А.А. Воронцова (Пермь)
Сегодня подрастающее поколение живёт в мире, обеднённом истинными ценностями. Причин этому много.
Во-первых, период юности их родителей прошёлся на годы реформ, резких изменений в социально-экономической, идеологической и культурной сферах жизни общества, и целое поколение не могло избежать влияния хаоса, воцарившегося тогда в общественном сознании.
Во-вторых, отношения детей с внешним миром очень часто определяются телевидением и компьютерными играми, имеющими сегодня высокую популярность среди юных россиян и низкое качество с точки зрения нравственной культуры.
В-третьих, неопределенность педагогов в содержании воспитания. Старшее поколение ориентировано на социалистические ценности, молодое – на модель прагматического воспитания, столь популярную в «новом» общества.
Все это ухудшает существующую ситуацию в сфере нравственного воспитания детей и подростков.
В соответствии с новым ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой духовно-нравственное развитие и воспитание детей представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Целостный процесс духовно-нравственного воспитания осуществляется через выполнение ряда важных функций образования:
- создание воспитывающей среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с внешкольными учреждениями, с родителями);
- стимулирование здорового образа жизни;
- организацию коллективной творческой деятельности детей, реализуемой в многообразных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
- поддержку ребёнка на индивидуальном пути развития, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Реализация этих функций невозможна без системы диагностической и контрольно-аналитической деятельности учителя.
В этом учебном году я работаю с первым классом. Мною было проведено небольшое исследование, объектом которого стали особенности ценностной сферы учеников, понимание ими нравственных категорий, их представлений о том, каким должен быть идеальный человек.
Анализ результатов свидетельствует о том, что наиболее известными нравственными категориями для первоклассников являются «самостоятельность» и «смелость». Большая часть учеников продемонстрировали понимание их сущности и выразили положительное отношение к ним. Самый распространённый ответ на вопрос «Что значит «быть самостоятельным?» – «Всё делать самому», а «быть смелым» – «ничего не бояться». Недостаточно полные представления первоклассников проявились в мнениях типа: «быть самостоятельным» – «не подглядывать к соседу», «убирать», «самим гулять», «быть смелым» – это «быть сильным», «всех спасать».
Категорию «честность» ученики понимают как «не жадничать», «делиться», «признаваться людям», «не говорить свои секреты», «не раскрывать тайны», «не сваливать на других». Всего 8% учеников отразили в ответах сущность этого понятия.
«Быть добрым» – значит «давать кому-нибудь что-нибудь», «уважать всех и всё», «быть хорошим». Таким образом, основополагающая нравственная категория «доброта» первоклассникам знакома отдалённо, на уровне неясных представлений, сложившихся в дошкольном опыте.
«Дружить», по мнению первоклассников, значит «не обзываться», «делиться», «помогать», «играть вместе». Таковы распространенные мнения первоклассников о категориях нравственности.
В целом же анализ представлений младших школьников об идеальном человеке обнаружил влияние телевидения, которое прослеживается в детской «моде» на определённые черты человека.
Изучение особенностей нравственных ценностей современных первоклассников показало, что в данной сфере существуют значительные воспитательные проблемы, которые легко объясняют неумение детей взаимодействовать в группе, сотрудничать, оценивать себя, свои поступки, нежелание прийти на помощь однокласснику.
В связи с этим в практике работы я обращаюсь к программе «Философия для детей» (А.А. Марголис). На этой основе разрабатываю беседы, которые позволяют глубоко и всесторонне рассматривать и изучать предложенные нравственные категории. Участие в философских диалогах создает необходимые предпосылки для освоения детьми норм и правил общения, повышения уровня «удержания этих правил». Философствование – это совместная деятельность. Вместе с учителем дети дают глубокие и точные толкования словам «душа», «тело», «время», «добро», «зло», «счастье» и др. Такие системные занятия с детьми дают положительные результаты, помогают малышам стать настоящими людьми.
Список литературы:
- Волкова Т.В. Наука быть человеком: материалы для классных часов. –1 – 4 классы. Волгоград, 2008.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.
- Елизарова Е.М., Киселёва Ю.А. Справочник учителя начальных классов. Волгоград, 2011.
- Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Философия для детей («Воспитательный диалог»). М., 2002.