Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Подготовка будущих социальных педагогов к формированию социальной компетентности подростков «группы риска»

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Е.О. Федотова (Пермь)

Профессиональная деятельность социального педагога направлена главным образом на работу с детьми и подростками, испытывающими трудности в социализации. Она ориентирована на побуждение человека к социальной инициативе, на стимулирование и поддержку социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и самой себя, к принятию ответственных решений, помогающих выйти из сложных жизненных ситуаций, то есть личности, обладающей социальной компетентностью.

Объектом профессиональной деятельности социального педагога являются подростки, подвергающиеся в процессе жизнедеятельности различным рискам: во-первых, риску нарушения здоровья (подростки, часто болеющие, прежде всего по причине отсутствия здорового образа жизни, дети – инвалиды); во-вторых, социальному риску, приводящему к нарушению социального статуса ребенка, социальных связей, взаимодействия с окружающими людьми (подростки, испытывающего трудности в общении; дети-сироты; беспризорные и безнадзорные дети); в-третьих, риску отсутствия необходимого в соответствии с возрастом уровня образования (подростки, испытывающие определенные трудности в учении; педагогически запущенные подростки). Кроме того, отнесение подростков к «группе риска» может быть определено их возрастными особенностями, нередко провоцирующими при определенных условиях появление у них отклоняющегося поведения. В этом случае, являясь определенной угрозой для общества, риску подвергаются как окружающие, так и сами подростки.

Особенности подростков «группы риска» (сниженная или нестабильная самооценка; неразвитость коммуникативных способностей и неумение устанавливать стабильные отношения с окружающими; неуверенность в себе; несформированность ценностных ориентаций; отсутствие или недостаточность позитивного социального опыта; конфликтность и т.д.) приводят к нарушению социализации и служат основанием для формирования у подростков «группы риска» социальной компетентности, представляющей собой интегративное качество личности, объединяющее соответствующие социальные знания, умения, навыки, мотивы их приобретения, качества личности, необходимые для самореализации в социуме.

Социальная компетентность подростков «группы риска» включает следующие компоненты: 1) когнитивный (знания своих прав и обязанностей, соответствующих возрасту социальных ролей, способов продуктивного взаимодействия и разрешения конфликтов, собственных личностных особенностей); 2) поведенческий(умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия, навыки организации своего поведения и эмоциональной саморегуляции, учебные и трудовые умения и навыки, умения и навыки организации и проведения досуга в социально одобряемой форме); 3) мотивационно-ценностный (мотивация достижения успеха в учебной, трудовой, культурно-досуговой деятельности; мотив самоутверждения, способствующий овладению стратегиями преодоления трудностей; позитивное отношение к себе и окружающим, понимание ценности человека и человеческой жизни, ценностную устойчивость и гибкость; наличие позитивных жизненных планов и знание способов их реализации); 4) личностный (адекватная самооценка, ответственность, уверенность в себе, инициативу, креативность и толерантность).

Сформированность названных компонентов социальной компетентности способствует проявлению готовности подростков к их актуализации в различных ситуациях жизнедеятельности, в том числе и трудных.

Эффективность формирования социальной компетентности подростков в образовательном учреждении обеспечивается реализацией взаимосвязанных стратегий: развивающей и формирующей. Развивающая стратегия предполагает создание условий, стимулирующих развитие базовых составляющих социальной компетентности, стремление подростка к самореализации в социуме социально-позитивными методами, и реализуется через организацию образовательной среды учреждения.Формирующая стратегия заключается в помощи подросткам в обретении «социальной умелости»; осуществляется через реализацию специальных программ по формированию базовых составляющих социальной компетентности с учетом возрастных особенностей (Н.В. Калина, 2006).

Социально-педагогическая деятельность, ориентированная на формирование социальной компетентности у подростков «группы риска», помимо традиционно осуществляемых профилактических и коррекционно-реабилитационных мер предусматривает также непосредственную индивидуальную или групповую помощь в решении возникающих проблем; реализацию педагогической поддержки социального развития; организацию социально-педагогического сопровождения социализации подростков.

