Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Деятельность социального педагога по преодолению трудности социализации подростков склонных к агрессивному поведению

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Н.А. Гангнус, М.Н. Скрябина (Пермь)

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растёт.

Агрессивность у подростков проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения детей, являя собой тот редкий случай, когда ребёнок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов.

Сегодня, в условиях современного общества, наполненного противоречиями, как никогда важно изучить причины, вызывающие агрессивность у подрастающего поколения, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию в отношениях между ребёнком и окружающими его людьми, оказать ему помощь в преодолении трудностей социализации.

Цель исследования: разработать содержательно-технологическое обеспечение деятельности социального педагога, направленное на преодоление трудностей социализации подростков, склонных к агрессивному поведению.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;
  • раскрыть сущность агрессии и агрессивного поведения;
  • установить причины, и специфику проявления агрессивности у подростков;
  • разработать основные направления деятельности социального педагога по преодолению трудностей социализации подростков, склонных к агрессивному поведению.

Объект исследования: процесс социализации подростков в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования: деятельность социального педагога по преодолению трудностей социализации подростков, склонных к агрессивному поведению.

Гипотеза: своевременное выявление трудностей социализации подростков, склонных к агрессивному поведению, будет способствовать их успешному преодолению посредством системы социально-педагогических мер.

Проблемой агрессивного поведения занимались такие авторы как Абрамова Г.С., Антонян Ю.М., Беличева С.А., Дубровинаа И.В., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кон И.С., Личко А.Е., Платонов К.К., Фельдштейна Д.И. и др.

В своих исследованиях авторы отмечают, что современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране.

Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна в этом плане роль семьи. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обусловливает возникновение отчуждённости, грубости, что создаёт объективные предпосылки для появления агрессивного поведения.

По последним данным, на всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности:

Таблица 1

Проявления различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет

Возрастные группы

Формы агрессии, %

 

Физическая

Косвенная

Вербальная

Негативизм

подростки 10-11 лет

49%

32%

44%

45%

подростки 12-13 лет

56%

48%

51%

64%

подростки 14-15 лет

61%

51%

72%

65%

Анализ данных свидетельствует о том, что у 10-11 – летних детей преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (К. Лоренц); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (К. Хорни, Э. Фромм), как «мотивированное деструктивное поведение» (Е.К. Лютова).

Таким образом, если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. А.А. Реан выделяет 5 базовых направлений: инстинктивисткая теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А.Бандура); теория переноса возбуждения (Д.Зильман и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л.Берковец и др.).

Как отмечают исследователи, для подростков, склонных к агрессивному поведению, характерны бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, тревожность, неумение находить выход из трудных ситуаций. Вместе с тем, среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

Можно говорить о том, что подросток склонен к агрессивному поведению, если оно характеризуется следующими признаками:

  • высокая частота действий, цель которых – причинить вред сверстникам;
  • преобладание физического насилия (проявляется в виде вербальной агрессии);
  • действия, направленные на причинение сверстникам физической боли или страдания.

Для агрессивных подростков недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдалённость от других. Степень такого восприятия враждебности может быть различной, однако её психологическая природа остаётся той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть мир другого человека.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что эффективность социализации подростков, склонных к агрессивному поведению, существенно снижают следующие проблемы:

1. Проблема эмоциональной нестабильности. Её проявления существенно снижают уровень положительной мотивации к учению, способствуют формированию чувства недоверчивости и отчуждённости по отношению к взрослым и сверстникам.

2. Проблема, связанная с неблагополучной ситуацией в отношениях подростка с родителями. Равнодушное, отчуждённое отношение родителей к подростку способствует формированию у последнего чувства ненужности, неуверенности, низкой самооценки, скованности, агрессивности. Агрессивные проявления в данном случае выступают в роли защитной реакции, как протест против сложившихся обстоятельств «нелюбви» и «непонимания» со стороны матери и отца.

3. Проблема, связанная с подавлением и унижением другого. Зачастую подростки, выплёскивая агрессивность на взрослых или сверстников, не могут оценить создавшуюся ситуацию и не замечают, что своими поступками они вселяют страх и беспокойство в окружающих. Напротив, им кажется, что весь мир настроен враждебно по отношению именно к ним. В результате образуется замкнутый круг: агрессивные подростки опасаются окружающих, а те, в свою очередь, боятся и избегают их.

4. Проблема нарушений в отношениях со сверстниками. Исходя из того, что в подростковом возрасте общение со сверстниками является ведущим видом деятельности, несостоятельность подростка в этом плане, его отверженность и непринятость другими детьми отрицательно сказываются на его личностном становлении и ведут за собой формирование пассивности, замкнутости, отчуждённости, враждебности, агрессивности.

В итоге, подобные отрицательные качества в связи с особенностью подросткового возраста во многом определяют дальнейшее формирование личности ребёнка, препятствуя развитию его полноценных отношений с окружающими людьми, становлению его Я-концепции.

5. Проблема, связанная с проявлением агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций.

Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями подростка в том или ином виде деятельности (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями подростка и сверстников (потребности находятся за пределами осуществляемой деятельности). Конфликты бывают внешние – возникают в сфере деловых отношений детей, однако за её пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений, и внутренние – как правило, возникают у подростков, склонных к агрессивному поведению, в условиях их ведущего вида деятельности. Такие конфликты, как правило, скрыты от наблюдения, чем создают дополнительные сложности как для ребёнка, так и для его сверстников, педагогов, родителей.

