С. Сулейманова (Пермь)
Педагогическая практика студентов факультета социальной педагогики предусмотрена основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика». Практика является важной частью учебного процесса, призвана обеспечивать связь теории с практикой, способствовать профессиональному и личностному самоопределению студентов в избранной сфере деятельности.
Для Программы практики студентов факультета социальной педагогики характерны: комплексность, открытость, гибкость, разнонаправленность и вариативность. Генеральная цель данной Программы состоит в создании условий для первичной профессиональной адаптации студентов, будущих социальных педагогов, к работе с детьми и подростками разных категорий в учреждениях разных организационно-правовых форм.
Педагогическая практика проводится на протяжении всех лет обучения в вузе, т.е. имеет сквозной характер.
Все виды педагогической практики представляют собой логически связанные, завершенные отрезки образовательного процесса, решающие определенные задачи, имеющие свое содержание, особые формы организации и конкретные результаты. Относительная самостоятельность, автономность, и законченность отдельных видов практики, а также своеобразие содержания и получаемых результатов позволили выделить модули педагогической практики.
В рамках каждого модуля организация практики предусматривает три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа:
1 этап – организационно-методический, основнаяцель которого состоит в методической подготовке студентов к практике,разработке и разъяснении студентам исследовательских заданий на стартовой конференции,
2 этап – основной (рабочий)включает разработку плана практики, собственную педагогическую деятельность студентов-практикантов по реализации программы практики; оказание своевременной консультативной помощи студентам, выходы на зачётные мероприятия);
3 этап – итоговый (аналитический) ‑ подготовка отчётных документов, о прохождении практики, проведение итоговой конференции, выступление на итоговой конференции, анализ подготовленных отчётных документов по практике.
Основная цель Программы практики предполагает декомпозицию реализуемых целей и задач во всех видах практики (модулях), сквозное их решение через адекватное содержание каждого вида практики (модуля), форм, организационно-педагогические условий реализации модуля, обеспечивающие адекватный результат практики.
В ходе реализации Программы практики усложняются исследовательские задания: от знакомства со спецификой учреждения и деятельности социального педагога, контингентом детей, осуществление взаимодействия, педагогически целесообразного общения с ребенком, детской группой, посещение учебных занятий и воспитательных мероприятий, проводимых специалистами, самостоятельную разработку и организацию, до изучения личных дел, личности учащегося или детской группы, составления плана работы с ребенком / детской группой.
Так, студенты первого курса, проходя педагогическую (ознакомительную) практику знакомятся с учреждениями различного типа и вида, разных организационно-правовых форм:
- Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД ГУВД по Пермскому краю,
- Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»,
- Государственное казённое учреждение Пермского края «Межведомственный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»,
- Государственное (краевое) специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа «Специальное профессиональное училище открытого типа «Уральское подворье»,
- отделения участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних,
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
- Государственное краевое образовательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №3» г. Перми,
- Общеобразовательные школы,
- Учреждения дополнительного образования детей.
Содержание практики студентов составляет:
- изучение деятельности учреждений, где организуется социально-педагогическая деятельность; ведётся работа с детьми «группы риска», детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении,
- изучение особенностей социально-педагогической реабилитации детей, находящихся в данных учреждениях,
- знакомство с категориями детей, которым оказывается социально-педагогическая помощь в данных учреждениях,
- знакомство с требованиями к оформлению документов.
Педагогическая) практика в школе (2 курс) – предусматривает изучение феномена соцально-педагогической деятельности в условиях школы, в частности – с детьми «группы риска»:
- знакомство с категориями детей, которым оказывается социально-педагогическая помощь в данном учреждении, выявление их проблем и потребностей;
- проведение психолого-педагогической диагностики воспитанников совместно с психологической службой учреждения;
- изучение социально-психологического климата в детской группе;
- подготовку и проведение комплекса воспитательных мероприятий (коллективных творческих дел) с учетом потребностей развития воспитанников;
- изучение особенностей профилактической деятельности данного учреждения;
- составление примерной программы социальной профилактики в отношении определенной категории детей; проведение мероприятия в рамках составленной программы;
- изучение особенностей социально-педагогической реабилитации ребенка, находящегося в данном учреждении, и составление примерной программы социально-педагогической реабилитации конкретного ребенка.
