Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Концептуальная модель воспитания детей «группы риска» в системе учреждений дополнительного образования спортивного профиля

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.Н. Волков (Нижний Новгород)

Развитие детского массового спорта выступает важным средством профилактики девиантного поведения подростков. У них формируются привычки к спортивному стилю жизни, меняются приоритеты и потребности, создаются новые жизненные цели.

Понимая значимость данной проблемы, государство осуществляет поддержку детства и юношества. Следует отметить такие государственные программы как Президентская программа «Дети России», федеральная целевая программа «Молодежь России», совместный проект России и ЕС «Дети и молодежь групп риска», местные целевые программа и др.

Основными воспитательными целями государственной политики в системе детско-юношеского спорта являются:

  • Социально-педагогическая адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения.
  • Социально-педагогическая реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Система дополнительного образование детей – это составная часть общей системы образования государства, это сущностно-мотивированное образование, позволяющее ребёнку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. На сегодняшний день в инфраструктуру системы дополнительного образования детей входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет. Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов.

Сегодня в систему учреждений дополнительного образования спортивного профиля входят детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские (спортивные) школы олимпийского резерва (СДЮ(С)ШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (ДЮАШ), детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП).

Проведенные нами исследования показали, что более 66% детей и подростков, занимающихся в спортивных секциях можно отнести к «группе риска».

Как известно к «группе риска» относят детей из проблемных семей, плохо успевающих в школе и характеризующихся различными проявлениями отклоняющегося поведения. Это дети, попавшие в ситуацию жизненного неблагополучия; ситуацию, в которой они постоянно или периодически недополучает необходимых социальных благ для своего развития, оказываясь под воздействием негативных условий и факторов внешнего мира. Кроме того, к «группе риска», как правило, относят детей и с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям институтов воспитания (семьи детского сада, школы и т.д.).

Поэтому основными задачами работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования спортивного профиля являются:

  • разработка и реализация программ по профилактике безнадзорности, правонарушений, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди молодежи;
  • внедрение современных форм и методов педагогического воздействия, профилактической и социально-адаптационной работы с детьми «группы риска»;
  • методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению подрастающего поколения несовершеннолетних.

В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социально-педагогическую адаптацию ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т.е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.

Добровольность посещения учреждения детьми влечёт за собой ряд особенностей, отличающих воспитательную работу в них от аналогичной деятельности общеобразовательных школ.

В этом случае, прежде всего, должна быть высокая индивидуальная мотивация, привлекающая ребёнка в учреждение, связанная с возможностью выбора занятия по интересам и, прежде всего с видами спорта, развивающими и физические данные ребёнка и повышающими его чувство защищённости. Эта мотивация включает в себя также потребность общения и самоутверждения. Учитывая добровольность посещения учреждения, для них характерно наличие «диффузного слоя», то есть некоторой части незакрепившихся, колеблющихся детей, посещающих секции нерегулярно.

Безусловно, необходим комплексный подход – в каждом учреждении, где находится ребёнок, он должен получать необходимую помощь: психологическую, физическую, педагогическую и социальную. Для достижения этой цели работа должна вестись по направлениям:

  • Подготовка и переподготовка кадров.
  • Внедрение новых методик.
  • Создание психолого-педагогической службы.
  • Разработка концепций и программ работы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.
  • Организация досуговой деятельности.

Можно констатировать, что, к сожалению, воспитательные задачи подрастающего поколения остаются в системе массового детско-юношеского спорта второстепенными.

Чтобы учреждения дополнительного образования спортивного профиля заняли своё достойное место в системе социальных институтов, эффективно оказывающих помощь детям «группы риска», требуется решить комплекс вопросов организационного, материально-технического, кадрового, научно-методического и психолого-педагогического обеспечения этого перспективного направления превентивной практики.