Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Проблема готовности педагога к воспитательной работе с детьми группы риска

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.В. Маркова (Пенза)

Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания несовершеннолетних детей группы риска во многом зависит от уровня подготовленности учителей и воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания. На современном этапе в воспитательной работе учителя встречается больше трудностей, чем в организации учебной деятельности школьников группы риска. Так, в педагогической деятельности распространены трудности при постановке и решении педагогических задач, выражающиеся в следующем: учитель не умеет сбалансировать обучающие задачи с развивающими и воспитывающими, допуская упущение воспитательных задач; учитель видит каждую педагогическую задачу отдельно, как не связанную с другими; не видит отсроченного результата решения педагогических задач, вследствие чего плохо планирует учебно-воспитательный процесс.

Характерны трудности в организации педагогических воздействий, выражающиеся в следующем: неумение изучать ученика группы риска, попытки ограничиваться рассмотрением отдельных психических функций; неумение видеть ученика как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития; реагирование учителя на отдельные поступки учащихся группы риска без стремления найти их причину.

Часто наблюдаются трудности учителя в самоконтроле и самокоррекции своего труда, выражающиеся в следующем: недостаточная полнота и системность психологических знаний, недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин. Мешающих ему понять ученика или влиять на него, не умеет связать пробелы в воспитании и обучении учащихся группы риска с недостатками своей собственной работы.

Для воспитательной педагогической деятельности с несовершеннолетними детьми группы риска свойственны следующие затруднения и недостатки: учитель больше внимания обращает на внешнюю сторону поведения и дисциплину, а не на мотивы поступков; стремится навязать способы поведения в готовом виде; оценивает отдельные поступки ребенка вне контекста его общего поведения.

Многие учителя слабо владеют организацией воспитательного процесса, не проявляют инициативу, не знают возрастных и индивидуальных особенностей детей группы риска, мероприятия проводят шаблонно; в воспитательной работе предпочтение отдается массовым формам работы, отдельным направлениям и эпизодическим мероприятиям в ущерб комплексному подходу.

Педагоги часто не осознают затруднений в педагогической деятельности. Об этом с уверенностью можно говорить, имея в виду деятельность по проектированию учебного процесса, а также – установлению коммуникаций в педагогическом процессе. Так, исследования показывают, что педагогам легче строить отдельные конкретные занятия и мероприятия, чем проектировать весь процесс в целом (четко формулировать цели, выбирать содержание, средства воздействия и проверки достижения цели). В этом случае педагоги не всегда понимают целесообразность этой деятельности. То же самое касается коммуникативных умений. Большинство учителей отмечают, что они практически не испытывают затруднений в общении с детьми группы риска. Однако на практике оказывается, что учителя специально не ставят и не осознают коммуникативные задачи, используют однообразные средства взаимодействия, создающие монотонность общения; часто используют дисциплинирующие и отрицательно эмоционально окрашенные воздействия. Высшего уровня мастерства могут достичь только те педагоги, которые не испытывают затруднений в анализе своей деятельности, а также деятельности коллег и учащихся.

Реализация новых концептуальных подходов к воспитанию несовершеннолетних детей группы риска возможна при условии существенного повышения уровня педагогической культуры, профессионализма и личной ответственности педагога. В связи с этим остро встает вопрос о готовности педагога к воспитательной работе с детьми группы риска. Анализ теоретических подходов Е.П.Белозерцева, Г.А.Бокаревой, И.А.Колесниковой, В.А. Сластенина, В.В.Серикова к данному понятию позволяет выделить общие положения. Готовность к воспитательной работе с детьми группы риска это:

  • система знаний, умений и навыков по воспитанию несовершеннолетних детей группы риска;
  • мотивационно-ценностное отношение к воспитательной работе;
  • постоянное самосовершенствование необходимых личностных качеств и воспитательных умений;
  • способность самостоятельно строить методику воспитательной работы с несовершеннолетними детьми группы риска, используя новые технологии воспитания;
  • импровизация в сфере воспитания, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации;
  • рефлексия своего личностного и профессионального поведения.

Исходя из этого, в качестве основных направлений профессионального совершенствования педагогов определим:

  • систематическое изучение каждого воспитанника группы риска на всех этапах его жизни, сознание необходимости постоянного обращения к современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу понимания ребенка как существа многомерного, многопланового, универсального;
  • формирование готовности педагога воспринимать ребенка группы риска как самоценность как носителя социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющую свое личностное «Я»;
  • овладения основами практической и социальной психологии;
  • формирование постоянной потребности в научном осмыслении педагогической реальности, что требует поиска нетрадиционных воспитательных технологий, готовности принять на себя ответственность за педагогическое новаторство, стремление к новизне;
  • овладение знанием российских и международных нормативно-правовых актов по правам детей, постановлений и решений по вопросам воспитания;
  • осознание себя не только учителем-предметником, но и в первую очередь воспитателем, в этом главное профессиональное назначение педагога;
  • создание в образовательном учреждении обстановки, где было бы хорошо каждому ребенку группы риска и взрослому, для этого необходимо создавать нравственно-правовое пространство в воспитательно-образовательной деятельности;
  • владение мастерством психологического воздействия, умением организовывать коллектив воспитанников, интересную жизнедеятельность детей.

Эти качества педагог должен приобрести в процессе обучения педагогическом училище, в Вузе, институте повышения квалификации, а также путем самообразования.

