Л.И. Батракова (Краснокамск)
Главная, но не единственная цель моей работы в школе – помочь детям выявить, развить и с пользой для себя употребить скрытые, заложенные природой ценности.
В течение последних лет я работаю над проблемой развития творческих способностей учащихся. Думаю, что очень важно верить в способности ребенка. Важно окрылить его. Одаренные дети (способные к творчеству) обладают отличной памятью. Они любознательны. С удовольствием читают словари. Такие дети требуют индивидуального подхода, с ними необходимо заниматься. Талант – это не только данные природой качества, но и целенаправленная работа по развитию природного дара. Учитель, работающий с такими детьми, должен постоянно повышать свое мастерство, быть чутким и доброжелательным.
В ГУ-ВШЭ-Пермь проводятся курсы повышения квалификации учителей с использованием постоянного тестового мониторинга, семинары учителей базовых школ и школ Университетского округа, в который входит и наша школа в течение вот уже нескольких лет, а также профессиональные конкурсы в виде олимпиад, участниками которых являются и учителя нашей школы.
Задачу по пробуждению глубокого интереса к изучению русского языка вижу в сочетании форм урочной и внеклассной работы.
Для детей, интересующихся русским языком, веду кружок «Занимательная грамматика». На занятиях кружка учащиеся знакомятся со сведениями из истории слов и выражений, лингвистическими сказками, разгадывают шарады, кроссворды, загадки, метаграммы. Большой интерес у детей вызывают творческие задания, включающие элементы исследовательской работы. Ребята узнают, что слова, в известном смысле противоположные по значению, еда и яд являются родственниками. Оказывается, древнерусскому слову есть в старославянском языке соответствует глагол ясти. От древнерусского есть возникло существительное еда, а от старославянского ясти – яд, которое в древности применялось из деликатности, чтобы не выговаривать грубого и откровенного «отрава».
Большую помощь в подготовке к занятиям оказывают такие книги, как А.Т. Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку», Н.Н. Шанский «В мире слов», В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.З. Розенталь «Занимательно о русском языке».
Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Правильно организованные проблемные ситуации играют важную роль в поведении школьников в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала. Поэтому стараюсь заинтересовать учащихся использованием на уроке информации для любознательных.
При изучении темы «Омонимы» предлагаю детям прокомментировать картинки (ключ – ключ), представленные на слайде.
Сравнение иллюстрационного материала позволяет сформировать цели и задачи урока. При этом создаются условия для формирования положительной мотивации, пробуждается интерес к предмету, развиваются такие мыслительные процессы, как синтез, обобщение, анализ. Развивается и воображение.
Изучая тему «Виды глагола», прошу определить вид глагола КАЗНИТЬ и сразу знакомлю детей с понятием «двувидовые глаголы».
несов.вид
Царь казнит (что делает?) преступника.
совер.вид
Завтра царь казнит (что сделает?) преступника.
Типичные ошибки по использованию двувидовых глаголов мы наблюдаем и в речи взрослых. Глаголы «организовать», «образовать», «реализовать» являются двувидовыми, то есть отвечают на вопросы «что делать» и « что сделать», поэтому форма «организовывать» в языке отсутствует. Существует только один вариант – «организуют».
Правильно организованные проблемные ситуации играют важную роль в поведении учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала.
Уже в 5 классе учу детей правильно определять категорию «одушевленность – неодушевленность» существительного, так как деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в целом на живое и неживое. Поэтому они успешно справляются с заданием олимпиадного характера: «Отметьте лишнее слово с точки зрения проявления его морфологических признаков».
- КУКЛА 2.ИГРУШКА 3. МАТРЕШКА 4. НЕВАЛЯШКА
Р.п. мн. число кукол матрешек неваляшек
=
В.п. мн. число кукол матрешек неваляшек
Если форма В.п. совпадает с И.п., для нас это «что?», если с Р.п. – «кто?»
Категория «ОДУШЕВЛЕННОСТЬ/НЕОДУШЕВЛЕННОСТЬ» – пример того, что в языке логика иная, нежели в реальном мире. Для языка «живыми» оказывается «КУКЛА», «ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ», «ШАХМАТНЫЙ ФЕРЗЬ», а «неживыми» – «ТОЛПА» и «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО». А слово «ДИЧЬ» оказывается вне категории «одушевленность/неодушевленность», потому что не имеет множественного числа.
На уроках в 5-8 классах использую самые простые виды моделирования, а в 9 классе учащиеся успешно справляются с более сложными предложениями. Предлагаю дать характеристику предложения:
«Неподвижно и таинственно стоит густая чаща высоких елей, и лишь по тому, как она обрывается, будто срезанная ножом, понятно, что здесь берег кончается и начинается лед»
Учащиеся приходят к выводу, что это сложное предложение с различными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей:
1 часть – простое предложение.