Во время прохождения педагогической практики (в летних оздоровительных лагерях) студенты 2 курса осуществляют первичную диагностику интересов и направленности личности, систематически проводят замеры групповых эмоциональных состояний, выявляют сложившиеся межличностные отношения, определяют степень удовлетворенности детей жизнедеятельностью в отряде, проводят заключительную диагностику уровня группообразования, отслеживают результативность собственной деятельности в качестве вожатого
Более сложные исследования проводятся: студентами 3 курса. Первое задание состоит в выявлении среди своих воспитанников проблемных детей и выбор одного из них для более внимательной и целенаправленной работы с ним, диагностика его индивидуальных особенностей (используя главным образом беседу и наблюдение).
Затем на протяжении лагерной смены с этими детьми проводится индивидуальная работа с целью оказания помощи вхождения в детский коллектив.
Второе задание предусматривает выявление и подробное описание в дневнике от 3 до 5 ситуаций социально-педагогического характера, которые происходят с детьми, студентами и их коллегами во время практики. Помимо описания студенты представляют в дневнике решение этих задач. Это способствует формированию умений анализировать педагогические ситуации и решать педагогические задачи в практической деятельности.
На педагогической (социально-ориентированной, проектной) практике (3 курс). Студенты становятся руководителями проектных групп школьников. Их задача состоит в организации конструктивного взаимодействия школьников в проектной группе, создании творческой среды, способствующих разработке социально-значимых проектов.
Педагогическая (правовая) практика (4 курс) организуется в учреждениях различного типа и вида, разных организационно-правовых форм (например, ООО «Центр восстановительных технологий – Пермь», Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю, аппарат уполномоченного по правам ребенка по Пермскому краю и др.). Практика предполагает:
- проведение не менее трёх консультаций по правовым и педагогическим вопросам для разных целевых групп, с которыми работает учреждение (дети, родители, представители других органов),
- подготовку и проведение зачётных мероприятий по правой защите несовершеннолетних (игровые программы, конкурсы правоведов),
- подготовку правовых информационно-справочных материалов для несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
Выполняя задания, студенты проводят анализ конкретной ситуации и её решение. Им необходимо раскрыть одну из типичных или нетипичных ситуаций, с которой они столкнулись на практике. В описании студенты отражают:
- разбор ситуации с правовой точки зрения; определение законодательной базы, которую необходимо использовать для разрешения ситуации;
- рассмотрение психолого-педагогических основ этой ситуации определение ключевого противоречия проблемы;
- создание алгоритма пошагового решения предложенной ситуации.
Педагогическая (психолого-педагогическая) практика (5 курс) включает среди прочих такие задания как:
- составление индивидуального плана работы на период практики и программы социальной профилактики в отношении определенной категории детей; реализация отдельных разделов программы.
- коррекция составленной ранее программы социально-педагогической реабилитации конкретного ребенка; реализация отдельных разделов программы.
- активное участие в социально-педагогической работе с семьей.
Система педагогических практик, их содержание, предусмотренные исследовательские задания способствуют изменению позиции и роли студентов. Если на первом курсе (педагогическая (ознакомительная) практика в школе) это самоопределяющийся студент-практикант, то на втором и третьем курсах его позиция может быть определена как деятельностно-исследовательская. В ходе педагогической практики в летних оздоровительных лагеряхон – вожатый отряда, на педагогической (социально-ориентированной, проектной) практике студенты третьего курса – руководители проектных групп школьников. Это способствует накоплению опыта самостоятельной педагогической работы.
Студенты четвёртого и пятого курсов в ходе педагогической (психолого-педагогической и социально-педагогической) практики находясь в деятельной исследовательской позиции, выполняют ряд функций социального педагога.
Основным требованием при прохождении всех видов практики является ведение студентами дневника, в котором отражаются план, содержание работы, ход и итоги выполнения исследовательских заданий, а также собственные впечатления и размышления практиканта о профессиональной деятельности.
Кроме того, студенты готовят аналитический отчёт, материалы из опыта работы учреждения и социального педагога, сценарии, сценарные планы проведённых творческих дел и воспитательных мероприятий, заполненный зачётный лист.
Проведённый анализ организации и результатов всех видов практики, а также отчётных документов, подготовленных студентами, позволяет сделать вывод, что студенты, проходя практику, имеют возможность: погружения в деятельность учреждений разных организационно-правовых форм; изучения содержания и специфики социально-педагогической деятельности учреждений; применения полученных знаний и умений в самостоятельной педагогической деятельности; организации работы с различными категориями детей, в том числе с детьми, оказавшими в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.
Таким образом, разнообразие видов педагогических практик, их усложняющееся содержание и исследовательские задания, изменение позиции и роли студентов, возможность и необходимость работы с различными категориями детей способствуют подготовке будущих социальных педагогов к работе с детьми «группы риска».