Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Формирование структурированного, эмоционально-позитивного образа будущего как элемент профилактики девиантного поведения

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

С.А. Захарова (Пермь)

Формирование психологической устойчивости личности к неблагоприятным факторам среды – своего рода «ресурсной базы» для конструктивной социализации – одна из основных задач школы. Позитивный подходк профилактике девиантного поведения, когда в центре внимания оказывается не сама проблема и её негативные последствия, а защищающий от возникновения этой проблемы личностный потенциал учащегося, на сегодняшний день демонстрирует наиболее высокую эффективность, так как в этом случае работа направлена на создание условий для изменения ценностного отношения учащихся к своей жизни, формирования ответственности, поддержку/восстановление личностного и социального статуса учащегося, а также стимулирование продуктивных моделей поведения.

Перед специалистами нашего образовательного учреждения вопрос о профилактике и коррекции отклоняющегося поведения встаёт особенно остро: как известно, важнейшим фактором, запускающим механизм развития девиантного поведения, является социально-психологическая дезадаптация; подростки-дезадаптанты составляют более 60% поступающих в 9-10 классах нашего ОУ. Это учащиеся с низким уровнем сформированности навыков учебной деятельности, мотивации учения и произвольной регуляции поведения, не сумевшие вписаться в образовательное пространство обычных школ. Они характеризуются высокой степенью тревожности, трудно осваиваются в группе, склонны проявлять агрессию, показывают низкую успеваемость, проявляют склонность к пропускам занятий без уважительных причин; согласно последним данным, 83% несовершеннолетних учащихся относятся к группе риска СОП; 17% находятся в социально-опасном положении; 40% совершали правонарушения.

Для решения задач социализации была разработана программа тренинговых занятий для старшеклассников «Ориентир». Возрастные особенности учащихся (15-18 лет) обусловливают её содержательную сторону: центральный процесс юношеского возраста – интеграция Я, становление Я-концепции, неотъемлемой частью которой является образ «Я в будущем». Данный процесс включает в себя серию личностных выборов, идентификацию и самоопределение. Адекватное разрешение этих задач даёт юноше возможность полноценного включения в общество, в существующую систему взрослых ролей без переживания утраты собственной ценности. Структурирование образа будущего и наполнение его позитивным эмоциональным содержанием ведёт к преодолению кризиса идентичности, делает Я более цельным, активизирует стремление к реализации творческого потенциала. Поэтому в качестве цели тренинговых занятий было обозначено создание условий для формирования субъектно-активной позиции учащихся по отношению к собственному профессиональному и личностному становлению. Важность указанной цели подтверждается также результатами опроса, обнаруживающими у учащихся, переживающих кризис взросления, несформированность, «размытость» представлений о будущем, наличие страхов и тревоги по поводу будущего.

Программа рассчитана на 24 часа. Первая часть программы (6 часов) направлена на осознание участниками своего личностного своеобразия; вторая часть (18 часов) параллельно реализует три направления: развитие навыка целеполагания, формирования/развития личностных качеств, необходимых для построения успешного будущего, формирование непосредственно определённых жизненных целей. Упражнения и задания, включённые в программу, направлены на решение следующих задач:

  • структурирование представления о будущем;
  • развитие навыка целеполагания и планирования действий;
  • развитие навыка конструктивной критики;
  • формирование жизненных ориентиров («путеводная звезда»);
  • формирование субъектной позиции;
  • развитие уверенности в собственных силах (снижение уровня тревоги).

Технология выстраивания образа будущего, являющаяся центральным конструктом программы, включает в себя ряд обязательных, реализуемых в определённой последовательности, этапов:

I этап. Актуализация представлений о себе. Учащиеся отвечают на вопрос: «Кто я?» Эта часть можно условно назвать «опыт» т.к. она включает работу со всем тем «багажом», который был накоплен – способностями, которые были развиты, приобретенными ЗУНами, сформированными личностными качествами. Общая цель этого этапа – создание условий для формирования у учащихся представления об их индивидуальном своеобразии как о ценности. Задачи:

  • осознание индивидуальных особенностей и моделей поведения
  • их эмоциональное отреагирование и конструктивная переработка.

II этап. Анализ актуальной ситуации развития. Учащиеся определяют перспективы дальнейшего развития, формируют свои стремления, желания – «Чего я (такой) хочу?» Общая цель данного этапа – создание условий для формирования образа желаемого будущего. Задачи:

  • создание желаемого образа Я
  • моделирование эмоционального содержания успешного будущего
  • интеграция данного образа в «Я – концепцию»

III этап. Непосредственная детальная работа с образом будущего – конкретными целями, а также способами и условиями их достижениями (ресурсами, окружением ит.п.). Учащиеся отвечают на вопросы: «Как я могу этого достичь?» – и, самое главное, – «Каким я стану?» Цель данного этапа – формирование представления о непрерывности взаимосвязей между совершаемыми действиями и личностными изменениями, между прошлым, настоящим и будущим индивидуума. Эта основная часть работы. Здесь параллельно реализуются три задачи:

  • развитие навыков целеполагания, планирования действий, а также конструктивной критики;
  • формирование жизненных ориентиров (образов значимых целей);
  • развитие личностных качеств, необходимых для построения успешного будущего – уверенности в собственных силах и ответственности за происходящее (т.е. субъектной позиции).

