Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Развитие представлений младших школьников об основных нравственных категориях

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.А. Воронцова (Пермь)

Сегодня подрастающее поколение живёт в мире, обеднённом истинными ценностями. Причин этому много.

Во-первых, период юности их родителей прошёлся на годы реформ, резких изменений в социально-экономической, идеологической и культурной сферах жизни общества, и целое поколение не могло избежать влияния хаоса, воцарившегося тогда в общественном сознании.

Во-вторых, отношения детей с внешним миром очень часто определяются телевидением и компьютерными играми, имеющими сегодня высокую популярность среди юных россиян и низкое качество с точки зрения нравственной культуры.

В-третьих, неопределенность педагогов в содержании воспитания. Старшее поколение ориентировано на социалистические ценности, молодое – на модель прагматического воспитания, столь популярную в «новом» общества.

Все это ухудшает существующую ситуацию в сфере нравственного воспитания детей и подростков.

В соответствии с новым ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой духовно-нравственное развитие и воспитание детей представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Целостный процесс духовно-нравственного воспитания осуществляется через выполнение ряда важных функций образования:

  • создание воспитывающей среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с внешкольными учреждениями, с родителями);
  • стимулирование здорового образа жизни;
  • организацию коллективной творческой деятельности детей, реализуемой в многообразных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
  • поддержку ребёнка на индивидуальном пути развития, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

Реализация этих функций невозможна без системы диагностической и контрольно-аналитической деятельности учителя.

В этом учебном году я работаю с первым классом. Мною было проведено небольшое исследование, объектом которого стали особенности ценностной сферы учеников, понимание ими нравственных категорий, их представлений о том, каким должен быть идеальный человек.

Анализ результатов свидетельствует о том, что наиболее известными нравственными категориями для первоклассников являются «самостоятельность» и «смелость». Большая часть учеников продемонстрировали понимание их сущности и выразили положительное отношение к ним. Самый распространённый ответ на вопрос «Что значит «быть самостоятельным?» – «Всё делать самому», а «быть смелым» – «ничего не бояться». Недостаточно полные представления первоклассников проявились в мнениях типа: «быть самостоятельным» – «не подглядывать к соседу», «убирать», «самим гулять», «быть смелым» – это «быть сильным», «всех спасать».

Категорию «честность» ученики понимают как «не жадничать», «делиться», «признаваться людям», «не говорить свои секреты», «не раскрывать тайны», «не сваливать на других». Всего 8% учеников отразили в ответах сущность этого понятия.

«Быть добрым» – значит «давать кому-нибудь что-нибудь», «уважать всех и всё», «быть хорошим». Таким образом, основополагающая нравственная категория «доброта» первоклассникам знакома отдалённо, на уровне неясных представлений, сложившихся в дошкольном опыте.

«Дружить», по мнению первоклассников, значит «не обзываться», «делиться», «помогать», «играть вместе». Таковы распространенные мнения первоклассников о категориях нравственности.

В целом же анализ представлений младших школьников об идеальном человеке обнаружил влияние телевидения, которое прослеживается в детской «моде» на определённые черты человека.

Изучение особенностей нравственных ценностей современных первоклассников показало, что в данной сфере существуют значительные воспитательные проблемы, которые легко объясняют неумение детей взаимодействовать в группе, сотрудничать, оценивать себя, свои поступки, нежелание прийти на помощь однокласснику.

В связи с этим в практике работы я обращаюсь к программе «Философия для детей» (А.А. Марголис). На этой основе разрабатываю беседы, которые позволяют глубоко и всесторонне рассматривать и изучать предложенные нравственные категории. Участие в философских диалогах создает необходимые предпосылки для освоения детьми норм и правил общения, повышения уровня «удержания этих правил». Философствование – это совместная деятельность. Вместе с учителем дети дают глубокие и точные толкования словам «душа», «тело», «время», «добро», «зло», «счастье» и др. Такие системные занятия с детьми дают положительные результаты, помогают малышам стать настоящими людьми.

Список литературы:

  1. Волкова Т.В. Наука быть человеком: материалы для классных часов. –1 – 4 классы. Волгоград, 2008.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.
  3. Елизарова Е.М., Киселёва Ю.А. Справочник учителя начальных классов. Волгоград, 2011.
  4. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Философия для детей («Воспитательный диалог»). М., 2002.