Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Педагогическая практика как важнейший этап формирования готовности к работе с детьми

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Л.Г. Кыркунова, В.Б. Костылева (Пермь)

Завершается переход к двухуровневой системе образования. Новое время требует особого внимания и ответственности в реализации более широкого подхода к обучению, воспитанию и развитию разносторонних профессиональных качеств выпускников вуза.

Педагогической практике всегда отводилась важная роль в подготовке педагогов-практиков. В ходе ее будущий учитель закрепляет и расширяет психолого-педагогические знания, творчески использует их в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися, осознает степень ответственности за свои знания и умения, по-новому воспринимает учебный материал, начинает соизмерять свои усилия в соответствии с реальными условиями и конкретными ситуациями. Кроме того, в ходе педагогической практики студент реализует себя как педагог-исследователь.

В рамках новой системы обучения (бакалавр-магистр) педагогическая практика сохраняет свои позиции, хотя и несколько сокращается в объеме. Поэтому есть смысл в том, чтобы подвести итого реализации практики в ее традиционной форме (в рамках специалитета) и выявить проблемы, которые не должны перейти в новую двухуровневую систему подготовки специалистов.

Педагогическая практика – ответственный период, в течение которого все функции педагога-практика реализуются компрессировано и комплексно.

С педагогической практики студенты возвращаются изменившимися, повзрослевшими. Они поверили свою готовность к самостоятельной профессиональной деятельности: оценили способности, профессиональные качества с точки зрения соответствия их требованиям к современному учителю; попробовали общаться с детьми и коллегами, реализовать свои творческие задумки, попробовали себя в решении педагогических проблем.

Традиционно педагогическая практика воспринимается студентами как демонстрация, в основном, профессиональных, методических и психолого-педагогических знаний. Оценки, полученные за открытые (зачетные) уроки играют доминирующую роль при постановке итогового балла.

Участие же студента в организации воспитательной работы воспринимается и студентами, и учителями школ, и даже руководителями практики как вспомогательный, дополнительный компонент. Может быть, поэтому в программы курсов общей педагогики для студентов «классических» университетов не включаются разделы, связанные с организацией воспитательной работы, коллективных творческих дел и решением педагогических задач. Хотя любому преподавателю, которых хотя бы раз был в роли руководителя педагогической практики, совершенно ясно, что знание названных вопросов не в меньшей, а зачастую, даже в большей степени, чем знание предметное, определит успех или фиаско студента в период практики.

Разумеется, студент снабжен методическими рекомендациями, в том числе и в области воспитательной работы. Обычно эти рекомендации включают следующий перечень задач:

1. Познакомиться с администрацией школы, учителями и классными руководителями, распорядком работы учебного заведения;

2. Изучить специфику школы, её учебно-воспитательную концепцию, стиль общения; реализуемый в данном учебном заведении.

3. Ознакомиться с функциональными обязанностями учителя-предметника и классного руководителя;

4. Изучить коллектив учащихся выбранного класса (познакомиться с документацией, посетить уроки в этом классе и др.);

5. Научиться планировать учебную (как учитель-предметник) и воспитательную (как классный руководитель) работу;

6. Овладеть методикой организации, проведения и последующего анализа воспитательных мероприятий;

7. Научиться самостоятельно решать проблемы, связанные с дисциплиной, индивидуальными и возрастными особенностями школьников, коммуникативными барьерами.

В ходе осуществления практики студент самостоятельно, в соответствии с планом работы классного руководителя должен заблаговременно готовиться к классным часам (тематическим и актуальным, то есть отражающим реакцию на происходящие события и ситуацию в классе). Важным оказывается умение подбирать литературу, выстраивать концепцию или определять свою позицию в рассматриваемом вопросе, методически продумывать планируемое мероприятие. Кроме этого, студент-практикант должен участвовать во всех делах своего класса: дежурство по школе, собрания и прочее, то есть он должен выполнять все функциональные обязанности классного руководителя при курирующей помощи учителя-наставника. А это немало! Воспитательная работа предполагает: изучение плана работы классных руководителей, методики их работы с учащимися; составление индивидуального плана воспитательной работы в прикрепленном классе. (При составлении плана обращается внимание на задачи и направления, по которым работает классный руководитель, особенности, и черты классного коллектива, с которым он работает); посещение общешкольных воспитательных мероприятий; посещение воспитательных мероприятий (КТД) и их анализ; разработка сценария воспитательного мероприятия и его анализ

По итогам практики в качестве классного руководителя студент готовит подробный отчет, конспект зачетного мероприятия и делает самоанализ воспитательной работы.

Совершенно естественно, что все надежды на осуществление практической подготовки студентов в аспекте воспитательной работы вузы связывают с деятельностью классных руководителей в школах. Классный руководитель, по мысли руководителей практики, должен познакомить студента с учащимися класса, дать максимально полную характеристику классу и отдельным учащимся, обратить внимание на особенности класса; познакомить студента с учителями, преподающими в выбранном классе; представить студента учащимся, помочь установить контакт с детьми или подростками. Он должен познакомить студента с планом воспитательной работы, оказать консультативную помощь при разработке мероприятия. Именно классный руководитель призван помочь определиться с выбором мероприятий, дел, наиболее полезных для учащихся класса.

Кроме того, в обязанности классного руководителя входит посещение зачетных мероприятий студента, организация его обсуждения, оценивание мероприятия; оформление заключения о воспитательной работе студента в бланке отчета.

Однако, как показывают результаты обсуждения итогов педагогической практики на вузовских конференциях, именно эта сторона деятельности вызывает наибольшие затруднения у студентов-практикантов и, вместе с тем, наибольшее количество нареканий. Из года в год повторяются жалобы студента на невнимание со стороны классных руководителей, нежелание решать педагогические проблемы студентов-практикантов, неспособность объяснить недочеты в их работе, неопределенность критериев оценивания воспитательного мероприятия и т.д. Создается впечатление, что появление практиканта в классе некоторые классные руководители, в нашему огромному сожалению, воспринимают или как обузу, или как бесплатную помощь. При этом студент (а это не всегда выпускник вуза) уже должен быть готов ко всем формам взаимодействия с детьми и взрослыми. А если этот помощник не справился с поручением классного руководителя, то это ни в коем случае не может расцениваться как недоработка классного руководителя. Это вина вуза или самого студента.

Такой подход к педагогической практике со стороны школы не может быть признан плодотворным и конструктивным. Студенты обычно очень тяжело переживают неудачи в ходе осуществления именно воспитательного компонента педагогической практики. У них складывается представление о собственной неспособности воспитывать детей в будущем. Как минимум, эти студенты отказываются от перспективы работать в школе по окончании вуза.

Профессионалы в области педагогики понимают, что невозможно ограничить педагогическую практику исключительно проведением уроков ли свести ее к пассивному созерцанию. Поэтому при решении вопроса о том, какой быть школьной практике в будущем, нужно учесть опыт прошлых лет и, наоборот, усилить как теоретическую, так и практическую подготовку будущих преподавателей и учителей. Только такой подход будет способствовать решению проблемы формирования всех необходимых профессиональных и общекультурных компетенций выпускника вуза ХХI в.