Т. П. Гаврилова (Пермь)
Переход к новому типу мышления и действия, к новым способам преобразования действительности вызывает необходимость создания новой модели образовательного процесса, базирующегося на современных педагогических концепциях. Концепция в науке – это система взглядов, определяющих понимание каких-либо явлений и процессов, объединенных ведущей идеей. Концепция в педагогике – это основополагающий замысел, идея педагогической теории, указывающая способ построения образовательного процесса. На основе той или иной концепции создают целостную педагогическую систему, технологии обучения и воспитания, методики.
Разрабатывая концептуальные подходы, мы исходили из того, что основной функцией специального профессионального училища открытого типа для детей и подростков с девиантным поведением (согласно типовому положению) является обеспечение реабилитации, а затем и дальнейшего развития подростков с девиантным поведением. Концептуальные подходы должны стать стартовой площадкой для создания условий по реализации этих трудных, но чрезвычайно важных задач. Эти подходы представляют собой квинтэссенцию ведущих педагогических теорий, причем центральное место среди них занимает теория гуманистической педагогики
Важнейшими функциями гуманистической педагогики являются:
- приобщение педагогов и воспитанников к ценностям культуры;
- социальная защита и охрана жизни, здоровья воспитанников, их достоинства и прав;
- создание условий для развития подрастающего человека как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
- гуманизация и демократизация педагогических отношений.
Настоящие положения легли в основу организации жизнедеятельности училища.
Ядро гуманистической педагогики – отношения педагогического сотрудничества. На этот стиль сориентировано общение в коллективе педагогов и учащихся. Это не случайно, так как воспитание и обучение подростков-дезадаптантов может быть успешным только тогда, когда подростки доверяют педагогу, принимают его идеи. Быть всегда рядом, но чуть-чуть впереди в силу своего большего педагогического опыта – так охарактеризовал гуманистическую позицию педагог А.С. Макаренко.
Гуманными началами пронизаны также идеи педагогической свободы и педагогической поддержки личности, на которых базируются основные концептуальные подходы. Социальная перестройка общества открыла возможности развития свободной личности. Свобода стала одной из ведущих идей общественного развития и воспитания. Однако при реализации этой идеи на практике приходится быть очень осторожным.
Рассмотрим значение слова «свобода». Оно трактуется неоднозначно: Во-первых, свобода как познанная необходимость. Человек, живя в обществе, не может быть свободен от его требований, он им осознанно подчиняется. Во-вторых, свобода – это выбор, личный выбор. Педагог может объяснить подростку, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что – зло, но как поступить в той или иной ситуации, воспитанник определяет сам. При этом свой выбор подросток делает на основе незначительного жизненного опыта, к тому же в большинстве случаев отрицательного. Такая свобода, по мнению Н.Е. Щурковой, может легко стать «свободой дикаря», страшной как для общества, так и для самого подростка. «Свобода дикаря» может быстро завершиться жесткой несвободой. Истинно свободной может быть только духовно развитая личность, поднявшаяся в своем развитии на уровень общечеловеческой культуры. Таким образом, параллельно с предоставлением учащимся свободы, необходимо организовать их целенаправленное воспитание.
В деятельности всех педагогов СПУ «Уральское подворье» независимо от их специальности (воспитатель, мастер производственного обучения, учитель общеобразовательных предметов, социальный педагог) приоритетным является воспитание духовно нравственной личности. В училище четко спланирована педагогическая система, целью которой является формирование у учащихся способности производить жизненный выбор грамотно, с осознанием его последствий, с ответственностью за свою судьбу и судьбы окружающих людей; пробуждение у подростков стремления к самосовершенствованию.
В рамках гуманистической педагогики в училище реализуется концепция педагогической поддержки, согласно которой в подростке, как во всякой личности, есть нечто уникальное (своеобразное от природы или приобретенное в индивидуальном опыте). Подросток-дезадаптант на первых порах сам не может выйти на уровень саморазвития. Поэтому задача педагогов училища как раз и состоит в том, чтобы оказать воспитаннику индивидуально ориентированную поддержку: определить совместно с ним его цели и интересы, возможности и пути преодоления препятствий, мешающих подростку достичь позитивных результатов в учебе и саморазвитии.
Получить планируемый результат помогает моделирование образовательного процесса на основе изложенных концептуальных положений. В СПУ «Уральское подворье» создана новая модель самого учреждения, модели образовательного процесса, модели выпускника, ведется активная работа по налаживанию внутри – и вневедомственных связей.
В настоящий момент на основе учебных программ разработаны опытные учебные планы по всем профессиям, программы деятельности всех служб, продуманы механизмы их взаимосвязи и взаимодействия. Всё вместе это способствует достижению положительных результатов, смягчая тем самым социальную напряженность в городе. Существенна роль училища в подготовке подростков к исполнению своей будущей социальной роли гражданина-труженика.
За последние восемь лет СПУ «Уральское подворье» выпущено свыше тысячи специалистов, которые успешно работают на предприятиях Пермской области. Именно поэтому СПУ «Уральское подворье» является социально-значимым образовательным учреждением города Перми и должно привлечь к себе внимание всех заинтересованных в решении проблемы трудных подростков.