Н.Я. Ильиных (Тобольск)
Одной из главных задач системы профессионального образования является формирование специалистов, сочетающих высокую профессиональную подготовку с навыками организаторской и коммуникативной деятельности.
Важную роль в формировании личности профессионала приобретает не только получение определенных профессиональных знаний, умений и навыков, но и развитие личностных характеристик, активизирующих интерес к изучению выбранной специальности, развитие психологической культуры обучающихся, навыков самосознания, самораскрытия и самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения.
Совершенствование системы физкультурного образования выдвигает задачу улучшения процесса подготовки специалистов. На это нацеливают «Закон Российской Федерации об образовании», «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорту», «Концепции непрерывного физкультурного образования». Возникшая в последнее время в стране сложная социально-экономическая, финансовая ситуация предъявляет свои требования к системе физкультурного образования, к ее адаптации к новым экономическим условиям. Общество сейчас и особенно в будущем нуждается в специалистах профессионально компетентных, трудолюбивых, способных принимать и решать сложные задачи в постоянно изменяющихся условиях, способных найти применение своим знаниям и умениям в различных сферах физкультурной деятельности. В силу объективных и субъективных причин, в том числе из-за кризиса, возникшего в области отечественного социально-гуманитарного знания, значительная часть физкультурных вузов не подготовлена к многоуровневой системе образования.
Отсутствие преемственности между отдельными звеньями профессионального становления (школа–вуз, вуз–производство), путей и стадий профессионального роста является тормозом овладения личностью ценностями профессионального культурного образования. Профессиональное становление и непрерывное образование должны идти параллельно друг с другом и совпадать во времени. Связь непрерывного образования и профессионального становления должна переплетаться на всех этапах процесса учебной, трудовой, научной, воспитательной и другой деятельности. На самом деле этого не происходит.
До настоящего времени в профессиональном становлении специалиста по физической культуре еще не полностью задействованы системы мотивации, интересов, ценностных ориентаций, жизненных планов и других факторов профессионального становления. В имеющейся литературе по физической культуре проблема профессионального становления с учетом новой социально-экономической ситуации, места личностных факторов в развивающейся разнообразной и свободной системе не разработана, не обоснованы механизмы творческой деятельности, не проанализированы основания профессионального становления, вопросы самообразования, самовоспитания, саморазвития специалиста.
В связи с переходом на многоуровневое образование перед факультетом физической культуры стоят очень важные задачи улучшения качества преподавания, совершенствования организации и содержания учебно-воспитательной, научно-методической, научно-исследовательской работы студентов и преподавателей. Совершенствование педагогической практики, вооружения студентов и преподавателей новыми знаниями, информационными технологиями необходимы для изменения профессионального образования и воспитания.
В физкультурном образовании обозначились тенденции перехода к активным формам и методам становления специалиста, переноса акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента с более тесной связью теории и практики. Физкультурное образование должно являться не только и не столько информацией, сколько средством духовного содержания жизни. Профессиональное становление личности в сфере физкультурного образования – это процесс формирования личности, протекающий соответственно процессу профессионально-педагогической деятельности на протяжении всей жизни.