Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Особенности самоактуализации и творческого мышления студентов

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

С.Б. Гнедова, А.В. Россиева (Ульяновск)

Для успешной социализации молодого поколения важным является успешность его деятельности. С успешностью деятельности, по крайней мере, с субъективным переживанием ее эффективности связана и самоактуализация.

В гуманистической психологии самоактуализация – это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; главный мотив, стимул активности индивида.

Абрахам Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня развития, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться – значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. [2]

В контексте теории Карла Роджерса тенденция самоактуализации – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. [5]

Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности – на всех возрастных этапах жизни. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения.

В отечественной психологии самоактуализация – сознательно осуществляемая субъектом практическая деятельность, направленная на решение наличных проблем своей жизненной ситуации, следствием которой является самоизменение (путем развития способностей, обретения индивидуальных и социальных компетентностей), и изменение в жизненной ситуации.

Е.Е. Вахромов рассматривал самоактуализацию применительно к деятельности, и определял ее следующим образом: под самоактуализацией понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя. [3]

Главным социально значимым результатом самоактуализации человека в деятельности является приобретение им компетентности – специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности.

В исследованиях Е. Б. Лисовской была выявлена взаимосвязь с интеллектом, измеряемым при помощи теста Д. Векслера и, в частности, со способностью к обобщению. [4]

В работе И.Н. Андреевой раскрывается взаимосвязь самоактуализации и эмоционального интеллекта. [1]

Самоактуализация может пониматься и как творчество, творческая (поисковая) активность. Наблюдается дефицит информации о взаимосвязи самоактуализации и творческого мышления, что и послужило основанием для настоящего исследования.

Проведенное нами в 2010-2011 учебном году исследование было направлено на изучение особенностей самоактуализации студентов и особенностями их творческого мышления.

Ответ на вопрос, чем определяется самоактуализация индивида, от каких личностных и интеллектуальных качеств зависит, в каких поведенческих и эмоциональных реакциях выражается, чрезвычайно важен для практической психологии и психоконсультирования.

В нашем исследовании приняло участие 40 студентов в возрасте от 18 до 23 лет, которые были разделены на две группы – обучающихся на очном отделении и те, кто совмещает учебу и работу (студенты выпускного курса, студенты очно-заочной формы обучения). Испытуемым были предложены методики: тест САТ, методика изучения самооценки С.А. Будасси, модифицированный тест Гилфорда «Необычное использование», методика «Потребность в достижении» М.Ю. Орлова.

В своем исследовании мы ставили две цели: изучить особенности самоактуализации (структурирования времени, спонтанность, гибкость поведения, ценностные ориентации, самопринятие, принятие агрессии, и т.п.), самооценки, мотивации достижения. Вторая цель заключалась в том, чтобы изучить зависимость особенность самоактуализации от творческого мышления индивида. Мы исходили из предположения, что внутренняя предготовность индивида к изменениям и есть та самая характеристика личности, которая напрямую соотносится с интеллектуальными качествами человека – общим уровнем осведомленности, креативностью, когнитивным стилем. Обращаем внимание, что здесь интеллектуальные переменные показывают некоторый общий стиль обработки информации. Обнаружено, что более когнитивно сложно организованные индивиды обнаруживают более высокую терпимость к противоречивой информации о людях и социальных явлениях. Другими словами, они не отбрасывают те факты, которые противоречат основной информации, в большей степени способны смотреть на мир глазами других людей, более открыты к усвоению нового опыта, у них имеется более дифференцированная структура самооценки и более высокая защищенность от переноса (генерализации) стресса, возникающего, например, на производстве, на все остальные сферы жизнедеятельности.

