Т.П. Гаврилова, В.И. Новоселова (Пермь)
Неотъемлемой частью подготовки специалиста любого профиля является формирование у него профессиональной нравственности, то есть моральных принципов, норм и правил поведения с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Содержание профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы базируются на общечеловеческих нормах морали; частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных требованиях по отношению к специалистам; другими словами, профессиональная нравственность есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям определенной профессиональной деятельности.
Профессионально-нравственные качества очень важно формировать в тех видах профессиональной деятельности, в которых имеет место разного рода зависимость людей от действий профессионалов, то есть когда процессы или последствия этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей, это напрямую касается представителей таких профессий, как врач, юрист, педагог, священнослужитель. До недавнего времени в публицистической и научной литературе особый акцент делался на профессиональной нравственности представителей только этих профессий. Но сейчас в связи с востребованностью на рынке труда представителей рабочих профессий целесообразно говорить об их профессиональной нравственности, так как профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают реализовать моральные ценности в условиях деятельности этого рода специалистов. В этой связи можно вполне обоснованно выделить такие виды профессиональной этики, как этика токаря, штукатура-маляра, повара-кондитера, парикмахера, строителя, в деятельности которых в полной мере реализуются такие нормы морального сознания и качества личности, как профессиональный долг, профессиональные честь и достоинство, профессиональные совесть и справедливость, гуманное отношение к окружающим людям, честность и ответственность, инициативность и социальная активность.
В течение ряда лет в «Уральском подворье», специальном профессиональном училище открытого типа для детей и подростков с девиантным поведением реализуется проект «Деловой человек», целью которого является обучение и воспитание будущего профессионала – представителя рабочей профессии, обладающего профессиональными знаниями, умениями и навыками, личностными нравственно-волевыми качествами инициативного и социально активного члена общества. В процессе реализации проекта задействованы все службы училища, каждая выполняет свои определенные функции. Особая роль в этом процессе отводится воспитательной службе, одним из направлений работы которой является целенаправленная деятельность по воспитанию профессиональных нравственных качеств у подростко-девиантов. Воспитание осуществляется на основе разработанного воспитанниками и педагогами училища Кодекса рабочей чести. В Кодекс включены следующие положения:
- не ущемляй достоинство другого человека, уважай его мнение;
- развивай в себе чувство терпимости и уважения к окружающим;
- изживай лень из своей жизни;
- стыдись быть неучем, стремись всесторонне развивать себя;
- будь требователен вначале к себе, потом к другим;
- знай и соблюдай нормы моральных отношений и правил этики;
- будь справедливым, справедливость – закон нашей жизни;
- правде – да, неправде – нет;
- дорожи дружбой, будь верным товарищем;
- будь добр к окружающим, помогай немощным и пожилым людям;
- учись защищать себя и тех, кто нуждается в защите;
- будь нетерпим к брани и «черному слову»;
- береги свое здоровье, избавляйся от пагубных привычек.
В этих положениях отражены профессионально-нравственные требования к личностным качествам воспитанников.
Одной из форм деятельности по воспитанию профессиональной нравственности у подростков, обучающихся в СПУ, является организация и проведение в группах воспитанников часов общения, цель которых состоит в том, чтобы углубить их представления о нравственно – волевых качествах, необходимых рабочему – профессионалу; показать их значение как для личностного, так и для профессионального становления, сформировать установки нравственного поведения. Современная педагогика ориентирована на саморазвитие и самосовершенствование личности, что позволяет вывести воспитанников на более высокий уровень готовности к решению жизненно важных личностных и профессиональных задач и проблем. Исходя из этого особое внимание при выборе тем и определении содержания часов общения обращено на то, чтобы помочь воспитанникам в самопознании, в осознании того, какие профессионально-нравственные качества, необходимые деловому человеку, у них недостаточно сформированы, познакомить с приемами самовоспитания и побудить активно, включиться в процесс самосовершенствования.
