10 лет; средний уровень – указанные представления сформированы частично, на 60-75%; низкий уровень – преобладают ответы «не знаю», представления сформированы менее чем на 50%.
Для определения наличия/отсутствия личностных изменений у участников программы были использованы диагностические методики: «Методика неоконченных предложений» [6] и «Метод исследования субъективного контроля» [5]. Первая из указанных методик определяет уровень тревоги, связанной с перспективами самореализации в будущем. Вторая методика призвана установить, в какой степени испытуемый ощущает себя субъектом собственной деятельности, ответственным за происходящее с ним события (величина показателя общей интернальности/субъективного контроля). Результаты исследования представлены в таблицах и гистограммах (Прил. к статье).
Программа «Ориентир» прошла экспериментальную проверку в течение трёх лет, в 2008г. получено экспертное заключение специалистов Пермского краевого института повышения квалификации работников образования. Является победителем Городского смотра-конкурса программ по профилактике СОП, СОЗ и правонарушений для контингента вечерних школ в 2008г., Муниципального конкурса методических и дидактических средств обучения в 2009 г. Программа в целом, а также отдельные её элементы могут быть успешно использованы в работе психолога, социального педагога и классных руководителей.
Список литературы:
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
- Бэндлер Р. Пора что-то менять, СПб.: Питер, 2005.
- Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. – СПб: Питер, 2001.
- Лёйнер Х. К. Комментированный конспект семинара первой ступени, символдрамы.// Символдрама. Сборник научных трудов. / под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001.
- Метод исследования уровня субъективного контроля//энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность, 1997.
- Прихожан А.Н., Диагностика личностной тревожности и некоторые способы её преодоления// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. Дубровиной И.В., М. 1987.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб, 2000.
- Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии – СПб, Питер, 2000.
Приложение к статье
Таблица1
Показатели эффективности программы
Статистически значимые различия средних значений показателей общей интернальности (уровня субъективного контроля) участников программы |
||||||
среднее |
значение t |
вероятность ошибки |
уровень значимости |
количество |
||
после |
до |
12 класс |
10 класс |
|||
27,9 |
23,9 |
4,749 |
0,000 |
* * * |
63 |
63 |
Таблица 2
Данные о количестве фактов отклоняющегося поведения среди участников программы (63 человека)
|
упторебление ПАВ |
мелкое хулиганство |
преступление |
незавершённый суицид |
пропуски уроков (в среднем по группе) в год |
до |
4 |
2 |
2 |
2 |
118,6 |
рецидив |
0 |
0 |
0 |
0 |
72,9 |