Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Воспитательные аспекты реализации междисциплинарных связей в курсе педагогики (на примере связи с лингвистическими курсами)

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Л.Г. Кыркунова (Пермь)

Понятие «междисциплинарные связи» (применяемое, в основном, в вузовской практике преподавания), соотносится с понятием «межпредметные связи» (хорошо разработанным для школьного преподавания) и отражает интеграционные процессы, происходящие сегодня в науке и обществе.

Реализация междисциплинарных связей позволяет выпускниками впоследствии адаптироваться в конкретных профессиональных ситуациях, эффективней применять знания и умения в будущей научной работе, общественной жизни, производственной практике.

Большинство авторов, изучающих междисциплинарные связи, определяет их как дидактическое условие познания обучающимися объективных взаимосвязей, существующих в природе и отраженных в науке [4]. Такое понимание возникло, возможно, в связи с тем, что первоначально междисциплинарные связи оформились в области естественнонаучных и точных дисциплин. До сих пор привычными являются связи биологии и химии, химии и физики, физики и математики, физики и географии.

В области гуманитарных наук неизменный тандем образуют история – философия, история – литература, история – обществознание. Реже реализуются связи физики и труда, литературы и географии и т.д.

В педагогике как вузовской дисциплине, непосредственное назначение которой – подготовка специалистов для работы с детьми и подростками, – также существует не только возможность реализовать междисциплинарные связи (например, педагогика – психология), но и большой потенциал, не используемый, на наш взгляд, в достаточной степени. Мы имеем в виду привлечение знаний из области лингвистических дисциплин: русского языка и культуры речи, риторики, психолингвистики.

Речевое общение, будучи основной формой реализации педагогических предписаний, требований, наставлений и т.д. должно быть не просто хорошо освоено педагогом. Выпускник вуза (особенно тот, которому предстоит общение со сложным контингентом детей и подростков) должен тонко чувствовать слово, уметь подобрать нужный тон общения, подходящую стратегию и тактику речи, а не просто без ошибок употреблять единицы русского языка. Одинаково важна, на наш взгляд, и «общеязыковая» стандартная подготовка студента, и овладение им знаний из новых областей лингвистических наук.

Назовем несколько тем из курса русского языка и культуры речи, которые непосредственно соотносятся с содержанием педагогики.

Основным инструментом воздействия на воспитанника является слово, поэтому на протяжении всего курса педагогики следует формировать у студентов ответственное отношение к выбору и употреблению слов. Культура речи как предмет может дать для этого бесценный теоретический и практический материал. Такие вопросы, как нормы современного русского литературного языка, коммуникативные качества речи (точность, логичность выразительность, этичность и этикетность речи) могут быть затронуты вскользь, попутно, поскольку вряд ли имеет смысл дублировать программу другого курса. Но в процессе анализа выступлений студентов на занятиях преподаватель всякий раз должен обращать внимание на речь самих студентов (особенно если это – студенты-негуманитарии). До сих пор актуальной остается работа над ударением в словах типа: торты, шарфы, позвонит, упростили, новорожденный, экзальтированный и т.д. Как показывают наши наблюдения, современные студенты, в совершенстве знающие английский язык, зачастую не могут объяснить значение фразеологизмов русского языка и даже многих исконно русских слов. На вопрос о значении выражений «снимать стружку» и «держать камень за пазухой» нами был получен ответ: ««Снимать стружку» – это грабить кого-нибудь в подъезде, а «держать камень за пазухой», наверное, готовить убийство, киллера искать!»

Выпускники вуза, которым предстоит работа в образовательных учреждениях, должны владеть системой упражнений по развитию фонационного дыхания, дикции, интонации. Они должны уметь объективно оценивать параметры своего голоса: громкость, высотность, выносливость голосовых связок. Их нужно приучать смолоду беречь свой голос, относиться к нему как к очень тонкому инструменту. Поэтому тема «техника речи», которая традиционно входит в состав педагогической темы «Компоненты педагогической техники», в нашем курсе реализуется через практические, иногда тренинговые занятия.

Рассматривая вопросы, связанные с проблемой педагогического мастерства, преподаватель педагогики невольно затрагивает аспект речевого поведения педагога. А этот вопрос непосредственно связан с понятием риторического идеала. Напомним, что «риторический идеал – система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее этических и эстетических требований» [2, с. 379]. Преподаватель может провести сопоставление поведения различных ораторов: философов, военачальников, политических деятелей, учителей (ученых) прошлого. Тем самым он получает возможность познакомить студентов с риторическим идеалом софистов (показать опасность, которая исходит от оратора, проповедника, преследующего исключительно личные цели, стремящегося к победе любой ценой) и сопоставить его с другими (неманипулятивными) вариантами речевого поведения (идеалом Сократа, Аристотеля, русским риторическим идеалом). Такое обогащение предмета через историю и риторику открывает глаза студенту на многое из того, что происходит сегодня в нашем обществе, учит его противостоять уловкам самому и оберегать от них других.

В последние годы в результате развития лингвистики и психолингвистики появилось немало работ, содержащих описание речевых стратегий и тактик [1]. Использование в курсе педагогики наработок из этой области чрезвычайно актуализирует и педагогическое и лингвистическое знание, приближает его к жизни, практике. Студенты, познакомившиеся с такими явлениями, как стратегия убеждения (через тактики устрашения, уговаривания), стратегия самопрезентации, контроля над речевой инициативой, комплиментарные и рекламные стратегии и тактики, начинают узнавать их в жизни, в реальной речевой практике и соответствующим образом реагировать на них.

Есть еще одно направление лингвистических исследований, до сих пор недооцененное, на наш взгляд, педагогами: речевые игры. На занятиях по педагогике традиционно используют составление кроссвордов, реже – играют в буриме. Однако есть и другие способы разнообразить работу на занятии, использовать «развлекательные моменты» для формирования креативности мышления студентов. Будит воображение работа с формой слов, подбор альтернативных значений слов. Например: волнушка – мелодрама, земляк – червь, беспечность – отсутствие в доме печки и т.п. (см. «энтимологический словарь» [3]). В сочетании с рисованием (в теме возрастные особенности школьников), инсценировкой ситуаций, просмотром и рецензированием видеоматериалов (фильмов и фрагментов выступлений) эта работа дает неплохой результат.

В целом, использование на занятиях по педагогике теоретических сведений или элементов практической работы из области лингвистики позволяет, на наш взгляд, сосредоточить внимание на нюансах педагогической деятельности, глубже раскрыть вербальную природу педагогического воздействия, усложнить работу на занятии, максимально приблизив ее к реальным профессиональным ситуациям. У преподавателя появляется возможность разнообразить дидактические средства, формы и виды работы на занятии, формировать критичность мышления и креативность. Работа в курсе педагогики превращается в творческое сотрудничество между преподавателем и студентами, целью которого является формирование профессионально и личностно значимых качеств.

Список литературы:

  1. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.:ЛКИ, 2008.
  2. Михальская А.К. Основы общей риторики: мысль и слово. – М., 1996.
  3. Норман Б.Ю. Этимологический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 900igr.net ›... › Слово › Происхождение слов.ppt
  4. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи – М.: Педагогика, 1989.