Ю.С. Агашева (Ульяновск)
Поиск эффективных стратегий предупреждения и преодоления саморазрушающего поведения среди подростков является важным компонентом профессиональной деятельности большого круга специалистов, в том числе педагогов, социальных и медицинских работников. Своевременное предупреждение таких форм саморазрушающего поведения как наркомания, рискованное половое поведение и других болезненных и рискованных форм поведения среди молодежи в наше время является решающим фактором в остановке эпидемии социальных болезней, которая является причиной преждевременной смертности и нездоровья многих граждан нашей страны. В настоящей статье дан обзор существующих профилактических стратегий, изучены свидетельства их эффективности, выявлены наиболее результативные превентивные стратегии.
На протяжении тридцати лет развития превентологии центр внимания профилактических программ перемещался от 1) информационной модели к 2) аффективным подходам, а затем – к 3) социальным навыкам и коррекции убеждений и установок [5; c. 116]. В зарубежной практике с 1960-х годов, программы просвещения по вопросам наркотиков и других видов девиантного поведения были направлены на обеспечение участников информацией о негативных последствиях саморазрушающего поведения. Эти программы часто содержали возбуждающие страх сообщения о физических и социальных последствиях такого поведения. В 1970-х годах исследователи в области профилактики начали ссылаться на внутреличностное и межличностные факторы, влияющие на детей и подростков. Корреляционные исследования выявили взаимосвязь между употреблением наркотиков и установками, взглядами, убеждениями, ценностями, так же как и другими личностными факторами, такими как самооценка и уверенность в себе. Подход к профилактике, построенный на данных исследованиях, был назван аффективным (эмоциональным) обучением. Вместо того чтобы сосредоточиться на деструктивном поведении, аффективное обучение было сфокусировано на факторах, связанных с использованием наркотиков, пытаясь ликвидировать причины их употребления путём создания воспитательной среды, поддерживающей эмоциональные потребности подростка, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, развитие рефлексии, формирование способности принимать ответственные решения, повышение самооценки, осознание значимых ценностей. Методы обучения в рамках данных программ включают в себя: 1) Выявление ценностей; 2) Анализ последствий поведенческих выборов 3) выявление альтернативных форм поведения в соответствии с собственными ценностями и убеждениями в отношении наркотиков и других форм саморазрушающего поведения [1; c.3].
Другие подходы к профилактике, ставшие известными в 1970-х годах, были сфокусированы на поведенческой альтернативе. Сторонники данного подхода предполагали, что значимая деятельность, альтернативная наркотизации и алкоголизации, способствует уменьшению распространения случаев развития зависимости от наркотиков и алкоголя. Сформировав позитивную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целесообразной активности. Некоторые из этих программ стремились вовлечь молодёжь в общественные движения, в то время как другие программы обеспечивали альтернативные возможности для отдыха, социализации и неформального обучения. [Там же, с.6] Сирота Н.А. и Ялтонский В.М. выделяют четыре варианта программ, которые основываются на модели поведенческой альтернативы употреблению наркотиков: 1) предложение специфической, позитивной активности (например, путешествия с приключениями), которая вызывает сильные эмоции и предполагает преодоление различного рода препятствий; 2) комбинация специфических личностных потребностей со специфической, позитивной активностью; 3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности; 4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. В развитии альтернативной потреблению наркотиков деятельности значительную роль играют молодежные, творческие, спортивные и другие общественные организации, так как физическая, творческая и развлекательная активность несет в себе профилактический компонент. Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска употребления наркотических средств и других форм отклоняющегося поведения. [7, c.12]
По мнению Bell C.S. и Battjes R.J., наиболее значительный прорыв по отношению к профилактике впервые произошёл в сфере исследования подросткового курения в конце 70х годов. Эванс и его коллеги из университета Хьюстон описали стратегию противодействия негативным социальным влияниям [1; c.6]. Центральным элементом профилактического подхода, разработанного Эвансом, было участие студентов в просмотре фильмов, изображающих действие различных видов социального влияния на курение подростков. Подход социального влияния подчеркивает важность социальных и психологических факторов в развитии зависимости. По мнению разработчиков данного подхода, начало курения табака, употребления алкоголя и наркотиков провоцируется как средствами массовой информации, так и сверстниками, употребляющими наркотики и являющимися своеобразной ролевой моделью для детей и подростков, не употребляющих наркотики. В качестве профилактической меры авторы подхода предлагают проводить «психологическую прививку», позволяющую молодежи осознать социальное давление, способствующее началу употребления, исправить неточные представления о касающихся потребления социальных нормах. Под «психологической прививкой» понимается обучение молодежи умению противостоять давлению сверстников и средств массовой информации, способствующих началу употребления наркотиков. Разработанные в рамках этого подхода профилактические программы основываются на определении структуры сети социального влияния и состоят из следующих компонентов: 1) тренинг устойчивости к социальному давлению; 2) «прививки» против воздействия средств массовой информации; 3) информация о влиянии родителей и других взрослых; 4) коррекция нормативных ожиданий. Программы такого рода включают в себя различные компоненты, однако, не существует единой, стройной системы социального влияния, исчерпывающим образом раскрывающей механизмы, приводящие к употреблению наркотиков. Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или отодвигая начало употребления наркотиков. Исследователями отмечается успешное влияние указанного подхода на прекращение многими подростками курения, предотвращение либо оттягивание начала алкоголизации, подчеркивается важная роль формирования системы позитивных лидеров-сверстников [2; c.8]. Исследование Pentz и соавт. показало, что долговременные программы, направленные на противостояние негативному социальному влиянию, имеют положительный результат. Эти программы обычно начинаются в начальной и средней школе и заканчиваются в старших классахи используют следующие стратегии: 1) содействие сверстников, лидеров общественного мнения в осуществлении профилактики; 2) активное социальное обучение, включающее ролевые игры, поведенческие тренинги, групповые дискуссии; 3) привлечение родителей к профилактическим занятиям посредством выполнения участниками домашних заданий и других видов деятельности [4].
