Т.М. Кузнецова (Пермь)
Профессия – социальный педагог – особенная, очень интересная, нужная и достаточно молодая. Социальные педагоги – это люди, которые способствуют успешной социализации детей, молодежи, это люди, которые всегда навиду, рядом с ними всегда находятся родители, коллеги, дети, воспитанники, клиенты, общественность. Поэтому образ социального педагога, его личность должны вдохновлять. Как бы ни был информационно подготовлен социальный педагог, каким бы объемом знаний, умений и навыков, социально – педагогических технологий не владел, социальный педагог, как и учитель, просто обязан быть обаятельной личностью, постоянно работать над собой, совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, яркий, эффективный профессиональный имидж.
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в необходимости существования имиджа делового человека, который рассматривается как часть профессиональной культуры специалиста, особенно в профессиях типа «человек-человек». К сожалению, у нас далеко не все учителя и социальные педагоги озабочены личным авторитетом, работой по формированию личного и профессионального имиджа. Российские учителя, как показывают исследования, в два раза занижают значение имиджа в своей профессиональной деятельности. По данным социологических исследований, проведенных нами, только 19 % социальных педагогов замотивированы на проблему формирования профессионального имиджа, только 17% респондентов удовлетворены своим внешним видом, готовы изучать и соблюдать правила этикета и этические нормы поведения. А ведь имидж – своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать социально-адекватные, психологически-обусловленные профессиональные отношения. Поэтому постановка вопроса и проблема формирования профессионального имиджа социального педагога является, на наш взгляд, весьма актуальной.
«Имидж» (от англ. image) – образ, репутация, авторитет, достаточно символическое понятие, информационное явление, которое сегодня все больше проникает в нашу жизнь. «Имидж» – это красивое и загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80 – х годов. Под «образом « необходимо понимать не только габитарный – визуальный, но и вербальный, поведенческий, а также образ мышления, поведения, поступков и коммуникаций. Это умение общаться, искусство говорить и особенно слушать, т, е, имидж – это интегральная характеристика человека. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, приятные манеры поведения, внешний вид, одежда, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором каждый человек предстает перед другими людьми. Имидж это предъявление социуму собственного представления о самом себе.
Причины появления явления имидж» и новой отрасли знания «Имиджелогия»:
- темп и усложнение жизни в России;
- растущие потребности населения;
- другая социально – экономическая ситуация в стране;
- попытка построения рыночной экономики;
- появление явлений конкуренции и безработицы;
- рост и осознание людьми собственной самоценности;
- осознание значимости комфорта общения;
- рост потребности в овладении технологией самопрезентации;
- появление потребности и продвижение имиджмейкинга;
- реестр профессий, которые требуют мастерского соблюдения привлекательного имиджа, таких как: учитель, психолог, педагог, предприниматель, юрист, а также социальный педагог.
Феномен имиджа можно рассматривать в историческом, культурологическом, психологическом, социальном, педагогическом, филологическом, экономическом и др. аспектах.
Опираясь на ученых – пионеров имиджелогии (Гуревич П.С., Почепцов Г.Г., ШепельВ.М.) необходимо заметить, что на сегодня разработаны структура, функции, виды имиджа, дифференциация его по микросоциуму, социальным группам, проблемам, аспектам и этапам социализации личности, по персоналиям, сферам деятельности. Безусловно, личный имидж человека свидетельствует об определенном уровне его культурного развития, способствует, либо нет успешной социалиэации и эффективности профессиональной деятельности. Секрет имиджа в освоении моделей поведения, приводящих к успеху. Среди видов имиджа выделяют: идеальный, реальный, текущий, личный, персональный, профессиональный и др. Когда личный и профессиональный имидж совпадают – это очень хорошо, но, к сожалению, так не всегда бывает, такое совпадение вырабатывается с годами и встречается у очень опытных специалистов.
При изучении и формировании персонального имиджа необходимо учитывать три группы качеств:
1. Природные качества: коммуникабельность, эмпатия, рефлексия, красноречие.
2. Характеристики личности – как следствие воспитания и образования.
3. Качества, связанные с личным и профессиональным опытом личности.
В чем секрет имиджа? В освоении моделей поведения, приводящих к успеху.
