Л.Г. Кыркунова, В.Б. Костылева (Пермь)
Взаимодействие человека и группы, личности и социума имеет большое значение в любой возрастной период, но особую силу оно приобретает в подростковом возрасте.
Доминанта подросткового возрастного периода – общение и действие. Именно в общении подростком осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу, определяется личностный и социальный статус подростка. Общение подростка со сверстниками, сравнение себя с другими, интерес к собственной личности, реализация своих способностей и возможностей создают благоприятные условия определения личностного и социального статуса в этом возрасте [1, с.88].
Л.И. Божович, вслед за Л.С. Выготским, отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии подростка появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. [2]. Л.И. Божович считала, что в подростковом возрасте формируется новообразование, которое она называла «самоопределением». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции подростка.
По справедливому суждению В.В. Рогачева, одна из тенденций развития личности в подростковом возрасте – это удовлетворение потребности в поисковой активности и достижении. «Это делает данный возраст наиболее деятельным, позволяет включить старшеклассника в социальную деятельность, особенности которой определяются интенсивным ростом самосознания и стремлением к самореализации» [2, с.39].
Педагоги средних общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования знают, насколько сильно могут увлечь подростков спортивные мероприятия, музыкальные вечера, занятия в художественных кружках, техническая деятельность и в какой степени это может изменить ребят, вселить в них гордость в случае достижения результатов (а значит, повысить самооценку) и отвлечь от сомнительных по своей сути занятий. Поэтому, несмотря на все пертурбации последних 15-20 лет, в сфере образования осталось работать много настоящих педагогов-подвижников, осознающих свою работу не как «образовательную услугу», а как общественное служение, как долг перед следующим поколением. Им удается воспитать прекрасных выпускников – будущих студентов вузов.
В последние годы идея непрерывности образовательного процесса привела к появлению новых форм воспитательной работы и к расширению контингента подростков, на которых ориентированы различные мероприятия. К процессу осуществления социализации подростков подключились вузы Перми.
Так, в Пермском государственном национальном исследовательском университете (известном больше как классический университет) и раньше охотно принимали группы школьников на экскурсии по университетским музеям, организовывали предметные конкурсы и олимпиады, проводили Дни открытых дверей и занятия в школах Юных (то есть ориентировали свою работу практически полностью на одаренных детей – потенциальных студентов). В последние годы сотрудники ПГНИУ активно апробируют новые формы работы с подростками: создают летние городские лагеря отдыха, площадки. Весной уходящего 2011 г. открылась школа юных психологов, проводятся олимпиады по журналистике, конкурс «Грамотей» среди школьников Пермского края.
С 2007 г. при кафедре педагогики Пермского госуниверситета существует общественная организация «Ассоциация исследователей детского движения Пермского края». Она объединила взрослых и детей в их стремлении изучать прошлое и настоящее детского движения в Прикамье, осваивать технологии организации воспитательной работы среди детей и подростков, осуществлять подготовку лидеров подростковых и студенческих коллективов. На счету у Ассоциации – проведение конкурсов научно-исследовательских и творческих работ, конференций, форумов и мастер-классов для школьников и студентов различных учебных заведений Пермского края. Приятно отметить, что в совет входят не только сотрудники кафедры педагогики ПГУ, но и работники других образовательных учреждений Пермского края.
Одним из мероприятий, проведенных руководителями Ассоциации, стал Региональный конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Огнеборцы России», организованный совместно с лидером производства противопожарной техники нового поколения – ООО «Инженерно-внедренческий центр Техномаш». Конкурс завершился 15 января 2011 г. в МАОУ «СОШ № 44» г. Перми награждением дипломантов и призеров.
В этом Конкурсе, целью которого была пропаганда знаний в области пожарной безопасности, поддержка и развитие творческих способностей подрастающего поколения, стимулирование исследовательской, социальной и творческой активности учащихся, приняли участие 221 конкурсант из 23 образовательных учреждений 17 территорий Пермского края: Керчевская СОШ, Карагайская СОШ, Чердынская СОШ, школы г. Краснокамска, Григорьевская СОШ Нытвенского р-на, школы Карагайского р-на и многих других. Участники представляли свои работы в четырех номинациях «Научно-исследовательские работы», «Литературно-творческие работы», «Художественно-графические работы», «Электронные презентации».