Специфика содержания профессиональной деятельности социальных педагогов определяет особенности их профессиональной подготовки в вузе. Результатом профессиональной подготовки при этом выступает готовность будущих социальных педагогов к работе с подростками «группы риска», включая и формирование у них социальной компетентности.

С точки зрения функционально-личностного подхода, готовность будущего социального педагога к формированию у подростков «группы риска» социальной компетентности представляет собой интегративное личностное образование, формирующееся на разных уровнях осознанности, имеющее устойчивый компонентный состав и характеризующееся длительностью формирования.

Готовность социального педагога к работе с подростками «группы риска» включает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: ценностно-личностный (установка на работу с подростками «группы риска», система необходимых личностных качеств); когнитивный (знания об особенностях подростков «группы риска»; о сущности, структуре, возрастных аспектах социальной компетентности; характере, содержании и методах социально-педагогической деятельности по формированию у подростков «группы риска» социальной компетентности); деятельностный (развитые диагностические, прогностические, проектировочные, организаторские, коммуникативные умения, обеспечивающие формирование у подростков «группы риска» социальной компетентности).

Формированию у будущих специалистов готовности к работе с подростками «группы риска» способствуют внешние педагогические условия: реализация личностно-ориентированного подхода к организации процесса обучения; активное включение социально-педагогического контекста на всех этапах подготовки; моделирование педагогической практики в рамках профессиональной образовательной программы подготовки социальных педагогов; проектирование на занятиях различных моделей профессиональной деятельности с несовершеннолетними. Необходимым внутренним условием является развитие профессионального самосознания (осознание студентом себя субъектом профессиональной деятельности, осознание ее значимости и наличие установки на работу с подростками).

Формирование готовности представляет собой длительный во времени и управляемый процесс последовательно сменяющихся этапов(установочный, теоретический, практический). Каждый этап представляет собой отрезок образовательного процесса в вузе, характеризующийся логической завершенностью, ясными целевыми установками, четким предметным содержанием, конкретным организационно-методическим обеспечением и системой контрольно-оценочных процедур.

На установочном этапе (1-2 курс), направленном, главным образом, на формирование ценностно-личностного компонента готовности (установки на работу с детьми «группы риска», профессионально значимых личностных качеств), студенты овладевают общими представлениями о гуманистически ориентированной социально-педагогической деятельности, личности социального педагога.

Теоретический этап (2-4 курсы) предполагает становление системы психолого-педагогических знаний о сущности социально-педагогической деятельности, направленной на формирование социальной компетентности у подростков «группы риска». На этом этапе преобладает когнитивный компонент готовности. Однако продолжается и развитие важных для социально-педагогической деятельности качеств, а также достаточно интенсивно осуществляется приобретение профессиональных умений.

Практический этап (4-5 курс) способствует становлению деятельностного компонента готовности и направлен на приобретение самостоятельного опыта организации и проведения социально-педагогической деятельности с подростками «группы риска»: знания и умения самостоятельно апробируются на практике; у студентов формируется субъектное отношение к приобретенным знаниям.

Педагогическим результатом формирования у студентов готовности к работе с подростками «группы риска» на установочном этапе выступает ориентация будущего социального педагога в профессиональной деятельности на оказание помощи и поддержки детям и подросткам, испытывающим трудности в процессе социализации; на теоретическом этапе – приобретение студентом необходимых знаний об объекте, сущности и технологиях социально-педагогической деятельности, направленной на формирование социальной компетентности у подростков «группы риска»; на практическом этапе – сформированная система профессионально-значимых личностных качеств, овладение соответствующими технологическими приемами, позволяющими успешно работать с названной категорией несовершеннолетних.

