Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Система педагогических практик как фактор подготовки студентов к работе с детьми «группы риска»

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

С. Сулейманова (Пермь)

Педагогическая практика студентов факультета социальной педагогики предусмотрена основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика». Практика является важной частью учебного процесса, призвана обеспечивать связь теории с практикой, способствовать профессиональному и личностному самоопределению студентов в избранной сфере деятельности.

Для Программы практики студентов факультета социальной педагогики характерны: комплексность, открытость, гибкость, разнонаправленность и вариативность. Генеральная цель данной Программы состоит в создании условий для первичной профессиональной адаптации студентов, будущих социальных педагогов, к работе с детьми и подростками разных категорий в учреждениях разных организационно-правовых форм.

Педагогическая практика проводится на протяжении всех лет обучения в вузе, т.е. имеет сквозной характер.

Все виды педагогической практики представляют собой логически связанные, завершенные отрезки образовательного процесса, решающие определенные задачи, имеющие свое содержание, особые формы организации и конкретные результаты. Относительная самостоятельность, автономность, и законченность отдельных видов практики, а также своеобразие содержания и получаемых результатов позволили выделить модули педагогической практики.

В рамках каждого модуля организация практики предусматривает три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа:

1 этап – организационно-методический, основнаяцель которого состоит в методической подготовке студентов к практике,разработке и разъяснении студентам исследовательских заданий на стартовой конференции,

2 этап – основной (рабочий)включает разработку плана практики, собственную педагогическую деятельность студентов-практикантов по реализации программы практики; оказание своевременной консультативной помощи студентам, выходы на зачётные мероприятия);

3 этап – итоговый (аналитический) ‑ подготовка отчётных документов, о прохождении практики, проведение итоговой конференции, выступление на итоговой конференции, анализ подготовленных отчётных документов по практике.

Основная цель Программы практики предполагает декомпозицию реализуемых целей и задач во всех видах практики (модулях), сквозное их решение через адекватное содержание каждого вида практики (модуля), форм, организационно-педагогические условий реализации модуля, обеспечивающие адекватный результат практики.

В ходе реализации Программы практики усложняются исследовательские задания: от знакомства со спецификой учреждения и деятельности социального педагога, контингентом детей, осуществление взаимодействия, педагогически целесообразного общения с ребенком, детской группой, посещение учебных занятий и воспитательных мероприятий, проводимых специалистами, самостоятельную разработку и организацию, до изучения личных дел, личности учащегося или детской группы, составления плана работы с ребенком / детской группой.

Так, студенты первого курса, проходя педагогическую (ознакомительную) практику знакомятся с учреждениями различного типа и вида, разных организационно-правовых форм:

  • Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД ГУВД по Пермскому краю,
  • Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»,
  • Государственное казённое учреждение Пермского края «Межведомственный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»,
  • Государственное (краевое) специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа «Специальное профессиональное училище открытого типа «Уральское подворье»,
  • отделения участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних,
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
  • Государственное краевое образовательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №3» г. Перми,
  • Общеобразовательные школы,
  • Учреждения дополнительного образования детей.

Содержание практики студентов составляет:

  • изучение деятельности учреждений, где организуется социально-педагогическая деятельность; ведётся работа с детьми «группы риска», детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении,
  • изучение особенностей социально-педагогической реабилитации детей, находящихся в данных учреждениях,
  • знакомство с категориями детей, которым оказывается социально-педагогическая помощь в данных учреждениях,
  • знакомство с требованиями к оформлению документов.

Педагогическая) практика в школе (2 курс) – предусматривает изучение феномена соцально-педагогической деятельности в условиях школы, в частности – с детьми «группы риска»:

  • знакомство с категориями детей, которым оказывается социально-педагогическая помощь в данном учреждении, выявление их проблем и потребностей;
  • проведение психолого-педагогической диагностики воспитанников совместно с психологической службой учреждения;
  • изучение социально-психологического климата в детской группе;
  • подготовку и проведение комплекса воспитательных мероприятий (коллективных творческих дел) с учетом потребностей развития воспитанников;
  • изучение особенностей профилактической деятельности данного учреждения;
  • составление примерной программы социальной профилактики в отношении определенной категории детей; проведение мероприятия в рамках составленной программы;
  • изучение особенностей социально-педагогической реабилитации ребенка, находящегося в данном учреждении, и составление примерной программы социально-педагогической реабилитации конкретного ребенка.