Победителей определяли по разным возрастным группам внутри каждой номинации. В состав жюри вошли преподаватели кафедры педагогики и кафедры русского языка и стилистики ПГНИУ, специалисты края в области пожаротушения: В.И. Качуровский – зав. кафедрой педагогики ПГНИУ, профессор, к.п.н., заслуженный учитель РФ, В.Б. Костылева – председатель Совета Ассоциации исследователей детского движения Пермского края, к.п.н., доцент кафедры педагогики ПГНИУ, Л.Г. Кыркунова – к.ф.н., доцент кафедры русского языка и стилистики ПГНИУ, С.Ю. Серебренников – директор ООО «ИВЦ Техномаш», д.т.н., профессор, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Н.А. Викторина – директор МАОУ «СОШ №44» г. Перми, Отличник народного просвещения, руководитель высшей квалификационной категории.
Победителями конкурса стали самые обычные ребята. Некоторые из них благодаря именно этому конкурсу впервые оказались в Перми. Конечно, им было интересно все! Победителям вручили дипломы, похвальные отзывы и поощрительные призы.
Завершился Региональный конкурс «Огнеборцы России» награждением педагогов, подготовивших дипломантов и призеров. Их поздравил директор школы № 44 г.Перми Н.А. Викторина.
Интересно, что в процессе работы со школьниками и учащимися образовательных учреждений Пермского края укрепляются связи Ассоциации исследователей детского движения Пермского края и кафедры педагогики с факультетами университета. Так, в октябре 2010 г. по инициативе АИДД ПК и при поддержке декана филологического факультета проф. Б. В. Кондакова был проведен Региональный конкурс литературно-творческих работ, посвященный «Году учителя». В нем приняли участие 164 школьника из разных образовательных учреждений края и 14 студентов разных вузов г. Перми.
В апреле 2011 года Ассоциация совместно с филологическим факультетом организовала и провела I Региональный конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Портрет детства Прикамья», в котором приняли участие 130 школьников и 18 студентов вузов г. Перми.
Можно сказать, что Ассоциация помогает придать активности подростков социальный характер, через организуемые конкурсы, конференции и другие мероприятия включает их в освоение опыта социальных отношений, т.е. социализация подростка осуществляется в общественно одобряемом направлении. Через деятельность в Ассоциации школьники не только обогащаются опытом научно-исследовательской деятельности, что важно для них как для будущих студентов, но и реализуют себя как личности.
Активное участие в подготовке и проведении мероприятий со школьниками принимают студенты различных факультетов университета (юристы, филологи, историки и др.). Без них не проходит ни одна экскурсия, олимпиада, сбор игрушек или вещей для детских домов или шефский концерт. Так складывается, что от участия во внеучебной работе с подростками города Перми и Пермского края выигрывают все стороны.
- студенты приобретают бесценный опыт общения в ситуациях, максимально приближенных к условиям будущей профессии;
- учителя и преподаватели получают возможность наблюдать своих воспитанников в настоящей деятельности, которая только и является той самой благодатной средой для становления их личностного и социального статуса,
- подростки, оказываясь в новой для них среде, расширяют представления о людях, среди которых живут, о собственных возможностях. Они открывают новый, незнакомый мир: мир науки, знания или искусства и одновременно многому учатся.
Нет сомнений в том, что работа вуза с подростками Перми и Пермского края будет продолжена. Вероятно, мы будем свидетелями реализации новых проектов, осуществления работы в новых, интересных формах. Ведь только так можно, с одной стороны, двигаться вперед, а с другой, – сохранять традиции.
Список литературы:
- Яблокова Е.А. Психология коллектива и личность.- М.: МГУ, 1997.-257 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1986.- 464 с.
- Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Дис…канд. пед. наук.- Ярославль, 1994.- С.39.