В ходе исследования было установлено, что существуют различия самооценки студентов и «начинающих профессионалов». Студенты имею более высокий показатель по уровню самооценке. Возможно, что студенты ещё не сталкивались с реальными проблемами, поэтому они видят будущее более позитивно, а себя – легко решающими все жизненные ситуации. В этом возрасте молодые люди воспринимают все свои достоинства и принимают их, при этом они не воспринимают собственные недостатки, относя причины негативных ситуаций внешним причинам. «Начинающие профессионалы» сталкиваются с необходимостью становиться ответственнее, на что их провоцирует новая среда, новые социальные роли. У студентов с завышенной самооценкой возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие

Исследуя креативность с помощью модификации методики Гилфорда, мы выявили, что творческая направленность у студентов несколько выше, что соотносится с результатами, полученными по шкале «креативность» методики САТ.

Мы можем предположить, что креативность у студентов выше в связи не только с возрастными предпосылками. В юношеском возрасте и ранней молодости усиливается направленность на творческую деятельность, в рамках которой проявляется и развивается креативность. Возрастной особенностью также является высокая значимость одобрения, признания, особенно со стороны сверстников. Поэтому особенно важно, чтобы самооценка молодых людей соответствовала оценке референтной группы. Высокий уровень креативности позволяет активно участвовать в творческой деятельности, что в итоге дает возможность для самовыражения. У «начинающих профессионалов» необходимость в творческой направленности ниже, одобрение и признание они получают за счёт того, что они уже работают. Другими словами, смещается акцент с одного вида деятельности на другой; меняется и востребованность качества, обеспечивающего успешность в «бывшей» деятельности.

По методике САТ мы получили, что в целом самоактуализация у студентов и специалистов отличается незначительно. У «начинающих специалистов» чуть выше показатели по базовым шкалам. У студентов выше показатели по шкале «спонтанность». Мы предположили, что это связанно с уровнем ответственности, которое возлагает общество на тех и других. Студенты более раскрепощены, действуют порывисто, импульсивно, более эмоциональны. У «начинающих профессионалов» есть внутренние ограничители, они уже не так импульсивны. Им чаще приходится чаще продумывать то, что они делают и говорят. Студенты менее независимы в своих поступках, конформны, более несамостоятельны, чем специалисты. Специалисты более свободны в своём выборе, следуют свои собственным убеждениям и ценностям.

Специалисты показали более высокие результаты, то есть они более гибки в реализации своего поведения, во взаимодействии с окружающими людьми. Они более способны адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Студенты более ригидны. Студенты показали более высокие показатели сензитивности к себе, то есть отдают себе отчёт в своих желаниях, чувствах, ощущают свои желания и чувства и рефлексируют их. Специалисты менее чувствительны к собственному внутреннему миру.

Студенты более спонтанны – способны спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, они не боятся вести себя раскованно. Это не говорит о том, что специалисты ведут себя скованно, они предпочитают рассчитывать свои действия на будущее. Студенты и специалисты одинаково ценят свои достоинства и одинаково уважают себя за положительнее качества, но не всегда принимают себя такими, какие они есть, стремятся к совершенствованию, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков и не всегда готовы справиться с собственными раздражением, агрессией и яростью.

Можно сделать вывод, что принимая новые социальные роли и долю ответственности, которая возлагается на человека как на сотрудника какой – либо организации может влиять на самоактуализацию личности. Исследование факторов, способных предупредить эмоциональное выгорание специалиста, способных помочь вчерашним студентам адаптироваться к профессии, важно с точки зрения проблемы формирования жизнестойкости в профессиональной деятельности.

Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности – на всех возрастных этапах жизни.

В дальнейшем мы будем продолжать исследования на данную тематику, исследуя особенности самоактуализации студентов. В настоящее время наблюдается дефицит информации о взаимосвязи самоактуализации с особенностями структуры интеллекта, это послужит основанием для будущих исследований. Мы ставим задачу – выявить взаимосвязь особенностей самоактуализации студентов с особенностями структуры интеллекта по тесту Амтхауэра.

Список литературы:

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации.2011
  2. Анцыферова Л.И. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу // Вопросы психологии. – 1973. – 4. – Библогр. С.173-180.
  3. Вахромов Е.Е. Понятие «самоактуализация» в психологии.2000
  4. Лисовская Е. Б. Самоактуализирующаяся личность. 1981
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: 1997