Во время прохождения педагогической практики (в летних оздоровительных лагерях) студенты 2 курса осуществляют первичную диагностику интересов и направленности личности, систематически проводят замеры групповых эмоциональных состояний, выявляют сложившиеся межличностные отношения, определяют степень удовлетворенности детей жизнедеятельностью в отряде, проводят заключительную диагностику уровня группообразования, отслеживают результативность собственной деятельности в качестве вожатого

Более сложные исследования проводятся: студентами 3 курса. Первое задание состоит в выявлении среди своих воспитанников проблемных детей и выбор одного из них для более внимательной и целенаправленной работы с ним, диагностика его индивидуальных особенностей (используя главным образом беседу и наблюдение).

Затем на протяжении лагерной смены с этими детьми проводится индивидуальная работа с целью оказания помощи вхождения в детский коллектив.

Второе задание предусматривает выявление и подробное описание в дневнике от 3 до 5 ситуаций социально-педагогического характера, которые происходят с детьми, студентами и их коллегами во время практики. Помимо описания студенты представляют в дневнике решение этих задач. Это способствует формированию умений анализировать педагогические ситуации и решать педагогические задачи в практической деятельности.

На педагогической (социально-ориентированной, проектной) практике (3 курс). Студенты становятся руководителями проектных групп школьников. Их задача состоит в организации конструктивного взаимодействия школьников в проектной группе, создании творческой среды, способствующих разработке социально-значимых проектов.

Педагогическая (правовая) практика (4 курс) организуется в учреждениях различного типа и вида, разных организационно-правовых форм (например, ООО «Центр восстановительных технологий – Пермь», Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю, аппарат уполномоченного по правам ребенка по Пермскому краю и др.). Практика предполагает:

  • проведение не менее трёх консультаций по правовым и педагогическим вопросам для разных целевых групп, с которыми работает учреждение (дети, родители, представители других органов),
  • подготовку и проведение зачётных мероприятий по правой защите несовершеннолетних (игровые программы, конкурсы правоведов),
  • подготовку правовых информационно-справочных материалов для несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.

Выполняя задания, студенты проводят анализ конкретной ситуации и её решение. Им необходимо раскрыть одну из типичных или нетипичных ситуаций, с которой они столкнулись на практике. В описании студенты отражают:

  • разбор ситуации с правовой точки зрения; определение законодательной базы, которую необходимо использовать для разрешения ситуации;
  • рассмотрение психолого-педагогических основ этой ситуации определение ключевого противоречия проблемы;
  • создание алгоритма пошагового решения предложенной ситуации.

Педагогическая (психолого-педагогическая) практика (5 курс) включает среди прочих такие задания как:

  • составление индивидуального плана работы на период практики и программы социальной профилактики в отношении определенной категории детей; реализация отдельных разделов программы.
  • коррекция составленной ранее программы социально-педагогической реабилитации конкретного ребенка; реализация отдельных разделов программы.
  • активное участие в социально-педагогической работе с семьей.

Система педагогических практик, их содержание, предусмотренные исследовательские задания способствуют изменению позиции и роли студентов. Если на первом курсе (педагогическая (ознакомительная) практика в школе) это самоопределяющийся студент-практикант, то на втором и третьем курсах его позиция может быть определена как деятельностно-исследовательская. В ходе педагогической практики в летних оздоровительных лагеряхон – вожатый отряда, на педагогической (социально-ориентированной, проектной) практике студенты третьего курса – руководители проектных групп школьников. Это способствует накоплению опыта самостоятельной педагогической работы.

Студенты четвёртого и пятого курсов в ходе педагогической (психолого-педагогической и социально-педагогической) практики находясь в деятельной исследовательской позиции, выполняют ряд функций социального педагога.

Основным требованием при прохождении всех видов практики является ведение студентами дневника, в котором отражаются план, содержание работы, ход и итоги выполнения исследовательских заданий, а также собственные впечатления и размышления практиканта о профессиональной деятельности.

Кроме того, студенты готовят аналитический отчёт, материалы из опыта работы учреждения и социального педагога, сценарии, сценарные планы проведённых творческих дел и воспитательных мероприятий, заполненный зачётный лист.

Проведённый анализ организации и результатов всех видов практики, а также отчётных документов, подготовленных студентами, позволяет сделать вывод, что студенты, проходя практику, имеют возможность: погружения в деятельность учреждений разных организационно-правовых форм; изучения содержания и специфики социально-педагогической деятельности учреждений; применения полученных знаний и умений в самостоятельной педагогической деятельности; организации работы с различными категориями детей, в том числе с детьми, оказавшими в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

Таким образом, разнообразие видов педагогических практик, их усложняющееся содержание и исследовательские задания, изменение позиции и роли студентов, возможность и необходимость работы с различными категориями детей способствуют подготовке будущих социальных педагогов к работе с детьми «группы риска».