Итак, каков же имидж социального педагога? Если показать его через качества, то можно нарисовать следующий образ, это человек коммуникабельный, толерантный, гуманный, креативный, опытный, компетентный в вопросах социализации, вежливый, юридически грамотный, обладающий высоким уровнем общей культуры, деловой культуры, делового и бытового этикета, психологически грамотный, с достаточным уровнем этической культуры. Но это будет неполный профессиональный образ, необходимо также сформировать определенный габитарный, цветовой, вербальный, пластический, поведенческий и т, д,
В ПГПУ уже ряд лет ведется работа по данной проблематике, в частности: спец. курсы для студентов, курсы повышения квалификации для учителей, семинары и тренинги по формированию эффективного имиджа учителя, педагогов системы дополнительного образования. Кроме того, на факультете социальной педагогики под руководством автора статьи была подготовлена и успешно защищена выпускная квалификационная работа на данную тему.
Целью данного исследования было – изучение социокультурного феномена «Имидж», констатация реального, разработка идеального профессионального образа социального педагога и выявление противоречий между ними, а также, презентация, апробирование и внедрение технологий по формированию эффективного профессионального имиджа у специалистов данного профиля.
Нами были выявлены следующие «проблемные зоны» в профессиональном имидже специалистов данного профиля:
- в государственном стандарте отсутствует дисциплина «Имиджелогия»;
- студенты и работающие социальные педагоги не владеют информацией о сути феномена «имидж», о его структуре, функциях, видах;
- студенты в основном, сориентированы на функционал будущего работника, (что делать?), но не нацелены на формирование профессионального имиджа (как делать?);
- студенты не проинформированы о существующих стилях одежды, а работающие специалисты не демонстрируют деловой стиль одежды и культуру внешнего вида;
- у студентов и практиков слабо развиты эмпатия, социальная перцепция;
- большие проблемы с речью (вербальный образ): орфоэпия, дикция, артикуляция, ударение, лексика – требуют развития и совершенствования, многие социальные педагоги – практики, к сожалению, демонстрируют в общении с клиентами «пермский диалект», а между тем, коммуникативные характеристики имиджа социальных педагогов являются важным фактором, определяющим имидж профессии в целом в глазах основных потребителей социально-педагогических услуг и ряд других.
Испытуемыми были три группы:
- Студенты 1 курса факультета социальной педагогики ПГПУ (изучался идеальный образ будущего специалиста в представлении первокурсников).- 30 чел.
- Студенты 5 курса того же факультета – 25 чел.
- Работающие специалисты – социальные педагоги с опытом работы в различных учреждениях г. Перми и Пермского края не менее 3 лет – 20 человек, всего 75 чел.
Была выдвинута гипотеза – «Эффективный профессиональный имидж социального педагога может и будет способствовать более эффективной работе специалиста, позиционированию и продвижению данной профессии, а также формированию индивидуального стиля деятельности специалистов, а значит возникновению у них чувства удовлетворенности от данной профессиональной деятельности».
Нами был также разработан диагностический инструментарий, адекватный поставленным цели и задачам: анкеты, опросники, интервью, система представлен6ий о предмете исследования, эссе, визуализация.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы и дать некоторые рекомендации для более успешной подготовки специалистов данного профиля, а также для укрепления статуса уже работающих социальных педагогов и повышения авторитета и престижа профессии на рынке труда, а именно:
- имидж социального педагога должен быть более четким по функционалу и профессиональным ролям, современным и понятным обществу, соответствовать ожиданиям и представлениям клиентов, заказчиков и управленческому корпусу образовательных и других учреждений;
- в процесс подготовки данных специалистов необходимо вводить теорию и практику профессионального и персонального имиджмейкинга, а также имиджевые технологии.
Список литературы:
- Гуревич П.С. Приключение имиджа М., 1991.
- Зеленская Т.С. Современный имидж учителя – актуальные проблемы образования М., 2005.
- Калюжный А.А. Педагогическая имиджелогия: вчера, сегодня, завтра. М., 2005.
- Перелыгина Е.Б Психология имиджа: Учеб. пос. М., 2002.
- Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов М., 1997
- Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния М., 1997.