Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Формирование основ режиссерского мастерства менеджера рекреации при работе с подростками и молодежью

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

З.С. Тинькова (Орёл)

Для подросткового и раннего юношеского возраста характерны стремление к философским обобщениям, внутренняя противоречивость психики, оппозиционная готовность, немотивированное колебание настроения, поиск себя и сферы реализации своих возможностей и др. Острое желание утвердиться в мире взрослых вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и личного опыта. Это усугубляет возрастающее противоречие между постоянно растущими потребностями и неравными возможностями их удовлетворения. Как правило, неудовлетворенность желаний и потребностей становится источником внутреннего напряжения молодых людей, которые часто стараются найти наиболее легкие пути решения собственных проблем, в том числе и уход от реальности с помощью пристрастия к спиртному, наркотикам и т. п.

Вовлечение молодых людей в занятия физическими упражнениями и проведение их в яркой, красочной форме: спортивные праздники, различные мероприятия рекреационной направленности являются одним из важнейших средств и методов профилактики аддиктивного поведения. Физическая рекреация пользуется симпатией у людей разного возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности благодаря использованию традиционных для физической культуры основных, фоновых, вспомогательных средств (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта). В  физической рекреации выделяются многочисленные признаки, способствующие помочь человеку стать тем, кем он может стать; сохранить его здоровье, создать человека «здорового во всех отношениях». Физическая рекреация осуществляется в свободное или специально выделенное время на добровольных, самодеятельных началах и включает культурно-ценностные аспекты; содержит интеллектуальные, эмоциональные  физические, просветительные и воспитательные компоненты, носит часто развлекательный (гедонистический) характер; осуществляется преимущественно в естественных условиях; имеет определенную научно-методическую базу.

Учитывая такое разнообразие задач, решаемых с помощью физической рекреации, деятельность менеджеров сферы рекреации и туризма предусматривает расширение круга их обязанностей в сфере создания рекреационного продукта, при ведении переговоров, обслуживании туристов, что предполагает умение договариваться с людьми, осуществлять поиск информации и планировать свою деятельность на уровне современных требований. Профессионализм менеджера все в большей мере определяется не только его практическим опытом, но и индивидуально-психологическими особенностями, от которых зависят профессионально важные качества.

Коммуникативность, организаторские способности, ответственность, настойчивость, гибкость в принятии решений – вот далеко не весь перечень качеств личности, которыми должен обладать менеджер в сфере рекреации и туризма.

К особенностям деятельности менеджеров по туризму относятся и умение учитывать характер потенциально возможных потребителей их услуг, управлять собой, видеть перспективы развития своего коллектива, высокая способность к инновациям, знание современных методов управления, умение контролировать работу персонала фирмы.  В связи с этим организация их профессиональной подготовки требует создания и благоприятной образовательной среды, которая предусматривала бы определенную последовательность этой подготовки – оценку психологических особенностей данного специалиста, комплекса квалификационных требований на основе стандартизованных психологических тестов, периодических тренингов делового общения, применение разного рода психодиагностик и т.д.

Одним из основополагающих факторов развития профессиональной компетенции менеджера рекреации и туризма является изучение основ режиссерского мастерства. Наиважнейшим квалификационным параметром тут выступает творческая компонента труда менеджера рекреации. Это специалист, сочетающий в себе ряд личных и профессиональных качеств, позволяющих создать оригинальную, самобытную, эстетически привлекательную, технологически эффективную продукцию.

Анализ результатов педагогического труда показал, что отличные результаты студентов в теории не являются показателем эффективности на работе, так как на практике многие студенты теряются, боятся проявлять себя в качестве лидера, организатора. Огромный поток теоретических знаний порой не дает хороших результатов. На второй план уходит развитие личностных качеств студента, препятствуя его творчеству и развитию профессиональных качеств.

Так предложение о самостоятельной организации спортивного праздника для детей старших классов сделало для студентов задачу невыполнимой, обреченной на провал в связи с зажатостью, закомплексованностью, неуверенностью в себе, боязни нести ответственность при неудаче, страхом перед публичными выступлениями.

Очень часто успех деятельности зависит от умения общаться и создавать благоприятную теплую обстановку с окружающими. Для этого необходимо сочетать в себе особенности режиссера, педагога, философа, психолога, специалиста по риторике, рекламе и т.д. Часть людей интуитивно улавливают коньюктуру рынка и умело сочетают в себе вышеперечисленные качества. Но обладать совокупностью качеств и умело создавать атмосферу доверительного общения удается не каждому, поэтому так остро стоит задача о воспитании вышеперечисленных качеств у будущих менеджеров рекреации и туризма. На наш взгляд это связано с тем, что режиссерскому аспекту, проявляемому в творческой организации компонентов процесса, в подготовке будущих менеджеров рекреации и туризма уделяется недостаточное внимание. В результате этого возможна остановка в профессиональном развитии, что приведет к снижению рейтинга специалиста на рынке труда и торможению его карьерного роста.

В связи с выше изложенным, основной задачей исследования явилось изучение сформированности личностных и профессиональных качеств студентов и их проявления в практических занятиях с включением элементов актерского и режиссерского мастерства. Оценка качеств осуществлялась на основе специально разработанной методики педагогического наблюдения.

