Э.В. Андреева (Пермь)
Одаренные дети (вундеркинды) – дети, уровень способностей которых значительно выше способностей других детей своего возраста. Известно, что вундеркинды проявляют свои способности уже в раннем возрасте, испытывая непреодолимую тягу либо ко всем сферам интеллектуальной деятельности: математике, физике, биологии и т.п. (общая одаренность), либо к одной из них (специальная одаренность).
На рубеже веков в нашем обществе возник повышенный интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Сегодня существует общероссийское общественное движение «Одаренные дети – будущее России», президентская программа «Одаренные дети» в рамках федеральной целевой программы «Дети России» и др.
Большую роль в раскрытии потенциальных талантов и способностей играют условия, в которых живет и воспитывается ребенок. Трудно преувеличить значение семейного воспитания будущих талантов, но не менее значимой является школьная среда, в которую попадает растущий человек.
В истории массового обучения можно выделить несколько типов школ, которые существовали последние несколько сотен лет: это школа учебы, школа труда, свободная школа и школа самореализации. Самое широкое распространение имеет и по сей день школа учебы, которая существует со времен Яна Амоса Коменского. Когда-то прогрессивная, сегодня она вряд ли способствует максимальному расцвету внутренних сил ребенка, его дарований. Эта школа нацелена на воспитание человека, удобного и полезного государству. Она встроена в государство и выполняет его заказ, там царит авторитаризм, а определяющую роль играет не генетическая программа человека, а всемогущие среда и воспитание.
Наиболее благоприятные условия для раскрытия потенциала детей создаются в школе самореализации, где главной целью является сам ребенок, ребенок сам по себе, ребенок как цель. Не подгонка его под модель «Каким он должен быть», а такая позиция педагога, которая позволяет относиться к ребенку как к человеку, который сам знает, чего он хочет. При таком подходе отношения взрослого и ребенка – это взаимодействие двух субъектов, когда взрослый говорит про себя: «Я расту рядом с растущим человеком»
Ярким примером школы самореализации является школа М.П. Щетинина, названная в 1998 году комиссией ЮНЕСКО лучшей в мире. Эту школу называют инновационной, экспериментальной, авторской. Это действительно авторская школа, поскольку у нее есть автор – заслуженный учитель РФ, член РАО Михаил Петрович Щетинин. Авторская школа потому и авторская, что она сильно отличается от традиционной, основанной на привычной нам классно-урочной системе. Здесь нет ни классов, ни уроков. Здесь нет привычного разделения на учителей и учащихся. Здесь ученик получает знания не «про запас», а для того, чтобы тут же передать их другим. Поэтому каждый ученик является одновременно и учителем. В школе подвергаются коренному пересмотру общепринятые стереотипы традиционной педагогики о том, что знания могут быть доступны ученику лишь при достижении им определенного возраста. Те знания, которые в обычной школе ученик получает в 16-17 лет, в школе Щетинина доступны для 11-12 летних детей.
Это образовательное учреждение с оригинальной системой обучения и воспитания, где дети изучают программу 10-летней школы за 1 год, учат одновременно 3 иностранных языка, умеют петь, танцевать, рисовать, обучаются 10-15 рабочим специальностям и получают по 2-3 высших образования к 16 годам.
Такая система обучения не нуждается в выборе определенной стратегии работы с одаренными детьми – ускорения, углубления, проблематизации. Она априори решает все эти задачи разом, поскольку все эти стратегии, по сути, есть не что иное, как уловки, которые помогают обойти рутинную, закостеневшую систему обучения, скованную «по рукам и ногам» государственным стандартом и рассчитанную вовсе не на максимальное развитие талантов и способностей ребенка, а на подготовку к ЕГЭ, его натаскивание и дрессуру.