Зайцева В.Ю. (Пермь)
К числу базовых компонентов структуры личности относится духовно- нравственная культура. Она отражает феномен направленности человека, его отношение к себе и окружающему миру, является ключевым звеном механизма принятия решений и потому доминантой поведения человека. «Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»(« Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова).
Человек всегда стремится к некому идеалу, образу. Этот образ задает особую норму жизни человека. Поэтому основная задача образования и воспитания – направленное создание образа, предполагающее возведение личности на достойный Человека духовно-нравственный уровень.
В общую систему духовного формирования личности ученика включается и Музыка. На уроках искусства ребенок вступает в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств и эмоций. Эстетическое переживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия музыки становится основой для самостоятельной созидательной деятельности детей.
Целью данного исследования является анализ современных принципов и методов деятельности учителя по формированию музыкальной культуры как неотъемлемой части нравственной культуры школьников.
Цель реализовывалась через задачи:
1.Сформировать у ребенка способность к осознанию нравственной проблематики музыкального сочинения, его направленности на формирование личных установок ребенка.
2.Воспитать понимание художественной значимости конкретного произведения в контексте духовно-нравственных ценностей эпохи, творчества композитора, особенностей восприятия современного слушателя.
3.Развить и воспитать патриотические чувства у детей, осмысливая музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.
Актуальность и педагогическая целесообразность современных уроков музыки обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях.
Массовая культура, построенная на принципах коммерциализации, тиражирования, упрощения и предельной занимательности не без успеха поглощает, перемалывает и выдает высшие образцы культурной деятельности за свои. Происходит подмена смыслов, низкое выдается за высокое. Как не потеряться подростку в потоке этих трансформаций?
В массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к ребенку. Эта парадигма почти не учитывает внутренние культурные условия и потенции саморазвития современного подростка, сложный социокультурный контекст его существования. Часто игнорирует она и особенности современного этапа в развитии искусства – такие его черты, как склонность к художественным провокациям, самоиронии, самопародии, размытость эстетических категорий и этических норм.
Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у детей способности к эстетическому самоопределению.
Человек и его отношение к миру – центральная проблема наших занятий с детьми. Общаясь с музыкальным произведением, творчески воплощая музыкальный образ в исполнении, размышлении, активном слушании, дети осваивают эту сущность музыки на разных уровнях:
- чувства и настроения;
- характер, образ;
- композиторское credo;
- художественный метод эпохи через разнообразие музыкальных интонаций.
В ходе реализации цели наших исследований мы руководствовались следующими принципами: культуросообразность, коллективность, диалогичность.
1 Культуросообразность предполагает, что художественное творчество детей должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры. Мы вводим школьников в различные пласты художественной культуры этноса и мира в целом. Важно, чтобы художественное творчество помогало ребенку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, в сфере искусства, в окружающем его мире.
2.Коллективность. Художественное воспитание и образование осуществляется в школе – на уроке и во внеурочной деятельности. Оно дает опыт жизни в обществе, опыт общения с людьми, создает условия для позитивно направленых самосознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
3.Диалогичность основывается на том, что духовно-ценностная ориентация детей осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учеников, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями свойственными субъектам образования как представителям различных поколений; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование художественных объектов.
Структура диалога часто приближается к форме проблемной ситуации и проектируется в технологии диалогового взаимодействия с учащимися с учетом их возрастных и личностных особенностей, на материале духовно близком и понятном подросткам.
Совместный поиск нравственного решения направляется так, чтобы он стимулировал нравственную самооценку, внутренний диалог ученика с самим собой как самоопределение.
С опорой на эти принципы в сентябре 2010 года в нашей школе начал осуществляться проект, связанный с интеграцией уроков музыки и литературы с целью воспитания нравственной культуры школьников.
Тексты из учебника литературы начинают по-новому « звучать» на уроках музыки, во внеклассных мероприятиях. Это и выразительное чтение по ролям, театрализованная постановка в костюмах той эпохи и исполняемая детьми музыка, которая звучит «между строк» в любом литературном тексте. Например, в работе детей, посвященной повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» звучали колядки на украинском и русском языках, а под музыку К. Орфа (кантата «Кармина Бурана» ч.1) ребята показали пластическое интонирование сцены метели.
Очень важно подчеркнуть, что музыка, в данном случае, выполняла не иллюстративную (по отношению к литературному тексту) роль, а являлась драматическим стержнем действия.