Менеджер рекреации и туризма, выступая в роли режиссера, должен уметь проработать алгоритм любого мероприятия. Алгоритм действий по организации мероприятия рекреационной направленности включает драматургический замысел будущей постановки, разработку режиссерской постановочной концепции, проведение необходимого количества репетиций с исполнительским составом, разработку и реализацию действенного плана по вовлечению туристов и отдыхающих в осуществление задуманной программы. Но, в первую очередь, он должен хорошо знать особенности своего поведения на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцепция) и состоянии движения органов (кинестезия) при выполнении двигательных заданий и способах их речевого изложения для других.

В процессе выполнения двигательных заданий формируется схема тела как субъективный образ взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве, которая простирается дальше физических границ тела и является эталоном для сравнения поступающей информации с тем, что должно быть, и тем самым облегчать организацию движений. У эффективного менеджера должен быть сформирован адекватный его общественному и деятельному способу существования образ самого себя. На основе двигательных характеристик образа самого себя в сложном процессе развития формируется феноменальное «Я», обладающее функциями формирования самосознания в профессиональной деятельности субъекта.

Результаты обследования студентов показали, что они чаще всего осознают лишь самые общие аспекты внешних проявлений своего поведения и поведения предполагаемых потребителей своих услуг и в большинстве случаев основанных на здравом смысле, практике использования навыков общения в повседневной жизни и работе. Анализируя свое поведение, студенты наиболее часто упоминали:

  •  положение корпуса тела – подаваясь вперед или отклоняясь назад, поворачивая корпус, тем самым усиливая и ослабляя свое влияние на других («я замечала, что когда я хвалю другого, я к каждому подаюсь, приближаюсь»);
  • жестикуляцию руками («как бы помогаю другим руками – «давай, давай, говори»);
  • тембр голоса («на группе я говорю другим голосом, чем в жизни, я бессознательно завышаю уровень тона»);
  • контакт глаз с другими
  • демонстрация заинтересованности в словах потребителей услуг.

Недостаточность развития личностных и профессиональных качеств менеджера по рекреации потребовал разработки специальной методики. Разработанная методика организации обучения реализовывалась в рамках лекций, практических упражнений и ролевых игр по предмету «Теория и методика культурно-досуговой деятельности».

В содержание первого этапа курса входило проведение тренингов на снятие зажимов, раскрепощение, отработка техники сценической речи и сценического движения, применены попытки на практике использовать основные режиссерские приемы. Основная часть тренинга была посвящена практическим психотехническим навыкам, необходимым для работы. Смысловой стержень практической части тренинга составили упражнения, направленные на развитие навыков фокусировки внимания, осознание собственных поведенческих особенностей (как вербальных, так и невербальных), а также для реализации режиссерских замыслов создание основ эмпатического слушания, включающего безоценочность восприятия, умение слушать и слышать, контакт и его сохранение в процессе общения. Особое внимание уделено различным составляющим культуры движений: походке и осанке, дыханию, а также составляющим эмпатического слушания, облегчающим реализацию режиссерского замысла:

  • зеркаленье – повторение поз собеседника, его жестов, что помогает расположить к себе, дает возможность продемонстрировать свою симпатию к нему, сократить дистанцию и уменьшить недоверие к себе;
  • подстройка под особенности речи другого и ее стиль, позволяющего продемонстрировать принадлежность к той же социальной группе, обеспечить взаимопонимание между исследователем и потребителем услуг;
  • постоянный контакт глаз, проявление заинтересованности в словах других – кивки головой, поддакивания, соответствующая мимика, что дает ему возможность раскрыться, не боясь показаться глупым или неинтересным на фоне других.

Итак, тренинг подтвердил предположение о том, что информация об аспектах поведения эффективного менеджера по рекреации представляется достаточно ценной и полезной. Проведенное исследование позволило выявить множество интересных закономерностей между использованием информации о поведении эффективного менеджера и различными характеристиками качеств, необходимых в его профессиональной деятельности. Так, отношение студента к полученной информации, степень ее осознанности и ожидания от тренинга зависит не только от опыта, но и от его психологических характеристик, базового образования и опыта работы в других сферах.

В целом, три месяца регулярной работы дали положительный результат, студенты не просто принимали участие в выполнении творческих заданий, но и проявляли инициативу, активно участвуя в тренингах, предлагали собственные пути решения поставленных задач.

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что выступая как показатель профессиональных характеристик будущего специалиста в сфере рекреации и туризма, режиссерский талант обеспечивает эффективность диагностических и регулятивных воз­можностей общения.

Список литературы:

  1. Макеева В.С. Формирование коммуникативно-деятельностных умений и качеств в профессиональной подготовке аниматоров / Восток – Россия – Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: матер. науч. симпоз. / под ред. д-ра пед. н. проф. В.С. Макеевой.-Т.2.- Орел: ОрелГТУ, 2010. – С.297-303
  2. Макеева В.С. Профессиональная подготовка аниматоров сферы туризма// Автономия личности.- №2(2).- С. 121-126.
  3. Мостовая Т.Н., Макеева В.С. Формирование мотивационного и эмоционально-ценностного компонентов невербального поведения студентов// Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. – №6 (14), ноябрь-декабрь, 2010.- С. 134-137