Как показала практика, выделение этапов формирования готовности к работе с подростками «группы риска» и соотнесение их с годами обучения достаточно условно. На каждом курсе студенты осваивают необходимые для такой деятельности знания, приобретают профессиональные умения, происходит формирование и развитие личностных качеств, установок, ценностных ориентаций.

Формированию готовности будущих специалистов к работе с подростками «группы риска» способствует все содержание профессиональной подготовки социальных педагогов, предусматривающей  как углубление содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана (действующего стандарта ВПО) в аспекте подростковых проблем и особенностей социально-педагогической деятельности с данной категорией, так и дополнение учебного плана специальными курсами и профессионально ориентированными видами деятельности студентов (за счет регионального компонента стандарта ВПО), обеспечивающими  эффективную подготовку будущих специалистов к работе с различными категориями несовершеннолетних.

Логика формирования готовности к профессиональной деятельности с подростками «группы риска» сохраняется при изучении различных дисциплин. Так, при освоении студентами курса «Социальная педагогика» (2 курс) особое внимание уделяется формированию ответственного отношения к изучению дисциплины, развитию профессионального самосознания, осознанию творческого характера социально-педагогической деятельности. В связи с этим используются разнообразные приемы: лекции включают проблемные вопросы, элементы дискуссии, обращение к личному педагогическому и житейскому опыту студентов; на семинарах осуществляется анализ конкретных ситуаций различного типа и уровня сложности, защита презентаций, предъявление различных точек зрения на то или иное социально-педагогическое явление; при выполнении самостоятельной работы студентам предоставляется возможность выбора содержания изучаемого материала, форм работы и отчетности; средством организации самостоятельной работы студентов выступает предметный портфолио.

В соответствии с формированием готовности к работе с подростками «группы риска» в аспекте формирования у них социальной компетентности в содержание дисциплины внесены некоторые изменения. Именно при изучении дисциплины «Социальной педагогики» студенты получают первое представление о детях и подростках «группы риска», о социальной компетентности и ее значении для успешной социализации несовершеннолетних. В частности при освоении раздела «Теория социального воспитания и обучения» студенты знакомятся с проблемами социально-педагогической виктимологии, приобретают знания об особенностях детей и подростков «группы риска»; о девиантном поведении как социальном отклонении от нормы. В разделе «Методика социального воспитания и обучения» социальное воспитание рассматривается как создание условий для формирования социальной компетентности личности, в связи с этим вводится понятие социальной компетентности несовершеннолетних и предлагаются основные способы ее формирование в воспитательной организации.

Одновременно студенты овладевают профессиональными умениями, необходимыми для формирования социальной компетентности подростков. При выполнении лабораторных работ проводится диагностика социально-педагогических проблем развития несовершеннолетних, изучение особенностей социализации подростков, социализированности детей разного возраста: студенты выбирают объект изучения и обосновывают свой выбор, подбирают диагностические методики, разрабатывают анкеты, определяют критерии и показатели социализированности, проводят диагностику, обрабатывают результаты, оформляют отчет по проделанной работе. Проектировочные умения формируются в рамках практических занятий, предполагающих моделирование целостных фрагментов профессиональной деятельности, анализ программ социально-педагогического сопровождения социального развития ребенка, разработку программ социального обучения, направленных на решение конкретных социальных проблем ребенка.

В дальнейшем в рамках спецкурса «Основы формирования социальной компетентности несовершеннолетних» (4 курс) происходит углубление знаний о сущности, структуре и содержании социальной компетентности, возрастных аспектах ее проявления, способах и технологиях формирования в соответствии с предложенными стратегиями. Совершенствование названных умений осуществляется при выполнении практических заданий (диагностика уровня сформированности социальной компетентности школьника, разработка презентации технологии формирования социальной компетентности).

Показателем значимости проблемы формирования социальной компетентности у подростков «группы риска», заинтересованности студентов в ее решении выступает, по нашему мнению, значительное количество выпускных квалификационных работ, посвященных данному вопросу.