При изучении басен И.А.Крылова «Осел и Соловей», «Лебедь, Рак и Щука» звучала флейта, кларнет и фортепиано. Играли на этих инструментах дети.
При знакомстве с поэзией С.А. Есенина нельзя пройти мимо различных жанров русских народных песен (протяжные, хороводные, солдатские, частушки и. т. д).
В нашей работе были востребованы учебные тексты по литературе для 6 класса, посвященные Великой Отечественной войне. Большинство из них стали песнями. В них отражаются духовно- нравственные ценности, созвучные внутреннему миру ребенка и одновременно обладающие общественной значимостью. Благодаря их силе эмоционального воздействия детям не требовались нудные назидательные толкования о долге, о любви к родине, о способности принимать решения. Художественная деятельность детей стала своеобразным аккумулятором накопленных в пока небольшом личном жизненном опыте нравственных представлений, соотнесения их с вековым опытом человечества. Эти категории (соотнесение, сопоставление и личностное осмысление) становятся канвой общения детей друг с другом, с учителем, с Искусством.
В процессе своей деятельности мы исходим, прежде всего, из духовно- нравственной проблематики жизни и искусства. Человек мог создать музыку только по «образу и подобию своему», на основе закономерностей своего восприятия мира. Легко понять, что вне человека музыка просто не имела бы никакого смысла. Да и вряд ли была бы создана как человечески содержательное искусство.
Исходя из этого, понятие «классический» понимаем как «достойный подражания», а свою деятельность как отыскание достойных для подражания образцов. Постоянно «возбуждать» и культивировать в детях те внутренние «импульсы», состояния, мысли и чувства, которые человечество выработало и выбрало в качестве нравственных идеалов, возвышающих человека. Этот процесс в чувственно- интеллектуальном мире мы организовали (хотя это очень трудно) как бы «изнутри», как идущий от самих детей.
Любой учитель создает на уроке духовную атмосферу, внутри которой соотносится свое с лучшим, идеальным. В процессе осмысления нравственных ценностей и перевода их во внутренний план, они, становясъ ценностными ориентациями личности, начинают выполнять функцию регулятора поведения и поступков ребенка.
Данной формой педагогической деятельности мы достигаем таких условий процесса ценностного ориентирования, в которых путем организации комплексного эмоционального воздействия музыки на человека и влияния на его мотивационную сферу осуществляется собственно активная деятельность подростка. У детей формируется ощущение того, что музыка – не «фоновый атрибут» повседневности (не «гарнир к жизни», по выражению Д.Б. Кабалевского), а атрибут самого человека, если можно так выразиться – форма существования его как Духовного существа. Школьник обучается музыке как инструменту познания и выражения самого себя, своей духовно- нравственной сущности. Именно это становится «точкой отсчета», основой для выведения любого рода знаний о музыке.
Искусство в общении учителя и ученика дает им обоим урок. Из этого вытекает, что само понятие «школа» получает новое содержание и понимается как школа мысли и чувства, школа концентрированной духовно- нравственной сущности человека, выраженной в искусстве художественным языком.
Список литературы:
- Григорьев. Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников». М.Просвещение.2011.
- Кабалевский Д.Б. «Про трех китов и многое другое». М.1972.
- Калиммуллина Л.Д. «Роль музыки в формировании нравственной культуры детей».// Дополнительное образование.- 2003;,№10,-с.43-45.
- Левин Я.Н. «Семнадцать уроков школьного воспитания».// Воспитание школьников. 2011;, №9, с.-60-61.
- Лихачев Д.С. «Письма о добром». СПб.Logos.2006.
- «Музыка». Программа общеобразовательных учреждений. 1-7 классы. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С..
- Ниязбаева Н.Н. «Воспитание свободы: экзистенциальная проблема в педагогике. // Воспитание школьников.- 2011;, №7,-с.12-14.
- Новоселова А.С. « К вопросу о духовности воспитания». Статья на сайте ПГПУ, diaghilev.perm.ru.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». М. «Азъ».1993.
- Пиличяускас А.А. «Познание музыки как воспитательная проблема». М.1992. 11.Селевко Г.К. «Социально-воспитательные технологии. М. Народное образование.2002.
- Селевко Г.К. «Социально-воспитательные технологии. М. Народное образование.2002.
- Ульянова И.В. «Роль музыки в формировании нравственной культуры детей».// Дополнительное образование. – 2003;, №10, с.16-20.