2 часть – сложноподчиненное предложение с параллельным и однородным подчинением.
Две составные части соединены сочинительной связью (союзом и).
В последние десятилетия в русском языке происходят бурные изменения, связанные в первую очередь с внеязыковыми причинами. Наблюдать над этими изменениями чрезвычайно интересно и полезно. Учащиеся увлеченно наблюдают за словообразовательными процессами, характерными для нашего времени в СМИ: активное производство наименований лиц, рост приставочного словообразования. Приведем примеры:
активное производство наименований лиц
*Теперь еще одну дополнительную прибавку к единой денежной компенсации смогут получить две категории льготников (май 2010 «Пермские новости»)
* В 2010 году правительство отказалось от индексации зарплат бюджетников из-за кризиса (май 2010 «Независимая газета»)
* Его избирательная кампания сопровождалась грандиозными по советским меркам скандалами – партноменклатура не могла допустить, чтобы народным депутатом стал не секретарь обкома, а «кооперативщик». (июнь 2004 «Родная газета»)
рост приставочного словообразования
* «Пробить» софинансирование строительства спортсооружений из федеральных средств очень помогла в свое время партия «Единая Россия» (октябрь 2011 «Пермский край»).
*Наша постперестроечная эпоха легла непосильным бременем на хрупкие плечи молодого поколения («Аргументы и факты» июнь 2009)
Задание на уроке русского языка (11 класс): укажите верные характеристики предложения:
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком-то и таком-то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так-то и так-то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставив Москву. (Л.Т)
- Сложноподчиненное предложение
- Сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью
- Сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью
- В предложении одна грамматически независимая (главная) часть
- В предложении две грамматически независимые (главные) части
- В предложении 7 придаточных
- В предложении 8 придаточных
- В предложении представлен один вид подчинения придаточных
- В предложении представлены последовательное и однородное подчинение придаточных
- В предложении представлены последовательное, однородное и параллельное подчинение придаточных
Данное задание способствует аналитически подходить к изученному материалу, отбирать нужную учебную информацию для выбора правильного ответа, чтобы решить определенную языковую задачу.
В 8 классе провожу элективный курс «Уроки словесности», цель которого – научить ребенка чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом. Навыки лингвистического анализа литературных произведений, приобретенные на занятиях курса, совершенствуются на уроках спецкурса «Практическая стилистика», где учащиеся постигают сокровенные тайны великого русского языка, узнают, как из самых обычных слов, состоящих из звуков, рождаются строки, изучают средства выразительности, учатся говорить не только правильно, но и выразительно, образно. К основным результатам работы можно отнести следующие:
- Так случилось, что в школе сложилась «филологическая семья», в которой каждый готов помочь друг другу и в интерпретации прозы, и в анализе стихотворений, и в разборе сложнейших вопросов литературоведения.
- Мои ученики успешно обучаются на филологических факультетах высших учебных заведений Перми, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга.
- Получить филологическое образование желают и сегодняшние выпускницы.
- Хотелось бы, чтобы детей, занимающихся русским языком с душой, с интересом, было с каждым годом все больше и больше.
- Уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по русскому языку показывают результаты ЕГЭ, ГИА, конкурсы, олимпиады (прил.к статье).
Приложение к статье
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов
2010-2011 учебный год
Русский язык
Кориков Никита – 100 б. Токарев Юрий – 78 б.
Сыпачева Юлия – 100 б. Соснина Елизавета – 78 б.
Юдина Яна – 100 б. Попова Юлия – 78 б.
Козлова Анна – 78 б. Петрова Светлана – 78 б.
класс |
всего |
На 4 и 5 |
% на 4 и 5 |
На 2 |
% выполн |
80-100 б |
Средн балл |
Средн оценка |
учитель |
9б (угл) |
26 |
25 |
96,2 |
0 |
100 |
3 |
71,8 |
4,5 |
Батракова Л.И. |
Итого по СОШ 8 |
49 |
41 |
83,7 |
1 |
98 |
3 |
65,3 |
4,1 |
|
По району |
|
|
|
|
|
48,9 |
3,7 |
|
|
По краю |
|
|
|
|
|
59,0 |
|
|
Олимпиада по литературе 2010-11 уч.год
Фомина Мария – I место (7 класс)
Сыпачева Юлия – I место (9 класс)
Попкова Екатерина – I место (11 класс)
Олимпиада по русскому языку 2010-11 уч.год
Сыпачева Юлия – I место (9 класс)
Попкова Екатерина – II место (11 класс)
Конкурс научно-исследовательских работ по литературе 2010-11 уч.год
Брюханова Мария (11 класс) – I место (район)
Диплом II степени (край)
Фомина Мария (7 класс) – II место (район)