Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста из благополучных и неблагополучных семей

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Л.Я. Букреева (Уфа)

Среди общечеловеческих ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Семье отводится главная роль в полноценном и благоприятном формировании психики ребенка. Важно, чтобы ребенок рос и воспитывался в атмосфере любви, заботы и защищенности. Однако в жизни это не всегда и не всеми родителями осознается в достаточной степени.

Влияние того или иного типа семейного воспитания, тех или иных родительских воздействий на развитие психики ребенка неоднократно отмечали в своих работах психологи, как Л.Г.Саготовская, А.П.Петровский, Л.Д.Столяренко, Д.Н.Исаев, М.И.Буянов.

В психологической литературе существует мнение, что дошкольный период в жизни ребенка во многих отношениях является решающим, так как основные психологические особенности ребенка оформляются именно в этом возрасте.

В этот период бурно развиваться когнитивная сфера. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение. Большой вклад в исследование когнитивной сферы дошкольников был внесен отечественными психологами: Е.Ф.Рыбалко, А.В.Скрипенко, С.А.Лукомской, Е.И.Степановым, Л.А.Головей, Н.А.Грищенко, Л.Н.Кулешовой.

Что касается эмоционального развития ребенка, то дошкольника отличают высокая впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей.

Эмоциональная сфера дошкольников изучалась многими отечественными и зарубежными психологами: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, М.В. Ермолаева подробно изучили развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, сформировали оптимальные условия для этого развития.

В процессе своего психического развития ребенок овладевает свой­ственными человеку формами поведения среди других людей. Ребенок полностью копирует своих родителей, их поведение и реакции, в тех или иных ситуациях, реагируя на все очень эмоционально. Поэтому, любые конфликты, которые возникают между супругами на глазах ребенка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха.

Вот почему хорошие, спокойные взаимоотношения в семье – обязательное условие благополучного развития психики ребенка.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»...

Известный детский психиатр М.И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребен­ка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально-психическое состояние. «Для одного ребенка, – подчеркивает М.И. Буянов, – семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная»

Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. «Дефекты воспитания, – считает М. И. Буянов, – это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи»

По мнению американского психотерапевта В. Сатир в настоящее время в современном мире существует два типа семей: в одних семьях царит радужная атмосфера. Там ощущаются естественность, честность и любовь. Родители в таких семьях выражают свою любовь и уваже­ние, как к своим детям, так и друг к другу. Всегда готовы поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого, члены семьи умеют считаться друг с другом, там можно открыто проявлять свою радость и боль, а, рассказывая о неудаче, не бояться, что будешь осмеян. Дети в таких семьях чувствуют себя полноценными: любимыми, высоко ценимыми, нужными, от каждого ждут любви, признания и уважения. В такой семье легко с юмором относиться к жизни, смеяться и шутить, когда это уместно. Дети, даже младенцы, в таких семьях выглядят непосредственными и дружелюбными, а все другие члены семьи относятся к ним с уважением, как к полноценным личностям.

Родители ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться.

Необходимо приложить усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее воспитание, и в итоге будет обеспечен более безопасный и человечный мир вокруг.

Список литературы:

  1. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб., 2002.
  2. Андреева Т.В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004.
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского.- М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО – Пресс, 1999.
  4. Варга А.Я. Типы родительского отношения. – Самара, 1999.
  5. Васильева Э.К. Уклад жизни семьи / Под ред. Прошина Л.В. – М.,2000.
  6. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
  7. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1999.
  8. Дальто Ф. На стороне ребенка. СПб., 2000.
  9. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург, 2000.
  10. Желдан И.М. Искусство быть семьей. Минск, 2003.
  11. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? – М.: Просвещение, 1999.
  12. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2004.
  13. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Школа – Пресс, 2001.
  14. Игнатьева Т.А. Развитие ребенка. Психологические, физические, интеллектуальные способности. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.
  15. Изард К.Е. Психология эмоций / Перев. С англ. – СПб.: Питер, 1999.
  16. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – Москва – Самара, 2001.