Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Профилактика аддиктивного поведения обучающихся классным руководителем

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Е.В. Воронина, И.И. Дереча (Ишим)

Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, социально-экономическая группа причин делится на причины глобального характера и традиционного характера – влияние на подростков социальной среды и причины индивидуально-психологического характера.

Под влиянием аддиктивности происходит деградация личностиобучающегося, которая включает в себя эмоциональные расстройства (ослабление и исчезновение тонких и сложных эмоций, эмоциональная неустойчивость), расстройства интеллектуальной сферы (снижение сообразительности, неспособность сосредоточиться, ухудшение памяти и мышления), а также волевую деградацию (неспособность сделать над собою усилие, истощаемость намерений и побуждений).

Одним из главных методов в борьбе с аддиктивностью является профилактика, которая определяется как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медикосанитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья [1].

Выделяют первичную профилактику, которая направлена на предотвращение употребления психоактивных веществ; вторичную, направленную на выявление подростков, начавших употреблять психоактивные вещества.

Классному руководителю чаще всего приходится решать задачи первичной профилактики.

Профилактика аддиктивности проводится по следующим направлениям: психологическое, педагогическое, санитарно-гигиеническое, медико-социальное, здравоохранительное, административно-правовое, экономическое.

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

Организацию профилактики аддиктивного поведения классному руководителю нужно рассматривать не как отдельное направление, а комплексно, как элемент единой системы учебно-воспитательного процесса.

Технология организации профилактики аддиктивного поведения классным руководителем включает в себя: цели (определение целей (почему и для чего?) должно содействовать отбору и построению содержания (что?); организацию процесса, методы и средства; мотивацию участников (специалистов, детей и родителей (зачем?), непрерывное повышение квалификации специалистов; методы оценки достигаемых результатов.

Профилактика аддиктивного поведения как технологический процесс должна удовлетворять следующим принципам.

1. Научность и современность предполагает обязательность внедрения в практику работы научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений, новых методов и подходов к решению проблемы формирования независимого поведения. Это способствует преодолению инертности в организации профилактической работы, в частности, и воспитательного процесса в целом. Профилактические мероприятия, проводимые классным руководителем, могут способствовать формированию отрицательного отношения подростков к употреблению алкоголя, табака и психоактивных веществ.

2. Системность как принцип организации профилактики предполагает работу со всеми субъектами (учащиеся, учителя, родители, общественность), основанную на взаимодействии учреждений и ведомств, занимающихся профилактической работой, при этом четко разграничивая выполняемые функции (организация профилактик зависимого поведения среди детей и молодежи в рамках социально-педагогических комплексов).

З. Оптимизация как достижение целей с минимальными затратами времени и сил субъектов процесса профилактики с учетом эффективности работы. Необходимо четко планировать профилактическую работу, включая в содержание необходимое и достаточное (технологический стандарт).

4. Дифференцированность, во-первых, по возрасту (учащиеся – младшей школьный возраст, младший и старший подростковый возраст и юношеский возраст) и по категории субъектов (учащиеся, родители, учителя, общественность); во-вторых, по степени вовлеченности, например, в наркогенную ситуацию (дети и подростки «группы риска», имеющие опыт употребления наркотических веществ, прошедших курс лечения от зависимости, группа детей и подростков, не вовлеченных в наркогенную ситуацию).

5. Воспроизводимость процесса и результатов профилактической работы или стремление к достижению аналогичных результатов при условии использования определенной программы и относительном постоянстве факторов.

6. Качественная оценка результатов профилактической работы, в частности и воспитательной работы в целом. В практической деятельности анализ достигнутых результатов замещается отчетом о выполненной работе.

Анализ работы тесно связан с планированием процесса профилактики формирования зависимого поведения и должен включать в себя: обоснование подхода, программы, методов проведения профилактической работы, выполнение целей и задач исследования, подтверждение или опровержение гипотезы, описание методов и методик исследования результатов профилактической работы в соответствии с поставленными целями, представление и интерпретация результатов, заключение об эффективности реализуемого подхода, профилактической программы, соответствие полученных результатов целям профилактической работы, рекомендации по повышению эффективности организации профилактической работы, если есть необходимость – обоснование изменения подхода, программы, методов проведения профилактики [1].

Профилактика включает: диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ, выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя, проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.

Профилактическая работа классного руководителя может включать в себя три компонента.

1. Образовательный компонент – дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость, научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ, формировать у подростков развитую концепцию самопознания.

2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного климата в коллективе, оказание психологической поддержки ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни, формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

Классному руководителю в работе по профилактике аддиктивного поведения подростков целесообразно использовать следующие методы: групповая работа, тренинг поведения, когнитивная модификация и терапия, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры.

Рассмотренные профилактические меры, реализуемые классным руководителем, могут способствовать формированию отрицательного отношения подростков к употреблению алкоголя, табака и психоактивных веществ. Нам видится новый приоритетный путь профилактики – мы предлагаем обучать подростков конструктивному взаимодействию с окружающими людьми. Это поможет молодым людям самореализоваться в жизни.

Список литературы:

  1. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие.- М.: ВЛАДОС, 2003. – 144 с.