Говоря о готовности к воспитательной деятельности несовершеннолетних детей группы риска, выделим основные умения педагога:

  1. Прогностические умения
    В эту группу входят умения выделять и точно формулировать конкретные воспитательные задачи в повседневной педагогической деятельности; формулировать ближние, дальние и средние цели воспитания; осуществлять текущее и перспективное планирование воспитательной работы; прогнозировать оптимальные пути развития и воспитания школьников; проектировать личность школьника и осуществлять индивидуальную программу его воспитания; прогнозировать возможные трудности и ошибки воспитания, предвидеть ту или иную ситуацию; прогнозировать результаты воспитательной работы, уровень воспитанности личности и коллектива.
  2. Организаторские умения предполагают умения осуществлять педагогическое руководство воспитательной деятельностью несовершеннолетних детей группы риска; организовывать деятельность, направленную на выполнение поставленных задач; организовывать воспитательный процесс в целом, владеть новыми технологиями воспитания; включать в активную деятельность всех детей, поощрять их творчество и инициативу; организовывать собственное поведение, творчески и рационально распределять свое время.
  3. Коммуникативные умения включают в себя умения общаться с детьми группы риска; устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, сотрудничать с внешкольными учреждениями; развивать внутриколлективные отношения учащихся группы риска, позицию сотрудничества, готовность к совместному решению реальных проблем; реализовывать демократический стиль общения; применять различные виды педагогической техники, управлять эмоциональной атмосферой коллектива; формировать коммуникативные умения у учащихся; развивать положительное восприятие любого ребенка группы риска.
  4. Умения осуществлять творческую деятельность складываются из умений по-своему трансформировать воспитательные идеи и решения; обосновывать решения; формулировать проблемы и генерировать идеи; владеть методикой организации воспитательных дел; владеть импровизацией, театральной педагогикой, оригинальными приемами и способами воспитания, развивать художественно-творческие способности; развивать чувство нового, эффективно применять опыт.
  5. Умения осуществлять индивидуальный подход. Эта группа умений предполагает систематическое изучение индивидуальных особенностей школьника группы риска; развитие положительных индивидуальных особенностей; выбор и обоснование приемов и методов взаимодействия с дифференцированной группой и отдельными школьниками; осуществление помощи учащимся в коррекции их поведения; анализ достигнутых результатов через ведение диагностической карты учащегося.
  6. Умения исследовательской деятельности. Это умения анализировать воспитательные ситуации школы, находить теоретическое, научно-обоснованное решение; обосновывать проблему исследования, пользоваться психолого-педагогической и методической литературой, документами в области образования для обновления воспитательного процесса; обобщать и переосмысливать опыт; анализировать реальные социальные явления и усматривать их значение применительно к воспитательной деятельности; владеть методами научного исследования; проводить педагогический эксперимент, направленный на выяснение и корректировку определенных проблем воспитания; определять и анализировать исходный уровень развития и воспитания личности; диагностировать изменения в уровне развития и воспитанности личности; изучать интересы, возможности учащихся группы риска, анализировать мотивы поступков и деятельности.

Любого педагога волнует эффективность его работы. Особенно проблемно стоит этот вопрос, когда речь идет о воспитательной деятельности детей группы риска. Определить эффективность воспитательной деятельности невозможно без изучения результатов деятельности, так как эффективность определяется соотношением поставленных целей, то есть прогнозируемого результата и реально достигнутого. При оценивании воспитательной деятельности необходим комплексный подход (разные источники информации). При этом очень важно учитывать мнения учащихся о качестве воспитательной работы, а так же о том, насколько им приятно общаться с педагогом в воспитательном процессе. Не менее важным источником информации о деятельности педагога является качество проводимой воспитательной работы (занятий, мероприятий и т.д.), использование новых форм организации и новых педагогических технологий. Значительное влияние на эффективность воспитательной работы оказывает методическое обеспечение, которое предполагает наличие материалов по обобщению передового педагогического опыта и рекомендаций по их использованию, наличие рекомендаций по организации конкретных форм воспитательной работы с детьми группы риска, наличие диагностических карт и других аналитических материалов. Самое трудное в оценке воспитательной деятельности – конечный результат (характер ценностных ориентаций, эмоциональная насыщенность жизни детского коллектива, самочувствие ребенка в коллективе, творческое содружество педагогов и воспитателей и др). Нельзя исключить также мнение администрации о качестве воспитательной работы педагога. Учет и оценка качества воспитательной деятельности позволяет добиваться высоких результатов в воспитании. В реальной практике это обеспечит соответствие воспитательной работы каждого педагога новым решаемым задачам.

Подводя итог всему вышесказанному, сформулируем основные задачи подготовки и переподготовки лиц, занимающихся воспитанием несовершеннолетних детей группы риска:

  • развитие интереса к воспитательной деятельности, мотивационно-ценностного и эмоционального отношения;
  • формирование профессиональной установки на овладение комплексом воспитательных умений и навыков;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование таких профессионально-значимых качеств, как: высокая гражданская активность и социальная ответственность; любовь к детям; духовная культура; желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; способность к эмпатии; способность к рефлексии; креативность – способность к творчеству; эмоциональная уравновешенность; уверенность в себе; умение создавать позитивные подкрепления для самовоспитания учащихся.

Узнать и управлять способом собственного мышления – разве это не гуманно? А основной принцип гуманизации образования можно подать в форме обращения ребенка группы риска к своему педагогу: «Помоги мне осознать это самому».