С.А. Вдовина (Ишим)
Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным (отклоняющимся) поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает. Данная проблема перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу -воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах. Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно, должны желать родители, может быть, достигнут только совместными усилиями.
Среди социально-педагогических факторов, влияющих и» формирование личности подростка и на особенности его поведения, главным является родительская семья. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведении, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Важную роль в воспитании ребенка играет стиль семейного воспитания. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и др.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. А.С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся рассмотрением нескольких аспектов функции семьи:
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Семья, конечно, является первым и уникальным воспитателем, потому что ребенок в первые и самые важные годы своего формирования находится в тесном и непосредственном контакте с родителями.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического Здоровья.
4.Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
5.Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля.
Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений «рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.) [1].
Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий так же меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее и тому есть свои причины. Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребенка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий трех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе.
Первейшее условие взаимодействия семьи и школы -исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы эти субъекты имели возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей каждого могли устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате [4].
При этом основными функциями взаимодействия школы и родителей являются: информационная; воспитательно-развивающая, формирующая; охранно-оздоровительная; контролирующая; бытовая.
Главные задачи взаимодействия: формирование активной педагогической позиции родителей, вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказывать воспитательное воздействие на своего ребенка, детей класса;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Важным направлением в работе классного руководителя с родителями является профилактика. Данная работа подразумевает разработку таких специальных программ педагогического образования, просвещения родителей, проведения мероприятий, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа.
Диагностическая работа классного руководителя в отрыве от коррекционной работы с семьями учащихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. Ее реализация должна сопровождаться соблюдением психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности [3].
Установление контактов с родителями, с семьей учащихся -первостепенная задача в работе учителя. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии его потенциала
Список литературы:
- Азаров, Ю.П. Типы семей [Текст] / Ю.П. Азаров // Классный руководитель, – 2006. – №7.
- Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. – 2-е изд., переработ и доп.. – М.: Политиздат, 1985. – 238 с, ил.(Б-чка семейного чтения).
- Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Шк. пресса, 2002. -512 с.
- Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст]: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с: ил. (Серия «Учебное пособие»)