В течение ряда лет в училище проводятся часы общения по разным направлениям: о правилах делового этикета («Деловой этикет»), о качествах, которыми должны обладать будущие профессионалы («Мудрость делового общения» «Как добиться успеха?»), о таких компонентах делового общения, как культура речи («Язык мой: враг или друг?»), об имидже современного рабочего («Имидж повара»), эти темы затрагивают вопросы, которые прямо или косвенно влияют на профессиональную карьеру, профессиональный успех, так же с воспитанниками проводятся часы общения о приемах самовоспитания («Стремись к совершенству»), о волевых качествах («Сила воли. Зачем она нужна человеку?», о социальной активности и инициативности («Я и моя жизненная позиция», «А у меня идея!!!»), о нравственных качествах («Ответственность – признак взросления», «О нравственной устойчивости личности», «Будьте добрыми и человечными», «Жить должно, как следует», «С компасом по жизни»).
При подготовке и проведении часов общения подростки были поставлены в субъектную позицию: активно работали со словарями в поиске определений нравственных категорий, самостоятельно подбирали стихи, песни, фрагменты видеофильмов, выполняли различные тесты и упражнения. Часы общения помогли подросткам подняться над уровнем обыденного сознания, обогатить словарно-понятийный запас нравственными категориями, овладеть навыками анализа и оценки поступков, научиться принимать решения в сложных жизненных ситуациях. Особое внимание педагоги уделяли созданию хорошего, психологического климата, атмосферы доброжелательности и доверия.
Поэтапное диагностическое исследование показало, что применение форм и методов нравственного просвещения, воздействующих только на сферу сознания, оказалось недостаточно эффективным в воспитательной работе с трудными подростками и требовало подкрепления в виде воздействия на эмоциональную сферу психики. Корректировка была осуществлена с помощью педагогического аутотренинга – внушения на эмоциональном фоне в состоянии релаксации. Программа педагогического аутотренинга была направлена на создание у подростков установок нравственно устойчивого поведения на неосознаваемом уровне. В результате целенаправленного воздействия на осознаваемую и неосознаваемую сферы психики были созданы нравственные установки, которые в дальнейшем были закреплены в учебной деятельности, на уроках производственного обучения и на производстве в процессе производственной практики. Участие в реальном производственном процессе является немаловажным условием для формирования профессионально-нравственных качеств у воспитанников.При выполнении заданий у подростков вырабатывается самодисциплина, ответственность за порученное дело, будь-то токарь, которому необходимо выточить деталь для важного заказа или парикмахер, которому надо сделать стильную прическу.
Становлению профессионального сознания также способствует разная внеурочная деятельность, к которой широко используются такие формы как, коллективные творческие дела профориентационной и трудовой направленности («На гребне волны», «Презентация корпорации «Уральские мастера», «Театр пекарских искусств»), мастер – классы по различным профессиям, фестивали профессий, которые проводятся ежегодно в День Профтехобразования, встречи с успешными выпускниками, состоявшимися как профессионалы в своей области, экскурсии на предприятия. Для воспитанников организуются встречи с юристами, которые знакомят их с гражданским, административным и даже с уголовным законодательством нашей страны, которая определяет ответственность за противоправное деяние, в том числе за порчу, хищение и сокрытие похищенного имущества. Все это способствует формированию у воспитанников таких профессионально-нравственных качеств как честность, добропорядочность, чувство долга и личной ответственности за выполнение своих трудовых обязанностей.
Таким образом, наличие этих качеств обеспечивает воспитанников СПУ способностью следовать нормам морали и правилам поведения, одобряемых в обществе, а также вооружает стойким иммунитетом к отрицательным влиянием окружающей среды.
Список литературы:
- Воспитываем профессиональную нравственность: метод. пособие / Т.П Гаврилова, В.В. Дементьева, А.А. Дербенева и др. – Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2010. – 116 с.
- Гаврилова Т.П. Диагностика личности старшего подростка в процессе формирования нравственной устойчивости: Методическое пособие. – Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2002. – 44 с.
- Гаврилова Т.П., Дроздова Л.Д., Каменева Е.Ю и др. Формирование основ нравственной устойчивости у трудных подростков. (Часы общения): Методическое пособие. – Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2002. – 60 с.
- Калейдоскоп коллективных творческих дел: метод. пособие / Т.П. Гаврилова, Е.Ю. Герасимова, Е.В. Грехова и др.; ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»; МСУВУ СПУ «Уральское подворье». – Пермь, 2007. – 78 с.
- Попов Л.А. Этика: Курс лекций. – М.: Центр, 198. – 160с.