В ходе работы психолога используются следующие методы:

  • психодрама переживаний; способствует разрешению психотравматического опыта и разработке иных способов поведения [2] [3] [7] [8];
  • трансактный анализ; способствует осознанию социальных взаимодействий и выработке более конструктивных коммуникативных моделей [7] [8];
  • ролевой тренинг; способствует расширению коммуникативного опыта через проживание ситуаций и рефлексию [3] [8];
  • арт-терапия; способствует раскрытию творческого потенциала, а также эмоциональному отреагированию и бессознательному научению [8];
  • использование метафор; способствует прорабатыванию в безопасной форме негативных переживаний [2];
  • активное воображение; активизирует механизмы бессознательного научения [4].

Оценка эффективности работы производилась с использованием методик, позволяющих выявить динамику развития общей интернальности (уровня субъективного контроля) учащихся, сформированности у них представления о будущем, в том числе жизненных ориентиров («ценностей-целей») до и после реализации программы, а также динамику уровня тревоги, связанной с перспективами личностной самореализации учащихся.

Для определения уровня сформированности у учащихся представления о будущем была разработана анкета, состоящая из трёх блоков: первый блок включает в себя вопросы, касающиеся ближайших значимых целей, второй блок содержит задание описать имеющиеся представления о будущей семье, в третий блок вошли вопросы, касающиеся профессионального самоопределения.

Была проведена трёхуровневая оценка результатов анкетирования: высокий уровень предполагает наличие конкретного представления о ближайших значимых целях, сроках их реализации и ресурсах, которые для этого потребуются; учащийся при этом способен описать свои представления о семейном будущем, о структуре будущей семьи, её роли в его жизни, имеет конкретные представления об отрасли будущей профессиональной деятельности, специальности и уровне профессионального образования, а так же о целях профессионального становления в ближайшие 5-10 лет; средний уровень – указанные представления сформированы частично, на 60-75%; низкий уровень – преобладают ответы «не знаю», представления сформированы менее чем на 50%.

Для определения наличия/отсутствия личностных изменений у участников программы были использованы диагностические методики: «Методика неоконченных предложений» [6] и «Метод исследования субъективного контроля» [5]. Первая из указанных методик определяет уровень тревоги, связанной с перспективами самореализации в будущем. Вторая методика призвана установить, в какой степени испытуемый ощущает себя субъектом собственной деятельности, ответственным за происходящее с ним события (величина показателя общей интернальности/субъективного контроля). Результаты исследования представлены в таблицах и гистограммах (Прил. к статье).

Программа «Ориентир» прошла экспериментальную проверку в течение трёх лет, в 2008г. получено экспертное заключение специалистов Пермского краевого института повышения квалификации работников образования. Является победителем Городского смотра-конкурса программ по профилактике СОП, СОЗ и правонарушений для контингента вечерних школ в 2008г., Муниципального конкурса методических и дидактических средств обучения в 2009 г. Программа в целом, а также отдельные её элементы могут быть успешно использованы в работе психолога, социального педагога и классных руководителей.

Список литературы:

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
  2. Бэндлер Р. Пора что-то менять, СПб.: Питер, 2005.
  3. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. – СПб: Питер, 2001.
  4. Лёйнер Х. К. Комментированный конспект семинара первой ступени, символдрамы.// Символдрама. Сборник научных трудов. / под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001.
  5. Метод исследования уровня субъективного контроля//энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность, 1997.
  6. Прихожан А.Н., Диагностика личностной тревожности и некоторые способы её преодоления// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. Дубровиной И.В., М. 1987.
  7. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб, 2000.
  8. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии – СПб, Питер, 2000.

 

Приложение к статье

Таблица1

Показатели эффективности программы

Статистически значимые различия средних значений показателей общей

интернальности (уровня субъективного контроля) участников программы

среднее

значение t

вероятность ошибки

уровень значимости

количество

после

до

12 класс

10 класс

27,9

23,9

4,749

0,000

* * *

63

63

 

Таблица 2

Данные о количестве фактов отклоняющегося поведения среди участников программы (63 человека)

 

упторебление ПАВ

мелкое хулиганство

преступление

незавершённый суицид

пропуски уроков (в среднем по группе) в год

до

4

2

2

2

118,6

рецидив

0

0

0

0

72,9