Этиологические исследования, направленные на выявление и понимание предпосылок девиантного поведения способствовали значительному вкладу в развитие нового поколения подходов к профилактике, которые были основаны на обучении социальным навыкам. Это обусловлено опорой на результаты исследований, которые свидетельствуют о взаимосвязи дефицита социальных навыков у детей с девиантным поведением [8; c.67]. В отличие от термина «социальная прививка», который используется в тех случаях, когда профилактическая стратегия направлена на обучение навыкам противостояния социальному давлению, термин «тренинг социальных навыков» обычно понимается как метод профилактики, направленный на повышение общих и социальных компетенций личности [1; c.6]. Социальные навыки представляют собой широкий круг навыков, которые стоит развить подрастающей личности с целью эффективного функционирования во взрослой жизни. В настоящее время такие программы широко распространены в США, странах Западной Европы и России.
Вместе с тем, в настоящее время, очень плодотворно развивается когнитивно–поведенческое направление. Его суть сводиться к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктуирования – «атаки» на иррациональные убеждения, формирования способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек [8, c.68].
Современные превентивные программы, как правило, стремятся быть всеохватывающими, обращаясь к устранению большего количества факторов риска, и включают в себя не только работу, направленную на преодоление деструктивных форм поведения, но и ставят перед собой общие задачи развития ребенка, его психического здоровья, нравственного воспитания и общего позитивного развития личности. Программы позитивного развития молодёжи направлены на достижение следующих целей: 1) обеспечение сотрудничества и объединения учащихся; 2) обеспечение устойчивости личности; 3) формирование социальной, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, моральной компетенции; 4) самоопределение личности; 5) воспитание нравственности; 6) обеспечение самоэффективности; 7) обеспечение четкой и позитивной идентичности; 8) формирование позитивного образа будущего; 9) обеспечение признания за созидающее поведение; 10) предоставление возможности для участия просоциальной активности; 11) содействие формированию просоциальных ценностей. Действия на основе данных программ рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате усиления ресурсов личности [3; c.102].
Систематический обзор литературы по данной проблеме, соединённый с данными собственных исследований [6] позволяет определить двенадцать превентивных стратегий, для каждой из которых существует опытное подтверждение эффективности.
Факторы риска |
↔ |
Защитные факторы |
Социальные компетенции 1. Обучение навыкам отказа 2. Обучение навыкам преодоления негативного влияния 3. обучение навыкам принятия решений и преодоления проблем 4. Обучение навыкам построения целей 5. Обучение социальным навыкам Информация/знания 6. Обучение негативным социальным, юридическим, физическим последствиям употребления алкоголя, табака и др. наркотиков Развитие личности 7. Повышение самооценки 8. Обеспечение понимания и разделения своих чувств 9. Обеспечение идентификации и ценностное отношение к своим талантам и способностям
Позитивные ценности 10. обесценивание употребления алкоголя, табака и других наркотиков, утверждение ценностей свободы от химической зависимости. 11. Развитие просоциальных ценностей 12. Развитие стремления к самосовершенствованию |
Таким образом, на основании обзора исследований, а также собственного практического опыта был сделан вывод о необходимости интегративного подхода к профилактике, с опорой на эффективные стратегии предупреждения саморазрушающего поведения. В частности, эти идеи были реализованы нами при разработке, апробации и внедрении Комплексной модульной программы профилактики саморазрушающего поведения подростков, в которой органически сочетаются все приведённые выше стратегии.
Список литературы:
- Bell C.S., Battjes R.J. Overview of Drug Abuse Prevention Research//Prevention Research: Deterring Drug Abuse Among Children and Adolescents. 1987. №63. P. 3-6.
- Botvin G.J., Wills T.A. Personal and Social Skills Training: Cognitive-Behavioral Approaches to Substance Abuse Prevention//Prevention Research: Deterring Drug Abuse Among Children and Adolescents. 1987. №63. P. 8-49.
- Catalano R.F., Berglund M.L., Ryan A.M., Lonczak H.S., Hawkins J.D. Positive Youth Development in the United States: Research Findings on Evaluations of PositiveYouth Development //Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2004. Vol. 591. P. 98-124
- Pentz M.A., MacKinnon D.P., Flay B.R., Hansen W.B., Johnson C.A., Dwyer J.H. A multicommunity trial for primary prevention of adolescent drug abuse // Journal of the American Medical Association. 1989. № 261(22). P.3259-3266.
- Flay B.R, Collins L.M. Historical Review of School-Based Randomized Trials for Evaluating Problem Behavior Prevention Programs // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2005. Vol. 599. P. 115-146
- Агашева Ю.С. Основные подходы к пониманию причин саморазрушающего поведения подростков //Междисциплинарность научного поиска в области гуманитарных исследований/Материалы Международной конференции с элементами научной школы для молодёжи. – Ульяновск: УлГПУ, 2010. – C. 136-139.
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. – М.: Радуга, 2004. – 192 с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.