Всё вышесказанное позволяет говорить о том, что важными направлениями в деятельности социального педагога по коррекции агрессивного поведения у подростков выступают следующие:

  • Первым шагом является выяснение возможных причин агрессивного поведения, т.е. диагностический этап – это предварительное тестирование детей и взрослых (родителей, педагогов). Диагностика позволяет разобраться в причинах агрессивного поведения подростка и наметить дальнейшую работу с ним.
  • Следующий этап коррекционной работы – проведение серии тренингов, направленных на:
        • Развитие умения понимать состояние другого человека;
        • Развития умения выражать свои эмоции в социально – приемлемой форме;
        • Обучение ауторелаксации;
        • Обучение способам снятия напряжения;
        • Развитие социальных навыков;
        • Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Для того, чтобы все эти задачи были успешно реализованы, нужно соблюдать педагогический такт в работе с подростками, проявлять доброжелательность и терпимость.

  • Не менее важным этапом работы социального педагога с подростками, склонными с агрессивному поведению, является не только работа с ребёнком, но и работа со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. Очень важно донести до родителей понимание проблемы агрессивности и эффективные методы взаимодействия с подростками, склонными к агрессивному поведению.

Опираясь на теоретические положения, мы провели опытно-экспериментальную работу, направленную на преодоление трудностей социализации подростков, склонных к агрессивному поведению.

Работа проводилась в марте- апреле 2011 года, на базе МОУ Средней общеобразовательной школы №120 города Перми. В эксперимент были включены 7 «А» и 7 «Б» классы.

Прежде всего, нами были проведены беседы с классными руководителями, директором, завучами, психологом на предмет проявления агрессивных действий у учащихся данных классов. Многие опрошенные отмечали наличие данных действий у большинства подростков, низкий уровень учебной мотивации, склонность к конфликтам.

Заместители по учебной и методической работе отметили, что в настоящее время в школе среди подростков существует две самые глобальные проблемы – это агрессивное поведение и правонарушения. При этом, с учащимися уже проводились беседы со стороны директора и социального педагога, инспектора по делам несовершеннолетних, классные часы.

Таким образом, собранная нами информация ещё раз подчеркнула значимость заявленной проблемы.

Далее, для выявления степени выраженности агрессивных тенденций у подростков нами был использован опросник А. Басса-Дарки. Результаты (они представлены в диаграмме ‑ рис. 1) показали, что у подростков исследуемых групп в целом есть трудности в социализации, что обусловлено низким уровнем эмоционально-волевых реакций, которые выражаются в агрессии к окружающим (обида, подозрительность, чувство вины). Также ярко выражена склонность к физической агрессии, вербальной агрессии и негативизму. При сопоставлении информации, полученной с помощью бесед и диагностирования, выяснилось, что одно дополняет другое.

Рис 1 Анализ результатов опросника А. Басса-Дарки

Для выявления характера отношений подростков с родителями нами была использована методика «Рисунок семьи». Её данные показали, что более чем у 40% учащихся имеются проблемы в семье, связанные с пониманием и принятием родителями ребёнка.

Кроме того, нами была проведена социометрия, которая показала наличие проблем и во взаимоотношениях подростков исследуемых классов со сверстниками.

Таблица 1

Результаты исследования межличностных отношений в группе 

Социальный статус подростков

Контрольная группа

Экспериментальная группа

лидеры

5%

_

предпочитаемые

50%

50%

принятые

35%

30%

изолированные

10%

20%

Для выявления уровня самооценки нами была использована методика Т.В. Дембо-Рубинштейн, основанная на непосредственном оценивании учащимися ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, практические умения, внешность, уверенность в себе.

Полученные данные (представлены в табл. 2) показали, что среди подростков имеется немало учащихся (55%) с заниженной самооценкой, выступающей препятствием их социализации и причиной проявления агрессивных намерений.

Таблица 2

Результаты исследования самооценки по методике Т.В. Дембо-Рубинштейн

Уровень самооценки

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Адекватная самооценка

40%

35%

Неадекватная самооценка

Завышенная самооценка

15%

10%

Заниженная самооценка

45%

55%

Для решения выявленных проблем социализации подростков, склонных к агрессивному поведению, мы разработали и реализовали программу социально-педагогической деятельности по преодолению обозначенных проблем.

Программа включала в себя три основных блока.

Первый блок («Я и моё самоощущение») включал в себя серию занятий, направленных на преодоление тревожности и страха, формирование положительной самооценки. Содержание второго блока («Мои сверстники и я среди них») было направлено на преодоление у учащихся трудностей во взаимоотношениях со сверстниками, формирование у них умения слышать и слушать, чувства доброжелательности и терпимости, конструктивных навыков выхода из конфликтных ситуаций.

Наконец, занятия третьего блока («Мир взрослых и я в этом мире») были направлены на преодоление у подростков трудностей во взаимодействии с родителями, налаживание между ними контакта, формирование чувства доверия и уважения.

В реализацию программы были включены такие субъекты образовательного процесса, как: социальный педагог, психолог, классные руководители, родители. При реализации предложенной нами программы у учащихся 7 «б» класса наметилась положительная тенденция в сторону снижения уровня агрессивности.

Таким образом, реализуя комплексный подход в решении заявленной проблемы, мы достигли поставленной цели, о чём говорит наметившаяся положительная динамика по ряду показателей.

В заключение хотелось бы сказать о необходимости осуществления пристального внимания со стороны педагогов и родителей к проблемам подросткового возраста, ибо в силу его сложности и противоречивости ребёнок данной возрастной категории нуждается в ещё большем понимании и любви, ибо «только любовь порождает добро, тогда как зло – только ненависть и агрессию» (К. Роджерс).